В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами реализации права на образование определенных категорий лиц: с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, лиц без гражданства, мигрантов и переселенцев, а также детей родителей, реализующих свое право на отказ от профилактических прививок и противотуберкулезной помощи.
Ключевые слова: право на образование, нормативное закрепление права, гарантия прав, доступность образование, проблемы реализации права на образование, образование и медицина, нарушение права на образование, инклюзивное образование.
Под образованием традиционно понимается исторически-сложившаяся социальная государственная гарантия, призванная удовлетворять потребности каждого человека в получении и развитии своих знаний, навыков и умений, самоопределении, которое способствует росту интеллектуального потенциала общества. Право человека на образование является одним из наиболее значимых социальных прав человека, которое влияет на развитие человека как индивидуума, формирует общество, находится в тесной связи с политическими, гражданскими, экономическими и другими социальными правами человека.
Право на образование является неотъемлемым правом любого человека. Под этим правом понимается обязательность начального общего и основного общего образования, а также профессионального — на равных для всех условиях, а высшего образования — на конкурсной основе. Право на образование, как фундаментальное право человека, впервые было закреплено во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. В статье 26 Декларации о правах человека говорится: «каждый человек имеет право на образование» [2]. Статья 28 «Конвенции о правах ребенка» также признает право каждого ребенка на образование и вводит требования, предъявляемые к обеспечению гарантии реализации данного права [3], а именно:
1. бесплатное и обязательное начальное образование;
2. вариативность форм получения образования;
3. доступность высшего образования для всех на основе индивидуальных способностей;
4. доступность информации и материалов в области образования;
5. возможность получения регулярного непрерывного образования.
В Российской Федерации право каждого человека на образование признано в основном нормативно-правовом документе государства — Конституции РФ. В ст.43 Конституции говорится о том, что каждый имеет право на образование, которое является неотчуждаемым правом человека и принадлежит ему с рождения в соответствии с частью 2 статьи 17 [1]. Вторым документом, определяющим и закрепляющим право на образование, является «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 5 право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [4]. Таким образом, Конституция РФ наделяет каждого человека правом на образование, а Законом об образовании гарантируется реализация этого права.
Образование, как право каждого человека, подразумевает под собой:
- безусловную гарантию права на образование любому человеку без дискриминации по какому-либо признаку;
- обязанность государства защищать, уважать и реализовывать право гражданина на образование;
- безопасность и доступность образования;
- гибкость, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями;
- обязательность и бесплатность основного общего образования;
- соблюдение права на образование;
- наказуемость нарушенного права на образование.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» действует в интересах более 40 млн. человек: обучающихся и их родителей, педагогов и всех, кто вовлечен в образовательный процесс. Именно поэтому авторами нового закона выступили сами граждане России.
В течение всего периода подготовки документа проходили широкие общественные обсуждения, в ходе которых было получено свыше 20 тыс. предложений. Данные предложения были рассмотрены и нашли свое отражение в положениях документа. Благодаря такой подготовке документа его ключевым элементом стал сам человек.
Новый закон об образовании сохранил и расширил государственные гарантии бесплатного образования. За каждым гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе — и на высшее. В законе впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное образование, что расширяет возможности получения знаний и реализации образовательных программ для всех категорий граждан.
Несмотря на то, что на законодательном уровне закреплено право каждого на образование, на практике наблюдаются нарушение данного права и проблемы в его реализации. В настоящее время политика государства хоть и направлена на реализацию права на общедоступное образование для каждого, тем не менее, можно выделить несколько категорий лиц в Российской Федерации, чьи права могут быть нарушены или зачастую бывают ущемлены. К таким категориям можно отнести:
- детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ);
- детей переселенцев и мигрантов, иностранных граждан;
- детей родителей, реализующих свое право на отказ от профилактических прививок и/или противотуберкулезной помощи.
Новый Закон об образовании ввел также новый термин «инклюзивное образование», под которым понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4, п.27,ст.2,]. Это означает, что любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью имеет право на получение образования в общеобразовательных организациях. В обязанности принимающей образовательной организации входит создание доступной среды и специальных условий в зависимости от потребностей обучающегося: расширенные дверные проемы, пандусы, специальные технические средства обучения и т. д. [4, ст.79] На практике оказывается, что большинство образовательных организаций не соответствуют предъявляемым требованиям по разным причинам, чаще всего по причине отсутствия финансирования, отсутствия в штатном расписании требуемых специалистов для работы с ребенком с ОВЗ (дефектолог, тьютор) или невозможностью создать безбарьерную среду в типовом проекте здания образовательной организации, которая также требует немалых финансовых вложений. Безусловно, в таких ситуациях можно говорить о том, что образовательная организация не в полной мере обеспечивает право лица с ОВЗ на образование.
Несмотря на многонациональность государства образовательный процесс, как правило, ведется на русском языке. Законом об образовании предусмотрено «получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации», данное право зачастую нарушается, если речь идет о детях мигрантов и переселенцев, которые сталкиваются с языковым барьером.
В п. 3 ст. 67 Закона об образовании говорится, что «правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация». Однако дети иностранцы, до момента получения разрешения на временное проживание или вида на жительства, не могу предоставить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, поскольку он не предусмотрен на законодательном уровне для данной категории лиц. В таких случаях зачастую нарушается принцип территориальной близости образовательной организации.
Родители детей, которые реализуют своё право на отказ от профилактических прививок и/или противотуберкулезную помощь сталкиваются с отказами в зачислении в образовательные организации или недопуском в организацию.
Так, например, А.Ф. обратилась в суд с иском в интересах дочери А. А., о признании незаконным отказа директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в допуске ее ребенка в детский сад, об обязании допустить ребенка в общеобразовательное учреждение, признании незаконным медицинского заключения о не допуске ребенка в общеобразовательное учреждение, выданного районным врачом — педиатром государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл С. С., признании незаконным действий медсестры отделения общей (семейной) врачебной практики государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл Н. об отказе в выдаче медицинской справки о допуске ее ребенка в детский коллектив.
В обоснование иска А. Ф. указала, что при оформлении медицинской карты ее дочери для посещения детского сада, районный врач-педиатр не допустила ребенка в детский сад ввиду того, что ребенок не привит и нет реакции Манту. Она отказалась от туберкулинодиагностики — реакции Манту и противотуберкулезной помощи — осмотров врачами — фтизиатрами в связи с тем, что признаков заболевания у ребенка туберкулезом не было обнаружено, ее семья является благополучной и контактов с больными туберкулезом не имела. Медицинская справка о допуске ребенка в детский коллектив медсестрой Н. не была принята во внимание, в выдаче справки о допуске ребенка в детский коллектив медсестра Н. отказала. Из-за отсутствия такой медицинской справки, игнорируя заключенный между ней и школой договор об оказании образовательных услуг дошкольного образования, директор школы И. не допустила ребенка к посещению общеобразовательного учреждения. Моркинским районным судом Республики Марий Эл от 29 января 2016 года в удовлетворении иска была отказано. Верховный суд республики Марий-Эл по делу 33–597/2016 оставил решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 29 января 2016 года без изменений [5]. Cуд признал действия руководителя образовательной организации законными и не усмотрел нарушения права ребенка на образование, принимая во внимание законное право родителя на добровольное согласие на медицинское вмешательство над ребенком.
В аналогичной ситуации 18.12.2018 г. Прокуратурой города Обнинска Калужской области было отказано в возбуждении дела о привлечении руководителя образовательной организации к ответственности по ст. 5.57. КоАП. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выделим, на наш взгляд, главные проблемы реализации права на образование вышеуказанных категорий лиц:
- несовершенство инфраструктуры образовательных организаций для обучения детей с ОВЗ и инвалидов, выражающееся в отсутствии доступной среды (за исключением современно-построенных образовательных учреждений);
- отсутствие или несовершенство современных информационно-коммуникативных технологий в образовательных организациях;
- отсутствие квалифицированных педагогов для работы с детьми с ОВЗ и тьюторов;
- нарушение законного права выбора языка обучения;
- требование регистрации по месту жительства или пребывания;
- отказ в принятии в желаемое образовательную организацию на основании регистрации по месту жительства или пребывании;
- правовые коллизии в законодательстве.
Таким образом, право на образование является одним из основных прав человека, закрепленных в международных правовых документах и в Конституции Российской Федерации. Однако на практике встречаются проблемы в ходе реализации этого права, особенно это касается отдельных категорий: лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, мигрантов и беженцев, иностранных граждан и граждан, пользующихся своим законным правом на отказ от профилактических прививок и противотуберкулезной помощи. В этой связи, вопрос по данной теме является противоречивым, остается актуальным и подлежит более углубленному изучению с целью вынесения конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования и смежных областей.
Литература:
1. «Конституция Российской Федерации» // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета 05.04.1995 № 140.
3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант-Плюс».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.
5. Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.04.2016 N 33–597/2016 // СПС «Консультант-Плюс».
6. Дуброва А. Н. Право на образование как одно из конституционных прав человека // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 909–911.
7. Комар Ю. Д. Проблемы реализации конституционного права на образование // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XLV студенческой международной научно-практической конференции. — 2018. —№ 10 (45) — С. 730–735.
8. Курицына Е. В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие и содержание. Наука. Общество. Государство. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 08.03.2019).