О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лосева, Т. В. О роли запоминания в изучении языков / Т. В. Лосева, Т. И. Слезкова, О. К. Копп. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47139/ (дата обращения: 16.11.2024).



Каждый учитель, работающий в школе, особенно в старших классах, знает, что преподавание иностранного языка — это своего рода своеобразная «целина» и главное, средоточие многочисленных методических проблем.

Работа с учащимися старших классов важна и значима, так как учитель имеет дело с учащимися, в психике которых очень много противоречивого, с одной стороны — это же сложившиеся индивидуумы, особенности внимания, памяти и эмоций у которых характеризуют их как взрослых людей. С другой стороны, мышление и сознание у них еще не достигли уровня взрослого человека. У них еще нет необходимой сосредоточенности и целеустремленности, свойственных взрослым людям. К языку у них нет по-настоящему вдумчивого отношения, которое помогло бы им преодолеть любые препятствия на пути к его овладению.

Учащиеся старших классов сохраняют не более 15 % непроизвольного внимания. К этому можно добавить большую перегруженность школьной программы и связанных с этим физическое переутомление учащегося, которое приводит к ослаблению произвольного внимания, из чего выводы об исключительно неблагоприятных условиях для работы над языком напрашиваются сами собой.

Все это приводит к тому, что как правило ученики 8–11 классов:

1) плохо помнят изученные слова и быстро забывают значения конструкций;

2) не могут запомнить большой объем материала на уроке;

3) часть усваивают слова очень приблизительно;

4) даже зная слова, не умеют их употреблять и воспроизводить.

В виду учета всех психологических, физических и педагогических условий, учитель должен подходить к построению урока рационально, выбирать материалы и методы, позволяющие ему достичь максимального эффекта.

Память бывает:

1) моторная (связанные с повторением) и чистая (образная);

2) произвольная и непроизвольная;

3) кратковременная и долговременная по степени участия фактора времени в акте запоминания.

С помощью моторной памяти, по Пьеру Жане, французского психолога, мы, благодаря движению мускулов и нервов запоминаем немного, благодаря чистой или интеллектуальной памяти мы вспоминаем своеобразные «зрелища» (spectacles).

Соединение интеллектуальной и моторной памяти, метод простого заучивания — необходимые условия овладения языком. Именно оно и способствует развитию логического мышления.

Руководить непроизвольным вниманием, направлять непроизвольную память учащегося — не просто. Основной путь здесь — включить учащегося в деятельность на уроке и различными способами вызвать у них непроизвольный интерес к явлениям. Например, в классе должны быть яркие, оригинальные картины с подписями на иностранном языке, а так же плакаты, схемы, географические карты, можно применить аудирование различных текстов и т. д..

Непроизвольное запоминание, физиологически основанное на усилении деятельности подкорки, то есть относящихся к наиболее эмоциональным процессам, предполагает яркость впечатлений (сюжет из фильма, отрывок песни). Кроме того, непроизвольное запоминание избирательно. Учителю важно, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что необходимо запомнить в первую очередь.

Мастерство учителя должно указать путь, как перестроить занятие так, чтобы овладеть внимание учащегося: успокоить одних, поднять работоспособность у других, и добиться усвоения необходимого материала. Можно переключить внимание с трудного материала на легкий. Особенность долговременной памяти зависит от времени дня, для заучивания слов и их повторения надо выбирать утро. Нельзя прекращать тренировку навыков, ослаблять интенсивность работы. Преимущество ежедневных занятий состоит в систематическом повторении слов и выражений. Не нужно ничего откладывать на завтра.

Для плодотворного изучения языка необходимо:

1) обязательное время для занятий 30 -40 мин;

2) дополнительное время (изучение отдельных тем,диалогов; глаголов.

Наряду с учебными методами,наши методы носят гуманистическую направленность и ставят перед собой психотерапевтические задачи:

1) оптимизация эмоционального состояния учащихся;

2) создание атмосферы творчества и самовыражения;

3) повышение самооценки учащегося;

4) забота о потребностях и психологическом комфорте учащихся;

5) повышение личной значимости процесса обучения.

Годится и яркая ассоциация и мнемоприём, если они помогут запомнить, как правильно пишется и произносится слово. Мнемоприём— это не только возможность заставить ученика запомнить новые слова; но и возможность привить интерес к языку. Он должен побуждать ученика, пробуждать его воображение и, конечно же, активность. Одна из задач учителя -развитие познавательного интереса, благодаря которому нейтральная и подчас неинтересная информация становится значимой и эмоционально окрашенной.Иностранные слова, «пропущенные» через логику, мышление и воображение, запоминаются надолго.

Владение языком — не константа, а функция постоянной языковой практики.

Учащиеся старших классов всегда должны видеть итог своего труда, возможность применения своих знаний. Поэтому учащемуся психологически строго необходимо использовать любую возможность общения на языке: чтение газет, посещение кино, устное и письменное общение с людьми, говорящими на иностранном языке.

Литература:

  1. Зинченко П. И. «Непроизвольные запоминания», М., 1961 г.
  2. Роговин М. С. «Философские проблемы и теории памяти», М., 1966 г.
  3. Александр Воржев «Инновационный метод сверхъзапоминания больших объемов лексики английского языка», 2012 г.
  4. Зиганов М. А., Козаренко В. А., Семин А. Н. «Техника запоминания иностранных слов»., М., 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, моторная память, непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание, слово, учащийся старший классов, язык.


Задать вопрос