Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с дошкольным образованием несовершеннолетних граждан. В статье анализируются основные проблемы, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста в процессе получения образования, такие как переполненность образовательных учреждений, перепрофилирование, вступительные испытания в виде тестирований, которые не в полной мере отражают способности ребенка. По заключению статьи были предложены пути решения этих проблем и рекомендации для улучшения качества дошкольного образования.
Ключевые слова: несовершеннолетние граждане, образование, Российская Федерация, права, дошкольное образование, тестирование, образовательные учреждения .
Право на образование является одним из основных конституционных прав, которые предназначены для реализации гражданами из всех субъектов России [1].
Указанное право обеспечивается посредством создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности граждан в получении образования различных уровней и направленностей в течение всей жизни [2].
Государственная политика берет за ориентир уровень благосостояния граждан и сопоставляет возможности, которые влияют на количество бесплатного образования, бюджетных мест и установления порога платного образования. Данный принцип реализуется на всей территории России, что детерминирует проблематику начиная с дошкольного образования. С возрастанием рождаемости и как следствие, спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, происходит сокращение таких организаций и перевод ребенка на платную программу обучения или смену профиля обучения. Такая ситуация вынуждает образовательные учреждения устраивать конкурсные отборы учащихся, что также влияет на коррупционную составляющую.
В пример вышесказанного можно привести обращение в Анапский городской суд с требованием о признании незаконным отказа муниципального органа в предоставлении места ребенку в дошкольном образовательном учреждении, где Истец указала, что ее ребенка не приняли в группу полного дня ввиду того, что в дошкольном учреждении отсутствуют свободные места. Суд вынес решение в пользу истца и обязал ответчика повторно рассмотреть заявление гражданки о предоставлении места в группе ее сыну [3].
В последнее время все большую популярность набирает тестирование детей при поступлении в образовательное учреждение, которое не всегда является объективным и верным [4]. Руководствуясь результатами тестирования, педагог закрывает перед ребенком возможности развития в интересном для ребенка направлении. Психолого-педагогическая наука признает тот факт, что истинные умственные и творческие способности ребенка могут проявиться в боле позднем возрасте, что говорит о том, что разработанные программы могут лишь поспособствовать проявлению таких навыков.
На практике результаты тестирования оцениваются с учетом презумпции уже имеющихся знаний у ребенка. В связи с этим, результаты тестирования нельзя признать определяющими судьбу ребенка и спрогнозировать его развитие на долгосрочный период времени. Субъективный момент в данном вопросе играет важную роль: учитель может оценивать ребенка по своим собственным стандартам, которые могут идти вразрез с интересами ребенка.
Данное положение вещей ведет к тому, что образовательная организация наберет детей, которые будут соответствовать интересам организации, при этом прикрываясь интересами детей, фактически нарушая их право на образование вместо того, чтобы обеспечивать в соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и письмом Министерства общего и профессионального образования РФ № 70/23–16 [5] право родителей на выбор образовательной организации для своих детей.
В заключение следует отметить, что право гражданина на образование предусматривается гарантиями, предусмотренными в действующем законодательстве. Несмотря на положительные показатели принятых новшеств в системе образования существуют правовые несоответствия между нормами законодательства. Для реализации положительной динамики следует взять во внимание не только образовательный принцип, но и морально-этический.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. № 1-ФКЗ, с изм., от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416; 2022. № 41. Ст. 6933.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 августа 2024 г., № 329-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. — 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2024. –№ 33 (Часть II), ст. 5025.
- Решение Анапского городского суда от 10 января 2020 г. по делу № 2А-104/2020 // [Электронный ресурс] — URL: https://sudact.ru/regular/doc/sF3XYi05KNgu/ (дата обращения: 20.11.2024 г.).
- Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236 (с изм. и доп. от 23.01.2023) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» // [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355260/ (дата обращения: 20.11.2024 г.).
- Письмо Минобразования РФ от 7 января 1999 г. № 70/23–16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» // [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=328569#GNsZeUUExin0aRrD (дата обращения: 20.11.2024 г.).