Роль механизмов памяти в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.10.2019

Статья просмотрена: 939 раз

Библиографическое описание:

Стрельникова, Н. А. Роль механизмов памяти в образовательном процессе / Н. А. Стрельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/279/63010/ (дата обращения: 16.11.2024).



Люди с древних времен проявляют интерес к памяти, она настолько важна в нашем существовании, что даже удостоилась, своего рода, обожествления. В «Теогонии» Гесиода память выступает в образе богини Мнемозины, дочери Неба — Урана и Земли — Гайи и наделяется такими характеристиками, как всеведение и знание того, что было, что есть и что будет. Таким образом, данная богиня знает всё, что происходило, что происходит и что произойдёт — владеет тайнами бытия и необычайной мудростью.

Насколько нам известно, в определенный период своего существования человечество не обладало такой роскошью как письменность, и передавать знания можно было только «из уст в уста», а для этого носителям знаний необходимо было обладать хорошей памятью, чтобы воспроизвести информацию с минимальными изменениями. В виду преобладания устной традиции, необходимо было найти и взять на вооружение специальные техники, позволяющие запоминать и воспроизводить достаточно большие тексты. Но несмотря на то, что период интереса к памяти достаточно продолжителен, в этой области по-прежнему больше вопросов, чем ответов.

Почему же память так важна для каждого из нас? Именно наша память и наши воспоминания составляют нашу индивидуальность, определяют то, кем мы являемся. Люди, потерявшие в силу каких-либо трагических обстоятельств, свою память, и диагностированные как ретроградной, так и антероградной амнезией, теряют так же и свою индивидуальность. Да и вообще, возможно ли существование какой-либо культуры при отсутствии памяти?

В области образования память является неотъемлемой частью процесса обучения. Именно она позволяет накапливать, передавать и применять на практике определённые знания. Без памяти никакого процесса обучения не было бы и в помине. Но, как и о многих само собой разумеющихся вещах, о памяти в процессе образования мы, в нашей реальности задумываемся не так серьёзно, как стоило бы это делать.

Не раз доводилось слышать грустные жалобы от учителей о том, что уже в сотый раз рассматриваем эту тему, а ребята как будто впервые об этом слышат. А уж если ученики пришли после летних каникул, то вообще можно начинать с чистого листа. Думаю, что у каждого из нас в практике был такой опыт. Именно в таких ситуациях нужно задать себе важный вопрос — почему это происходит? Как вообще работают механизмы памяти? Как работает эта мощная машина, и как направить её работу в нужное нам русло?

Известно, что механизмы работы памяти включают в себя ряд процессов, основными из которых являются запоминание, узнавание или воспроизведение, что позволяет определить память, как высшую психическую функцию, позволяющую воспринимать, сохранять и применять информацию.

В настоящее время существует достаточно много разнообразных техник запоминания и извлечения информации, и даже проводятся турниры на выявление самый действенных техник. Сохранение полученных знаний является сложным, многоступенчатым процессом, подразумевающим под собой перенос комплекса обработанных ощущений из рабочей памяти в долговременную. Но что именно позволяет этим техникам работать? Что происходит на более глубоких уровнях? Как происходит процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации на клеточном, молекулярном уровне? Где именно и в каком виде хранится полученная нами информация и что позволяет в нужный момент найти и вывести из этого хранилища именно ту самую необходимую в данный момент единицу знания?

Известно, что в настоящее время выделяют две фазы памяти: короткое и длительное хранение; соответственно можно выделить два вида памяти: краткосрочную и долгосрочную. В последнее время в научном мире фигурирует термин рабочая память, так условно называют те знания, которые используются в нашей памяти в настоящий для нас момент времени, например, то, что нам в данный момент нужно для решения той или иной задачи, и иногда считается полным синонимом краткосрочной памяти.

Соответственно, существуют как минимум своего рода общий склад, где хранятся накопленные нами знания; перевалочный пункт, куда подвозятся именно те знания, которые требуются нам в данный момент; своего рода сотрудники, которые эти знания запрашивают, находят и доставляют и база где перерабатываются новые, поступившие недавно знания.

Процесс перехода информации из рабочей памяти в долговременную и в обратном порядке — из долговременной в рабочую в научной литературе называется консолидацией памяти. Такой переход информации может рассматриваться на двух уровнях — молекулярном и системном. Следовательно, в зависимости от уровня мы можем говорить как о молекулярной, так и о системной консолидации памяти.

В настоящее время до конца неизвестно, как именно происходит процесс формирования памяти на молекулярном уровне. Но всё же ученым удалось следка приоткрыть завесу над этой тайной. В 1962 году Х. Хиден, проводил исследования на крысах, в ходе которых выявил, что при изучение новой информации, связанной с физической активностью, в клетках мозга наблюдается всплеск синтеза РНК, а через некоторое время, в пределах первого часа, происходит всплеск синтеза белка. Этот всплеск синтеза РНК и белка нужен, чтобы запомнить новую информацию [1, c. 1366].

Если этого всплеска не будет, то информация просто не сможет перейти в долгосрочную память. Что же может помешать запоминанию и не позволить необходимому белку синтезироваться? Что может выступить в роли ретроактивной интерференции — вмешательства в след памяти? Как выяснилось, данному процессу может помешать не только ввод специальных препаратов, нейтрализующих синтез необходимого белка, но и такая, казалось бы, безобидная вещь, как вторая порция информации.

Интересующиеся процессами памяти ученые Г. Э. Мюллер и А. Пильцекер в своих исследованиях выяснили, что если после первой порции новой информации, которую нужно запомнить, любого вида, визуальной, аудиальной, в пределах нескольких минут или сразу дать вторую порцию, то это помешает надолго запомнить первую порцию информации. Если отставить вторую порцию информации на несколько десятков минут, 15, 20, 30 минут, то в одинаковой степени запомнятся обе порции информации.

Думаю, это и является одним из камней преткновения в настоящее время в нашем образовательном процессе. Объем знаний, предлагаемый нашим ученикам настолько велик, что необходимые белки в каких-то случаях просто не успевают синтезироваться из-за ретроактивной интерференции. И в каких-то случаях большое количество информации просто не позволяет запоминанию осуществиться уже на молекулярном уровне. А если эта информация не перешла в долговременную память, то о процессе хранения и воспроизведения уже не может быть и речи.

Другим камнем преткновения выступает активность обучающегося на уроке. Если полученная информация не прорабатывается в рабочей памяти, например, человек вместо того, чтобы обдумывать полученные знания, вообще «пропускает их мимо ушей» и думает в этот момент, о более интересных для себя вещах, то говорить о запоминании тоже не приходится.

Решением данных проблем, на мой взгляд, может стать дозированная подача информации, количество которой позволит необходимым белкам синтезироваться и сделать возможным переход информации в долгосрочную память и осознание обучающимися работы механизмов запоминания. Для более старших ребят решением может стать волевое усилие над собой. Э. Мейман, систематически обследовавший своих студентов, установил, что даже предметы ближайшего окружения, постоянно находящиеся перед глазами, часто запоминаются очень плохо, если не было специальной установки на их запоминание. Что касается младших обучающихся, здесь может помочь яркость и новизна предлагаемой информации. К слову, о новизне информации, именно она является основным запуском процесса изменений в мозге.

В 50гг. высокой популярностью обладала теория о том, что геном памяти в мозге млекопитающих являются, ядерные протоонкогены c-fos. Биологическо — адаптивной функцией этих генов является регуляция нормального деления клеток в моменты развития организма. Как выяснилось, некоторые из этих протоонкогенов кодируют определённые белки. Эти белки меняют программы работы других генов и являются, в своём роде, координаторами клеточных программ.

Экспериментальным путём было открыто, что эти гены активируются в мозге в момент необходимости усвоения новой информации, а сигнал новизны приводит к активации fos-генов. Белки, кодируемые этими генами, взаимодействуют друг с другом, изменяя работу клетки. Основным триггером процесса изменений в мозге является новизна информации, а она зависит от прошлого субъективного опыта. Поэтому мозг постоянно перестраивает работу своих клеток, продолжая развиваться. И самыми сильными стимулами для процессов работы генов в нашем мозге являются слова.

Литература:

  1. H. Hyden and E. Egyhazi. Nuclear RNA Changes of Nerve Cells during a Learning Experiment in Rats // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. — 1962. — № 8. — С. 1366–1373.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, память, порция информации, рабочая память, информация, молекулярный уровень, всплеск синтеза РНК, долгосрочная память, необходимый белок, ретроактивная интерференция.


Задать вопрос