Методическая составляющая практикума по методике обучения физике | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Фролов, И. В. Методическая составляющая практикума по методике обучения физике / И. В. Фролов, А. М. Володин. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2924/ (дата обращения: 16.12.2024).



Изменения в системе образования России на всех уровнях требуют изменений в содержании и методике изучения предметов. В данной статье рассматриваются новые подходы к структуре и содержанию лабораторного практикума по дисциплине «Методика обучения физике».

Ключевые слова: демонстрационный эксперимент, методика демонстрационного эксперимента, лабораторный практикум.

Система образования в России в последние десятилетия кардинально изменилась. Переход высшего образования на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура) привел к возникновению вполне очевидных проблем. В первую очередь, это связано с тем, что резко уменьшилось число часов на изучение учебных дисциплин методического плана. Система зачетных единиц (примерное содержание одной зачетной единицы составляет 36 академических часов) также вносит свои особенности в распределение учебных часов на лекционные, семинарские и лабораторные занятия. Все это привело к тому, что, например, по дисциплине «Методика обучения физике» практически исчезли семинары, учебные часы распределяются на лекции и лабораторные работы. Учитывая, что число лекционных часов сократилось (в сравнении с учебными планами советского времени), а лабораторные работы более нацелены на технику проведения школьного демонстрационного эксперимента, встает необходимость пересмотра подхода к разработке и проведению лабораторного практикума. Необходимо усилить методическую составляющую при его проведении.

В научно-методической литературе отмечается, что методика демонстрационного эксперимента и его техника почти неразрывны и зачастую трудно наметить четкую границу между ними. Однако нужно понимать, что есть определенные различия между методикой и техникой подготовки эксперимента и методикой его применения в процессе обучения физике. Методика применения демонстрационного эксперимента связана с определением места опыта в структуре урока, реализацией его дидактических возможностей и определением последовательности проведения опыта в органичной связи с объяснением учителя. Здесь решаются, например, задачи определения оптимального сочетания данного демонстрационного опыта с другими средствами наглядности, формулируются те дополнительные вопросы к учащимся, которые необходимы при обсуждении результатов опыта, формулируются необходимые выводы.

В процессе проведения демонстрационного эксперимента независимо от поставленных целей демонстрации опытов «можно указать общую систему действий, которые выполняет учитель, показывая опыт учащимся:

 создание мотивации и организация внимания учащихся;

 формулирование познавательной задачи;

 описание экспериментальной установки;

 выделение объекта наблюдения;

 выполнение эксперимента, при необходимости его повторение;

 фиксация результатов эксперимента;

 анализ результатов и обсуждение выводов» [2, С. 351].

В научно-методической литературе выделены следующие знания, умения и навыки которыми должен овладеть будущий учитель физики в процессе обучения:

 «уметь собирать любую установку по схемам и описаниям;

 знать назначение и правила эксплуатации основного оборудования по физике для средних школ;

 овладеть методикой и техникой демонстрации школьных физических опытов;

 уметь объяснять демонстрируемые явления на уровне учителя средней школы;

 усвоить навыки соблюдения техники безопасности при выполнении опытов» [1, С.38].

Структурные элементы практикума, в принципе, всегда повторяются: цель конкретной работы, задания для подготовки к проведению лабораторной работы, описания особенностей проведения опытов с необходимым оборудованием, задания для контроля. Однако содержание самих структурных элементов может быть изменено. И этому есть необходимые предпосылки. Уменьшение числа лекционных часов, отсутствие семинарских занятий приводит к тому, что мало внимания уделяется вопросам систематизации и обобщения, структуре физической теории, существенным свойствам физических понятий. В связи с этим необходима такая организация процесса подготовки студентов к выполнению работ практикума, которая бы способствовала системному анализу теоретического материала.

Таким образом, относительно структурного элемента, связанного с подготовкой студентов к выполнению работ практикума необходимо отметить следующее. В процессе подготовки к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Методика обучения физике» студентам можно предложить вопросы типа:

1. Элементы какой физической теории рассматриваются в данной теме?

2. Какие опытные факты рассматриваются при изучении темы?

Также студенты должны заполнить таблицу формируемых в теме физических понятий:

Объекты

Свойства

Явления

Величины

Относительно проведения собственно самих работ практикума, заметим, что в изданных ранее пособиях описываются устаревшие приборы и установки, а современная школа укомплектовывается или измененными, или совершенно новыми по конструкции, и студенты испытывают определенные затруднения в попытке провести опыт по старым инструкциям на новых установках. В связи с этим необходимо, по возможности, в структуру работы практикума вводить краткое описание и фотографии тех комплектов или установок, которые используются при выполнении запланированных демонстрационных экспериментов.

Приведем пример такого элемента практикума при постановке опытов по гидростатике:

Опыт 8. Архимедова сила.

Оборудование: ведерко Архимеда, штатив, банка стеклянная (или аквариум), стакан с водой.

Ведерко Архимеда применяют для демонстрации действия давления жидкости на погруженное в нее тело. Прибор состоит из ведерка, цилиндра, которые соединяются между собой нитью пружинного динамометра с дисковым указателем. Пружина крепится в скобе. Растяжение пружины отмечают фиксатором.

Для школ выпускаются и другие по комплектации комплекты для изучения силы Архимеда.

Относительно инструкции по проведению опытов заметим следующее. При выполнении некоторых лабораторных работ учитель должен организовать правильное восприятие промежуточных результатов, проводить анализ результатов и организовывать обсуждение выводов. Всему этому необходимо научить студентов. Этому будет способствовать не указание этапов техники проведения опыта, а полностью раскрытое содержание рассуждений учителя. Например, при изучении выталкивающей силы на основе ведерка Архимеда студенты заполняют следующее:

«Перед опытом покажите, что емкость ведерка соответствует объему цилиндра. Соберите установку по рисунку. Цилиндр опустите в пустой широкий стеклянный сосуд достаточной высоты. Обратите внимание на положение диска-указателя, отметьте его положение стрелкой. Динамометр показывает ______________________________________________

Наливайте воду в сосуд, чтобы цилиндр погрузился примерно наполовину. Обратите внимание на положение диска-указателя. Вес тела ____________________. Долейте воду так, чтобы цилиндр погрузился в воду полностью, и снова обратите внимание на положение диска-указателя. Вес тела __________________.

Вывод: Вес тела в жидкости _______________________ веса тела в воздухе. Значит на тело, погруженное в жидкость ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________.

Медленно наливайте воду в ведерко до тех пор, пока она не займет весь его объем. Обратите внимание на положение диска-указателя. Показания динамометра ___________________. Значит сила, _______________________________________ ________________________ скомпенсирована _________________________________

_____________________________. А так как объем ведерка равен ___________________________________, то можно сделать вывод о том, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сформулируйте закон Архимеда.

При проведении демонстрационных опытов есть возможность использования приборов, которые могут быть собраны самими учителями. В структуре работ практикума могут быть предложения по конструированию таких приборов. Например, при использовании прибора «Картезианский водолаз» можно предложить студентам следующее: «Демонстрационный прибор «Картезианский водолаз» имеет ряд конструкционных решений. Для его изготовлений необходим стеклянный сосуд, закрытый резиновой пробкой со вставленной в нее стеклянной трубкой (либо закрытый резиновой пленкой). В качестве «картезианского водолаза» можно использовать маленькую пробирку, которая также закрыта резиновой пробкой со вставленной в нее стеклянной трубкой.

Налейте в стеклянный сосуд три четверти воды, аккуратно опустите в него пробирку пробкой вниз, закройте сосуд пробкой с трубкой (либо затяните резиновой пленкой). К трубке пробки подсоедините насос и нагнетайте воздух в сосуд (или нажмите на пленку, которой закрыт сосуд). Пронаблюдайте и объясните поведение «водолаза»».

Описанный подход к структурированию и наполнению содержанием работ практикума по дисциплине «Методика обучения физике» будет не только способствовать усилению методической подготовки будущего учителя физики. Такой лабораторный практикум будет полезен и начинающим учителям физики в учебном процессе.

Литература:

  1. Низовских Н.А. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Общее (основное) оборудование школьного кабинета физики: Учебное пособие./Н.А. Низовских. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2011. – 57 с.
  2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская и др.; Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): демонстрационный эксперимент, вес тела, лабораторный практикум, Методика обучения, положение диска-указателя, лабораторная работа, научно-методическая литература, резиновая пленка, резиновая пробка, стеклянная трубка.

Ключевые слова

лабораторный практикум, демонстрационный эксперимент, методика демонстрационного эксперимента

Похожие статьи

Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии

В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Роль текущего контроля при проведении практических занятий по физике

Рассмотрены достоинства и недостатки одного из практических методов усвоения теоретического материала при обучении физике — работа с раздаточным материалом, основной целью которой является формирование учебных компетенций курсантов.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Похожие статьи

Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии

В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Роль текущего контроля при проведении практических занятий по физике

Рассмотрены достоинства и недостатки одного из практических методов усвоения теоретического материала при обучении физике — работа с раздаточным материалом, основной целью которой является формирование учебных компетенций курсантов.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Задать вопрос