Организация повторения знаний учащихся с учетом развивающихся технологий и современных знаний в области памяти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Лемещенко, М. Н. Организация повторения знаний учащихся с учетом развивающихся технологий и современных знаний в области памяти / М. Н. Лемещенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119274/ (дата обращения: 21.11.2024).



В мире быстро меняющихся технологий и стремительных изменений в образовательной сфере важность организации эффективного повторения знаний становится как никогда актуальной. Понимание механизмов памяти и использование современных методик запоминания позволяют педагогам создавать оптимальные условия для освоения материала учащимися. В этой статье я хочу рассмотреть, как можно использовать достижения науки о памяти, а также современные технологии для повышения эффективности повторения знаний.

Память и ее механизмы

Память — это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов: восприятие, хранение и воспроизведение информации. Как показывают исследования, понимание того, как работает память, может существенно улучшить методы обучения. Работы Татьяны Черниговской, известного российского нейрофизиолога, подчеркивают, что запоминание материала — это не просто механическое заучивание, а активный процесс, который требует осознанного взаимодействия с информацией. Черниговская указывает на важность эмоциональной связи с материалом. Эмоции могут усиливать запоминание, поэтому применение интерактивных и творческих методов в обучении может сыграть ключевую роль в процессе повторения знаний. В своих исследованиях ученые обращают внимание на то, что активное восприятие информации и ее осмысление ускоряют ее переход в долговременную память.

Память как основа обучения

Память — это сложный и многогранный процесс, складывающийся из нескольких компонентов. Понимание особенностей памяти поможет педагогам выбрать наиболее подходящие методы повторения.

  1. Сенсорная память: Она отвечает за краткосрочное восприятие информации. Например, звуки, образы или запахи фиксируются всего на несколько секунд. Для педагогов это означает, что взаимодействие с материалом должно быть многократным и многообразным (например, через звук, видео и текст), чтобы информация переходила в краткосрочную память.
  2. Краткосрочная память: она удерживает информацию от 15 до 30 секунд без активных усилий по запоминанию. Это подразумевает использование различных техник для активного вовлечения учащихся: обсуждений, вопросов, мини-викторин после каждого раздела темы.
  3. Долговременная память: это стадия, где информация может храниться на протяжении жизни. Чтобы информация попала в долговременную память, необходимо использовать методы, способствующие её осмыслению: повторение, ассоциативное мышление, примеры из реальной жизни.

Современные методики запоминания

Использование современных методик запоминания может значительно повысить уровень усвоения материала. Вот несколько эффективных подходов.

1. Ассоциативное запоминание

Создание ассоциаций между новой информацией и уже известными фактами помогает установить связи и облегчить процесс запоминания. Например, при изучении физики можно использовать метафоры, чтобы визуализировать законы — «закон инерции» можно представить как «пассивный отдых», а «закон сохранения энергии» — как «вечный двигатель».

2. Мнемотехника

Метод мнемотехники основан на использовании рифм, рифмованных строк, акростихов и других вспомогательных средств. Этот метод помогает запомнить сложные формулы или списки. Например: чтобы в скорость жизнь вдохнуть, раздели на время путь. Плотность тела так найдем: делим массу на объем.

3. Визуализация

Создание графиков, диаграмм и ментальных карт помогает учащимся визуализировать ключевые идеи и связи между ними. Когда информация представляет собой не просто текст, а наглядное изображение, она легче запоминается. Эффективно давать задания детям составлять обобщающие структурно-логические схемы по пройденной теме с элементом творчества. Например, при повторении темы «Электричество» дети могут составить такую обобщающую схему:

Для ребят, увлекающихся предметом, интересно будет составить кроссворд по пройденной теме:

4. Интерактивные методы: вовлечение и креативность

Использование интерактивных методов — еще один важный аспект в организации повторения знаний.

4.1. Групповые обсуждения: Учащиеся могут делиться своим пониманием темы и задавать вопросы друг другу. Это помогает активизировать их мысли и запоминаемость материала.

4.2. Проектная деятельность: Создание проектов, в которых учащиеся применяют полученные знания на практике, способствует более глубокому усвоению. Например, при изучении экологии ученики могут создать проект о местной экосистеме, включая презентации и исследования.

4.3. Технологии дополненной реальности (AR): Такие технологии позволяют учащимся взаимодействовать с учебным материалом на новом уровне. Например, с помощью AR-приложений можно визуализировать сложные концепции, такие как молекулярная структура или исторические события, что делает процесс обучения более запоминающимся.

5. Цифровизация: возможности и инструменты

Внедрение цифровых технологий в обучение открывает новые горизонты для организации повторения знаний. В качестве примеров можно рассмотреть:

5.1. Платформы для создания флеш-карт (Quizlet, Anki): эти инструменты позволяют учащимся создавать собственные карточки для изучения и повторения материала. В частности, Anki использует систему интервального повторения, что значительно повышает эффективность запоминания.

5.2. Образовательные приложения и игры: использование геймификации в обучении не только делает процесс более интерактивным, но и стимулирует мотивацию учащихся. Приложения, такие как Kahoot! и Socrative, позволяют организовывать задания и тесты в формате игры, где учащиеся могут участвовать в реальном времени, что существенно увеличивает вовлеченность.

5.3. Онлайн-курсы и порталы: платформы, такие как Coursera или Udemy, дают возможность учащимся повторять и изучать темы в удобное для них время. Многие курсы используют видео, интерактивные задания и форумы для обсуждения, что способствует устойчивому усвоению материала.

6. Индивидуальный подход

Каждый ученик уникален и обладает своими предпочтениями в обучении. Для эффективной организации повторения знаний важно учитывать различные стили обучения — визуальный, аудиальный и кинестетический. Например:

— Визуалы: эффективное обучение с помощью диаграмм и схем.

— Аудиалы: подкасты и аудиоматериалы могут помочь в усвоении нового материала

— Кинестетики: практические задания и проектная деятельность могут сделать изучение материала более увлекательным и запоминающимся.

7. Интервальное повторение

Эффективность повторения материалов значительно повышается при использовании метода интервалов. Принцип интервалов основан на том, что распределенное повторение помогает мозгу лучше фиксировать знания. Применение этого метода требует от учителей осознания того, что разные темы требуют разных временных интервалов повторения:

7.1. Непосредственное повторение сразу после изучения темы.

7.2. Первое задержка (через 1–2 дня): полезно для консолидирования нового материала.

7.3. Второе задержка (через 1–2 недели): помогает перевести знания в долговременную память.

7.4. Третья задержка (через месяц): служит финальной проверкой на долговременное запоминание.

Для учителя необходимо, чтобы повторение не занимало много времени на уроке, поэтому целесообразно применять программируемый фронтальный опрос в устной форме. Программируемый опрос проводится на этапе закрепления новой темы или через интервальный промежуток времени. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Ученики получают карточки с цифрами от одного до четырех и, после прочтения задания, поднимают карточку с номером выбранного ответа. Затем обсуждается со всем классом верный ответ. Тексты в тестовой форме может составить сам учитель или воспользоваться различными методическими пособиями, где содержаться задания в тестовой форме. Задания не должны содержать вычислительных задач и сложных вопросов. Эта форма работы на уроке не занимает много времени и фронтально работает весь класс.

Заключение

Организация повторения знаний учащихся сегодня испытывает влияние как научных исследований в области памяти, так и стремительного развития технологий. Интеграция современных технологий в образовательный процесс открывает новые горизонты для эффективного обучения и повторения знаний.

Литература:

  1. Черниговская Т. В. Мозг и его возможности. Москва: Эксмо, 2013.
  2. Эббингауз Г. Учет забывания. Вопросы памяти в теории и практике. 1885.
  3. Мерфи, П. Методы активного обучения в классе. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
  4. Розенталь, С. Д. Психология памяти и ее применение в образовательном процессе. Москва: Просвещение, 2018.
  5. Кузнецова, И. В., Ковалев, А. П. Геймификация в образовании: использование игровых технологий для повышения мотивации и запоминания. Образовательные технологии и общество, 2019, 22(1), 72–79.
  6. Блонская, Л. П. Эмоции и память: связь, влияние и применение в учебном процессе. Психология образования, 2021, 12(2), 25–34.
  7. Эйдемиллер Е. Г., Носов А. И. Психология обучения: Запоминание и забывание. Вопросы психологии, 2017, 1, 52–64.
  8. Синицын, И. В. Интерактивные методы в образовании: как они изменяют процесс запоминания у учащихся. Научные исследования и разработки в образовании, 2020, 4(1).
Основные термины (генерируются автоматически): долговременная память, современная методика запоминания, учащийся, верный ответ, интервальное повторение, краткосрочная память, организация повторения знаний, проектная деятельность, тестовая форма, эффективное обучение.


Похожие статьи

Задать вопрос