Проблемы реализации права на дошкольное образование среди отдельных категорий лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.10.2019

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Куликова, А. В. Проблемы реализации права на дошкольное образование среди отдельных категорий лиц / А. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62986/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами реализации права на образование определенных категорий лиц: с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, лиц без гражданства, мигрантов и переселенцев, а также детей родителей, реализующих свое право на отказ от профилактических прививок и противотуберкулезной помощи.

Ключевые слова: право на образование, нормативное закрепление права, гарантия прав, доступность образование, проблемы реализации права на образование, образование и медицина, нарушение права на образование, инклюзивное образование.

Под образованием традиционно понимается исторически-сложившаяся социальная государственная гарантия, призванная удовлетворять потребности каждого человека в получении и развитии своих знаний, навыков и умений, самоопределении, которое способствует росту интеллектуального потенциала общества. Право человека на образование является одним из наиболее значимых социальных прав человека, которое влияет на развитие человека как индивидуума, формирует общество, находится в тесной связи с политическими, гражданскими, экономическими и другими социальными правами человека.

Право на образование является неотъемлемым правом любого человека. Под этим правом понимается обязательность начального общего и основного общего образования, а также профессионального — на равных для всех условиях, а высшего образования — на конкурсной основе. Право на образование, как фундаментальное право человека, впервые было закреплено во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. В статье 26 Декларации о правах человека говорится: «каждый человек имеет право на образование» [2]. Статья 28 «Конвенции о правах ребенка» также признает право каждого ребенка на образование и вводит требования, предъявляемые к обеспечению гарантии реализации данного права [3], а именно:

1. бесплатное и обязательное начальное образование;

2. вариативность форм получения образования;

3. доступность высшего образования для всех на основе индивидуальных способностей;

4. доступность информации и материалов в области образования;

5. возможность получения регулярного непрерывного образования.

В Российской Федерации право каждого человека на образование признано в основном нормативно-правовом документе государства — Конституции РФ. В ст.43 Конституции говорится о том, что каждый имеет право на образование, которое является неотчуждаемым правом человека и принадлежит ему с рождения в соответствии с частью 2 статьи 17 [1]. Вторым документом, определяющим и закрепляющим право на образование, является «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 5 право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [4]. Таким образом, Конституция РФ наделяет каждого человека правом на образование, а Законом об образовании гарантируется реализация этого права.

Образование, как право каждого человека, подразумевает под собой:

  1. безусловную гарантию права на образование любому человеку без дискриминации по какому-либо признаку;
  2. обязанность государства защищать, уважать и реализовывать право гражданина на образование;
  3. безопасность и доступность образования;
  4. гибкость, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями;
  5. обязательность и бесплатность основного общего образования;
  6. соблюдение права на образование;
  7. наказуемость нарушенного права на образование.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» действует в интересах более 40 млн. человек: обучающихся и их родителей, педагогов и всех, кто вовлечен в образовательный процесс. Именно поэтому авторами нового закона выступили сами граждане России.

В течение всего периода подготовки документа проходили широкие общественные обсуждения, в ходе которых было получено свыше 20 тыс. предложений. Данные предложения были рассмотрены и нашли свое отражение в положениях документа. Благодаря такой подготовке документа его ключевым элементом стал сам человек.

Новый закон об образовании сохранил и расширил государственные гарантии бесплатного образования. За каждым гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе — и на высшее. В законе впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное образование, что расширяет возможности получения знаний и реализации образовательных программ для всех категорий граждан.

Несмотря на то, что на законодательном уровне закреплено право каждого на образование, на практике наблюдаются нарушение данного права и проблемы в его реализации. В настоящее время политика государства хоть и направлена на реализацию права на общедоступное образование для каждого, тем не менее, можно выделить несколько категорий лиц в Российской Федерации, чьи права могут быть нарушены или зачастую бывают ущемлены. К таким категориям можно отнести:

  1. детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ);
  2. детей переселенцев и мигрантов, иностранных граждан;
  3. детей родителей, реализующих свое право на отказ от профилактических прививок и/или противотуберкулезной помощи.

Новый Закон об образовании ввел также новый термин «инклюзивное образование», под которым понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4, п.27,ст.2,]. Это означает, что любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью имеет право на получение образования в общеобразовательных организациях. В обязанности принимающей образовательной организации входит создание доступной среды и специальных условий в зависимости от потребностей обучающегося: расширенные дверные проемы, пандусы, специальные технические средства обучения и т. д. [4, ст.79] На практике оказывается, что большинство образовательных организаций не соответствуют предъявляемым требованиям по разным причинам, чаще всего по причине отсутствия финансирования, отсутствия в штатном расписании требуемых специалистов для работы с ребенком с ОВЗ (дефектолог, тьютор) или невозможностью создать безбарьерную среду в типовом проекте здания образовательной организации, которая также требует немалых финансовых вложений. Безусловно, в таких ситуациях можно говорить о том, что образовательная организация не в полной мере обеспечивает право лица с ОВЗ на образование.

Несмотря на многонациональность государства образовательный процесс, как правило, ведется на русском языке. Законом об образовании предусмотрено «получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации», данное право зачастую нарушается, если речь идет о детях мигрантов и переселенцев, которые сталкиваются с языковым барьером.

В п. 3 ст. 67 Закона об образовании говорится, что «правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация». Однако дети иностранцы, до момента получения разрешения на временное проживание или вида на жительства, не могу предоставить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, поскольку он не предусмотрен на законодательном уровне для данной категории лиц. В таких случаях зачастую нарушается принцип территориальной близости образовательной организации.

Родители детей, которые реализуют своё право на отказ от профилактических прививок и/или противотуберкулезную помощь сталкиваются с отказами в зачислении в образовательные организации или недопуском в организацию.

Так, например, А.Ф. обратилась в суд с иском в интересах дочери А. А., о признании незаконным отказа директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в допуске ее ребенка в детский сад, об обязании допустить ребенка в общеобразовательное учреждение, признании незаконным медицинского заключения о не допуске ребенка в общеобразовательное учреждение, выданного районным врачом — педиатром государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл С. С., признании незаконным действий медсестры отделения общей (семейной) врачебной практики государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл Н. об отказе в выдаче медицинской справки о допуске ее ребенка в детский коллектив.

В обоснование иска А. Ф. указала, что при оформлении медицинской карты ее дочери для посещения детского сада, районный врач-педиатр не допустила ребенка в детский сад ввиду того, что ребенок не привит и нет реакции Манту. Она отказалась от туберкулинодиагностики — реакции Манту и противотуберкулезной помощи — осмотров врачами — фтизиатрами в связи с тем, что признаков заболевания у ребенка туберкулезом не было обнаружено, ее семья является благополучной и контактов с больными туберкулезом не имела. Медицинская справка о допуске ребенка в детский коллектив медсестрой Н. не была принята во внимание, в выдаче справки о допуске ребенка в детский коллектив медсестра Н. отказала. Из-за отсутствия такой медицинской справки, игнорируя заключенный между ней и школой договор об оказании образовательных услуг дошкольного образования, директор школы И. не допустила ребенка к посещению общеобразовательного учреждения. Моркинским районным судом Республики Марий Эл от 29 января 2016 года в удовлетворении иска была отказано. Верховный суд республики Марий-Эл по делу 33–597/2016 оставил решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 29 января 2016 года без изменений [5]. Cуд признал действия руководителя образовательной организации законными и не усмотрел нарушения права ребенка на образование, принимая во внимание законное право родителя на добровольное согласие на медицинское вмешательство над ребенком.

В аналогичной ситуации 18.12.2018 г. Прокуратурой города Обнинска Калужской области было отказано в возбуждении дела о привлечении руководителя образовательной организации к ответственности по ст. 5.57. КоАП. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выделим, на наш взгляд, главные проблемы реализации права на образование вышеуказанных категорий лиц:

  1. несовершенство инфраструктуры образовательных организаций для обучения детей с ОВЗ и инвалидов, выражающееся в отсутствии доступной среды (за исключением современно-построенных образовательных учреждений);
  2. отсутствие или несовершенство современных информационно-коммуникативных технологий в образовательных организациях;
  3. отсутствие квалифицированных педагогов для работы с детьми с ОВЗ и тьюторов;
  4. нарушение законного права выбора языка обучения;
  5. требование регистрации по месту жительства или пребывания;
  6. отказ в принятии в желаемое образовательную организацию на основании регистрации по месту жительства или пребывании;
  7. правовые коллизии в законодательстве.

Таким образом, право на образование является одним из основных прав человека, закрепленных в международных правовых документах и в Конституции Российской Федерации. Однако на практике встречаются проблемы в ходе реализации этого права, особенно это касается отдельных категорий: лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, мигрантов и беженцев, иностранных граждан и граждан, пользующихся своим законным правом на отказ от профилактических прививок и противотуберкулезной помощи. В этой связи, вопрос по данной теме является противоречивым, остается актуальным и подлежит более углубленному изучению с целью вынесения конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования и смежных областей.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета 05.04.1995 № 140.

3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

5. Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.04.2016 N 33–597/2016 // СПС «Консультант-Плюс».

6. Дуброва А. Н. Право на образование как одно из конституционных прав человека // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 909–911.

7. Комар Ю. Д. Проблемы реализации конституционного права на образование // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XLV студенческой международной научно-практической конференции. — 2018. —№ 10 (45) — С. 730–735.

8. Курицына Е. В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие и содержание. Наука. Общество. Государство. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 08.03.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): образование, Российская Федерация, образовательная организация, место жительства, противотуберкулезная помощь, ограниченная возможность здоровья, ребенок, категория лиц, основное общее образование, Моркинский районный суд.


Ключевые слова

инклюзивное образование, право на образование, нормативное закрепление права, гарантия прав, доступность образование, проблемы реализации права на образование, образование и медицина, нарушение права на образование

Похожие статьи

Проблемы реализации конституционного права граждан на образование

Выделяя наиболее актуальные проблемы в реализации права граждан на образование, автор предлагает варианты их разрешения, такие, как кодификация образовательного права, увеличение финансирования сферы образования из средств федерального бюджета и бюдж...

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Статья посвящена анализу причин, по которым специальный правовой статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в недостаточной степени обеспечен государственными гарантиями. Автор рассматривает возможность распространен...

Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. При этом особое внимание уделено вопросам, характеризующим нарушения в сфере реализации конституционных прав на з...

Право на отказ от профилактических прививок несовершеннолетним

Статья посвящена исследованию проблем, которые возникают при отказе от профилактических прививок несовершеннолетним, в частности, связанных с вакцинацией оральной полиомиелитной вакциной и проведением туберкулинодиагностики. Анализ законодательства и...

Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на бесплатное дошкольное образование

В статье рассматривается реализация конституционного права граждан бесплатное дошкольное образование, анализ действующего законодательства в данной сфере и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы к ее анализу с поз...

Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование

В представленной статье исследуются право на образование, как свобода, специфическое благо, обязанность; гарантии его реализации. В большинстве исследований гарантии реализации права на образование ограничиваются исследованием бесплатности и доступно...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Проблемы беззаявительного определения права на материнский (семейный) капитал при поступлении сведений о рождении детей

В статье рассматриваются новеллы законодательства, регламентирующего определение права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала. Выявлены актуальные проблемы, связанные с беззаявительным оформле...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Особенности законодательной регламентации наследственных прав несовершеннолетних

В статье рассмотрены основы нормативного регулирования наследственных прав несовершеннолетних граждан в Российской Федерации. Показана необходимость не только детальной регламентации, но и всесторонней охраны и защиты наследственных прав несовершенно...

Похожие статьи

Проблемы реализации конституционного права граждан на образование

Выделяя наиболее актуальные проблемы в реализации права граждан на образование, автор предлагает варианты их разрешения, такие, как кодификация образовательного права, увеличение финансирования сферы образования из средств федерального бюджета и бюдж...

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Статья посвящена анализу причин, по которым специальный правовой статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в недостаточной степени обеспечен государственными гарантиями. Автор рассматривает возможность распространен...

Основные нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с нарушением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. При этом особое внимание уделено вопросам, характеризующим нарушения в сфере реализации конституционных прав на з...

Право на отказ от профилактических прививок несовершеннолетним

Статья посвящена исследованию проблем, которые возникают при отказе от профилактических прививок несовершеннолетним, в частности, связанных с вакцинацией оральной полиомиелитной вакциной и проведением туберкулинодиагностики. Анализ законодательства и...

Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на бесплатное дошкольное образование

В статье рассматривается реализация конституционного права граждан бесплатное дошкольное образование, анализ действующего законодательства в данной сфере и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы к ее анализу с поз...

Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование

В представленной статье исследуются право на образование, как свобода, специфическое благо, обязанность; гарантии его реализации. В большинстве исследований гарантии реализации права на образование ограничиваются исследованием бесплатности и доступно...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Проблемы беззаявительного определения права на материнский (семейный) капитал при поступлении сведений о рождении детей

В статье рассматриваются новеллы законодательства, регламентирующего определение права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала. Выявлены актуальные проблемы, связанные с беззаявительным оформле...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Особенности законодательной регламентации наследственных прав несовершеннолетних

В статье рассмотрены основы нормативного регулирования наследственных прав несовершеннолетних граждан в Российской Федерации. Показана необходимость не только детальной регламентации, но и всесторонней охраны и защиты наследственных прав несовершенно...

Задать вопрос