Проблемы реализации конституционного права граждан на образование
Автор: Козлова Ольга Евгеньевна
Рубрика: Конституционное (государственное) право
Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (23) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 13.10.2020
Статья просмотрена: 1561 раз
Библиографическое описание:
Козлова, О. Е. Проблемы реализации конституционного права граждан на образование / О. Е. Козлова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 9 (23). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/180/5582/ (дата обращения: 17.12.2024).
Выделяя наиболее актуальные проблемы в реализации права граждан на образование, автор предлагает варианты их разрешения, такие, как кодификация образовательного права, увеличение финансирования сферы образования из средств федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации и другие.
Ключевые слова: право на образование, законодательство об образовании, общедоступность и бесплатность образования, гарантии реализации, государственные и муниципальные образовательные учреждения, проблемы реализации права на образования, дискриминация, обучение, государство.
Отражение права на образование в ст. 43 Конституции РФ и ином законодательстве Российской Федерации безусловно соответствует всем демократическим принципам и положениям международного права, однако следует подчеркнуть, что наряду с законодательным закреплением и определёнными достижениями процесс реформирования российского образования в своём развитии сопряжён с рядом сложных проблем, требующих своевременного решения на государственном уровне.
Одной из немаловажных проблем является реализация такого принципа права на образование, как общедоступность, обеспечение равного доступа к получению образования. Здесь вопрос касается, прежде всего, лиц с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов. В ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» [2] указаны особенности организации и получения образования этой категории лиц. Например, использование специальных программ и методик обучения, предоставление за счет федерального или бюджета субъекта технических средств обучения. Для адаптации лиц с ограниченными возможностями предполагается их обучение не в специализированных учебных заведениях, а в общеобразовательных учреждениях. На практике же большинство этих учреждений не соответствуют указанным в Федеральном законе требованиям, а значит делают невозможным обучение там лицам с ограниченными возможностями. Основой данной проблемы является, скорее всего, критическое недофинансирование образования как со стороны федерального бюджета, так и со стороны бюджета субъекта РФ. Решением этой проблемы видится пересмотр распределения бюджетных средств или же привлечение в эту область каких-либо внебюджетных средств, обращение государством большего внимания к финансированию образования в Российской Федерации.
Следующая проблема касается реализации высшего образования в России, а точнее гарантии его бесплатного получения. Законодательство России провозглашает возможным получения высшего образования бесплатно только лишь на конкурсной основе, и, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Статья 100 ФЗ «Об образовании в РФ» указывает, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.
Однако, реализация на практике таких контрольных цифр пока что не удается. Дело в том, что бюджетных мест, за которые борются выпускники школ, катастрофически мало. Как известно, количество бюджетных мест с каждым годом уменьшается. При желании поступить на ту или иную специальность абитуриент обнаруживает, что не имеет возможности получить бюджетное место на то направление или специальность, на которую мечтал попасть, по причине того, что такие места отсутствуют. Так, способная и талантливая молодежь, которая хочет реализовать себя в одном направлении, но не имеет финансовых возможностей, идет на другое направление подготовки, вопреки своим стремлениям. Здесь снова же проблема кроется в недофинансированности образования.
В ст. 70 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что прием в высшие учебные заведения по программам бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена. Здесь проблема плавно перетекает в качество образования, даваемого на уровне средних общеобразовательных учреждений. С установлением такого контроля знаний при выпуске из школ, гимназий и лицеев теряется их главное предназначение: обеспечение детей определенным базовым качественным уровнем знаний, социализация личности и многое другое. Современные общеобразовательные учреждения делают главным приоритетом жизни выпускников сдачу ЕГЭ и поступление в высшее учебное заведение, превращаясь таким образом в некий «конвейер», задачей которого является получение высоких баллов. И не случайно в этом заинтересованы как ученики, так и школы, ведь, поступая в ВУЗ, выпускник в зависимости от сдачи такого экзамена может получить или не получить бюджетное место в высшем учебном заведении.
Стоит также отметить, что сам процесс сдачи единого государственного экзамена, сильно влияющий на психику отдельных учащихся. В школах детям внушают о том, что сдача ЕГЭ представляется на данный момент самым важным в их жизни. Думая об этом, учащиеся сильно волнуются, внешне к этому прибавляется нагнетающая обстановка в аудиториях, пристальное наблюдение за ними посредством видеокамер и так далее. Выпускники школ испытывают сильный стресс и из-за этого могут получить не те высокие баллы, которые соответствовали бы их уровню знаний. Соответственно, они уже лишаются возможности получить бюджетное место, в чем и проявляется проблема общедоступности и стремления к бесплатности высшего образования.
Конечно, список проблем, охватывающих реализацию права на образование, гораздо шире, но в силу того, что мы студенты высшего учебного заведения, были выделены некоторые проблемы, которые непосредственно испытаны на хоть и небольшом, но житейском опыте.
По мнению некоторых исследователей, самым действенным решением указанных выше проблем будет являться кодификация образовательного права. Это объясняется тем, что принятые нормативные акты, касающиеся образования в России представляют собой огромный массив, которые необходимо собрать в единый кодекс.
Барабанова С. В. считает, что на протяжении длительного времени Федеральный закон «Об образовании в РФ» довольно успешно выполнял функцию системообразующего акта для реформируемой системы российского образования. Однако к настоящему времени ни его содержание, ни реальный статус в иерархии актов российского законодательства уже не отвечают потребностям системы [3]. Принятие новых нормативных актов также не будет способствовать решению проблем, а будет только усугублять и запутывать систему законодательства России об образовании.
Также, на наш взгляд, для того чтобы изменить ситуацию в сфере образования, требуется установление последовательных жестких мер административного и дисциплинарного характера. Прежде всего это касается «теневого» рынка образовательных услуг, взяточничества, а также игнорирования норм, указанных в законодательстве РФ.
Для государства реальное повышение уровня образования будет способствовать положительным изменениям в других сферах общественной жизни, например, в экономической. Для достижения таких целей следует иметь в виду, что заимствование зарубежных достижений в сфере образования необязательно приведёт к хорошим результатам. Государству необходимо самостоятельно развивать собственную модель образования, при этом уже учитывая опыт зарубежных стран. Эти меры позволят созданию таких условий реализации права граждан на образование, которые будут соответствовать на практике Конституции РФ, международному законодательству, законам и многим другим актам, принятым в этой связи.
Таким образом, стремление государства повысить уровень образования населения непосредственно связано с задачами развития экономической политики, так как недостаточное финансирование является одной из проблем обеспечения конституционного права граждан на образование. То есть можно предположить, что постепенно общество пришло к пониманию, что качественная система образования — это залог процветания государства, а образованные граждане, в частности молодежь, — это будущее России. Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Этим объясняется множество нововведений, таких как, единый государственный экзамен, новые и современные программы образования, двухуровневая система высшего образования и многое другое.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 1 мая 2019 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.
- Барабанова С. В. Образовательное законодательство: (проблемы кодификации) / Высшее образование в России. — 2004. — № 9. — С.142–148.
- Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Норма, 2001. — 688 с.
Ключевые слова
обучение, государство, право на образование, дискриминация, законодательство об образовании, общедоступность и бесплатность образования, гарантии реализации, государственные и муниципальные образовательные учреждения, проблемы реализации права на образованияПохожие статьи
Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на бесплатное дошкольное образование
В статье рассматривается реализация конституционного права граждан бесплатное дошкольное образование, анализ действующего законодательства в данной сфере и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы к ее анализу с поз...
Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование
В представленной статье исследуются право на образование, как свобода, специфическое благо, обязанность; гарантии его реализации. В большинстве исследований гарантии реализации права на образование ограничиваются исследованием бесплатности и доступно...
Проблемы реализации права на дошкольное образование среди отдельных категорий лиц
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами реа-лизации права на образование определенных категорий лиц: с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, лиц без граждан-ства, мигрантов и переселенцев, а также детей родителей, реализу...
Современные проблемы Конституции Российской Федерации. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции
В данной статье анализируется одно из юридических свойств Конституции РФ — прямое действие, затрагиваются вопросы складывания представлений о прямом действии. Автор уделяют внимание проблемам обеспечения прямого действия Конституции РФ.
Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и проблемы совершенствования
В статье проводится анализ текущего состояния и основных проблем системы социального обеспечения семей с детьми в России, подчеркивая необходимость развития законодательства и улучшения качества социальных услуг. Освещаются вопросы внедрения минималь...
Роль наблюдателей в избирательном праве РФ
Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Автором раскрывают такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования д...
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы
В настоящей статье рассмотрены отдельные проблемы правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, затронуты проблемы законодательного и доктринального определения понятия «отходы». В статье выделены проблемы реализации инстру...
Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования
В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных а...
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования
Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1] в статье 43 закрепляет право на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Также Конституцией РФ гарантир...
Проблемы обеспечения прав граждан на жилище в РФ
Автор статьи анализирует сущность и особенности права на жилище в Российской Федерации. Рассматривает жилищную политику в Российской Федерации и наиболее существенные изменения, внесенные в Жилищный Кодекс РФ. Характеризует проблемы обеспечения прав ...
Похожие статьи
Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на бесплатное дошкольное образование
В статье рассматривается реализация конституционного права граждан бесплатное дошкольное образование, анализ действующего законодательства в данной сфере и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы к ее анализу с поз...
Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование
В представленной статье исследуются право на образование, как свобода, специфическое благо, обязанность; гарантии его реализации. В большинстве исследований гарантии реализации права на образование ограничиваются исследованием бесплатности и доступно...
Проблемы реализации права на дошкольное образование среди отдельных категорий лиц
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами реа-лизации права на образование определенных категорий лиц: с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, лиц без граждан-ства, мигрантов и переселенцев, а также детей родителей, реализу...
Современные проблемы Конституции Российской Федерации. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции
В данной статье анализируется одно из юридических свойств Конституции РФ — прямое действие, затрагиваются вопросы складывания представлений о прямом действии. Автор уделяют внимание проблемам обеспечения прямого действия Конституции РФ.
Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и проблемы совершенствования
В статье проводится анализ текущего состояния и основных проблем системы социального обеспечения семей с детьми в России, подчеркивая необходимость развития законодательства и улучшения качества социальных услуг. Освещаются вопросы внедрения минималь...
Роль наблюдателей в избирательном праве РФ
Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Автором раскрывают такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования д...
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы
В настоящей статье рассмотрены отдельные проблемы правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, затронуты проблемы законодательного и доктринального определения понятия «отходы». В статье выделены проблемы реализации инстру...
Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования
В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных а...
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере образования
Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1] в статье 43 закрепляет право на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Также Конституцией РФ гарантир...
Проблемы обеспечения прав граждан на жилище в РФ
Автор статьи анализирует сущность и особенности права на жилище в Российской Федерации. Рассматривает жилищную политику в Российской Федерации и наиболее существенные изменения, внесенные в Жилищный Кодекс РФ. Характеризует проблемы обеспечения прав ...