Каждый учитель, работающий в школе, особенно в старших классах, знает, что преподавание иностранного языка — это своего рода своеобразная «целина» и главное, средоточие многочисленных методических проблем.
Работа с учащимися старших классов важна и значима, так как учитель имеет дело с учащимися, в психике которых очень много противоречивого, с одной стороны — это же сложившиеся индивидуумы, особенности внимания, памяти и эмоций у которых характеризуют их как взрослых людей. С другой стороны, мышление и сознание у них еще не достигли уровня взрослого человека. У них еще нет необходимой сосредоточенности и целеустремленности, свойственных взрослым людям. К языку у них нет по-настоящему вдумчивого отношения, которое помогло бы им преодолеть любые препятствия на пути к его овладению.
Учащиеся старших классов сохраняют не более 15 % непроизвольного внимания. К этому можно добавить большую перегруженность школьной программы и связанных с этим физическое переутомление учащегося, которое приводит к ослаблению произвольного внимания, из чего выводы об исключительно неблагоприятных условиях для работы над языком напрашиваются сами собой.
Все это приводит к тому, что как правило ученики 8–11 классов:
1) плохо помнят изученные слова и быстро забывают значения конструкций;
2) не могут запомнить большой объем материала на уроке;
3) часть усваивают слова очень приблизительно;
4) даже зная слова, не умеют их употреблять и воспроизводить.
В виду учета всех психологических, физических и педагогических условий, учитель должен подходить к построению урока рационально, выбирать материалы и методы, позволяющие ему достичь максимального эффекта.
Память бывает:
1) моторная (связанные с повторением) и чистая (образная);
2) произвольная и непроизвольная;
3) кратковременная и долговременная по степени участия фактора времени в акте запоминания.
С помощью моторной памяти, по Пьеру Жане, французского психолога, мы, благодаря движению мускулов и нервов запоминаем немного, благодаря чистой или интеллектуальной памяти мы вспоминаем своеобразные «зрелища» (spectacles).
Соединение интеллектуальной и моторной памяти, метод простого заучивания — необходимые условия овладения языком. Именно оно и способствует развитию логического мышления.
Руководить непроизвольным вниманием, направлять непроизвольную память учащегося — не просто. Основной путь здесь — включить учащегося в деятельность на уроке и различными способами вызвать у них непроизвольный интерес к явлениям. Например, в классе должны быть яркие, оригинальные картины с подписями на иностранном языке, а так же плакаты, схемы, географические карты, можно применить аудирование различных текстов и т. д..
Непроизвольное запоминание, физиологически основанное на усилении деятельности подкорки, то есть относящихся к наиболее эмоциональным процессам, предполагает яркость впечатлений (сюжет из фильма, отрывок песни). Кроме того, непроизвольное запоминание избирательно. Учителю важно, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что необходимо запомнить в первую очередь.
Мастерство учителя должно указать путь, как перестроить занятие так, чтобы овладеть внимание учащегося: успокоить одних, поднять работоспособность у других, и добиться усвоения необходимого материала. Можно переключить внимание с трудного материала на легкий. Особенность долговременной памяти зависит от времени дня, для заучивания слов и их повторения надо выбирать утро. Нельзя прекращать тренировку навыков, ослаблять интенсивность работы. Преимущество ежедневных занятий состоит в систематическом повторении слов и выражений. Не нужно ничего откладывать на завтра.
Для плодотворного изучения языка необходимо:
1) обязательное время для занятий 30 -40 мин;
2) дополнительное время (изучение отдельных тем,диалогов; глаголов.
Наряду с учебными методами,наши методы носят гуманистическую направленность и ставят перед собой психотерапевтические задачи:
1) оптимизация эмоционального состояния учащихся;
2) создание атмосферы творчества и самовыражения;
3) повышение самооценки учащегося;
4) забота о потребностях и психологическом комфорте учащихся;
5) повышение личной значимости процесса обучения.
Годится и яркая ассоциация и мнемоприём, если они помогут запомнить, как правильно пишется и произносится слово. Мнемоприём— это не только возможность заставить ученика запомнить новые слова; но и возможность привить интерес к языку. Он должен побуждать ученика, пробуждать его воображение и, конечно же, активность. Одна из задач учителя -развитие познавательного интереса, благодаря которому нейтральная и подчас неинтересная информация становится значимой и эмоционально окрашенной.Иностранные слова, «пропущенные» через логику, мышление и воображение, запоминаются надолго.
Владение языком — не константа, а функция постоянной языковой практики.
Учащиеся старших классов всегда должны видеть итог своего труда, возможность применения своих знаний. Поэтому учащемуся психологически строго необходимо использовать любую возможность общения на языке: чтение газет, посещение кино, устное и письменное общение с людьми, говорящими на иностранном языке.
Литература:
- Зинченко П. И. «Непроизвольные запоминания», М., 1961 г.
- Роговин М. С. «Философские проблемы и теории памяти», М., 1966 г.
- Александр Воржев «Инновационный метод сверхъзапоминания больших объемов лексики английского языка», 2012 г.
- Зиганов М. А., Козаренко В. А., Семин А. Н. «Техника запоминания иностранных слов»., М., 2002 г.