Особенности конституционных прав человека в области образования и культуры, их реализация и защита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Курачёва, Е. С. Особенности конституционных прав человека в области образования и культуры, их реализация и защита / Е. С. Курачёва, И. А. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 562-565. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92089/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье раскрываются особенности конституционных прав человека в области образования и культуры, их специфика реализации и защиты.

Ключевые слова: конституционные права, право на образование, право на культуру, реализация прав на образование и культуру, защита прав на образование и культуру, правовой статус, культурные права и свободы.

Пункт 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гласит, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1].

Каждый вправе на образование и культуру. Никто не может быть лишен или ограничен в данных правах. Исследование осуществления этих прав является очень познавательным и интересным, так как они обладают уникальностью. Безусловно, каждое право человека является особенным. Специфика права на образование и культуру заключается в том, что они представляют собой социокультурное право граждан.

Пункт 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом [1].

Право на образование — одно из преимущественно значительных конституционных общественных прав человека; оно создает предпосылку для совершенствования как личности, так и общества. В настоящее время во всех демократических странах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального либо среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых иных образовательных учреждениях; доступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на функционирование частных учебных заведений. Основные положения данных прав содержатся в статье 26 Всеобщей декларации прав человека.

Я думаю, особенность права на образование и культуру заключается в том, что осуществление этих прав напрямую связано с развитием человека как личности. Это означает, что человек, реализуя данные права, совершенствуется морально. В процессе жизнедеятельности данные полученные познания играют очень важную роль.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни [2].

Государство гарантирует гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых образовательных стандартов и требований, если образование этого уровня человек получает впервые. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, страна полностью либо частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется эта поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений. Государство гарантирует людям с ограниченными возможностями здоровья, то есть обладающим недостатками в физиологическом и (или) психическом развитии (далее — с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и общественной адаптации на основе особенных преподавательских подходов.

Государство защищает культурные права, в том числе и право на образование. Это объясняется тем, что наша страна гарантирует общедоступность образования, так как каждый человек вправе получить знания.

Статья 8 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. N 3612–1 гласит, что в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств [3].

Права человека в области культуры приоритетны по отношению к правам в данной области страны и любых его структур, социальных и национальных движений, политических партий, народных общностей, профессиональных и других объединений. Каждый человек вправе на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства [4].

Свобода творчества — право гражданина заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Демократизм данного права выражается в недопустимости цензуры, более того, любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

Конституция РФ гарантирует каждому общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в объеме 11 классов, начального профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет [5].

В нашей стране получение школьного образования является как правом, так и обязанностью личности. Это является одной из особенностей права на образование.

Важной стадией реализации норм права является правоприменение. С точки зрения основных прав и свобод, закрепленных в Конституции, в сферу их соблюдения входят: применение норм права на основе законного (опубликованного, не нарушающего Конституцию) нормативного правового акта; учёт конституционного толкования положений правовых актов (законов); «экономия» правоприменения и т. д. При этом, как представляется, «прецедентное право» само по себе не нарушает прав человека и основных (конституционных) прав и свобод (имеются в виду страны с романо-германской правовой системой, так как в англо-саксонской правовой системе такой вопрос не стоит) [6].

Нормы конституционного права, сохраняя общие юридические свойства, отличаются от норм других отраслей права не только содержанием, но и структурой, а иногда и юридической природой [7].

Каждый гражданин в России вправе участвовать в культурной жизни и пользоваться организациями культуры, обладая доступом к культурным ценностям. Культурная жизнь выражена разнообразными видами деятельности, широкий спектр которых определяет и большое количество методов участия в ней. Культура подразумевает реализацию для каждого гражданина его возможностей приобщения к культуре, получения необходимого образования, вступления в какую-нибудь творческую группу, занятия творчеством и др.

Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время всем конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты [8].

Конституционные права на образование и культуру обладают уникальностью. Можно сказать, что данные права регламентируются странами по-разному. Однако основной интегративный признак заключается в том, что все государства гарантируют общедоступность образования.

Можно сделать следующий основной вывод: право на образование и культуру является основным конституционным правом. Главная особенность данных прав заключается в том, что они являются уникальными. Например, право на школьное образование одновременно является как правом, так и обязанностью человека. Законодательство в области образования и культуры достаточно серьезно и основательно разработано, что позволяет позитивно смотреть на те процессы, которые происходят в русле модернизации отечественного образования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. от 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с посл. изм. от 1 марта 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru.
  3. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. N 3612–1 (с посл. изм. от 30 апреля 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru.
  4. Козлова И. В., Скрябина О. В. Конституционное право: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2020. С. 76.
  5. Никулин В. В. Конституционное право России: Учебное пособие. Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019. С. 30–31.
  6. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 48–51.
  7. Комарова В. В. Конституционное право России: Учебник. Москва: КНОРУС, 2017. С. 12.
  8. Ибаев Р. К., Магомедова Р. М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие (курс лекций). Махачкала: ДГУНХ, 2020. С. 10.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, образование, культура, основное общее образование, творческая деятельность, интеллектуальная собственность, конкурсная основа, культурная жизнь, начальное профессиональное образование, общее образование.


Ключевые слова

правовой статус, конституционные права, право на образование, право на культуру, реализация прав на образование и культуру, защита прав на образование и культуру, культурные права и свободы

Похожие статьи

Конституционные права и свободы права человека и гражданина

В статье подробно рассмотрены права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Проведен анализ личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина.

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав личности

Работа посвящена анализу сочетаний средств государственной защиты и самозащиты прав личности. Целью исследования является анализ государственной защиты прав граждан Российской Федерации.

Механизмы реализации защиты прав и свобод человека в Российской Федерации

Статья посвящена вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Политические права и свободы граждан РФ

В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ

Определено понятие гарантий конституционных прав и свобод человека. Рассмотрена классификация гарантий конституционных прав и свобод человека. Проведен анализ основных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Теоретический аспект изменения и развития прав и свобод человека в Российской Федерации

Данная статья рассматривает сущность прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Также освещается периодика развития четырех поколений прав и свобод, дается их общая характеристика и причины возникновения.

Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации

В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России. Анализ основных положений теории общего правового статуса...

Понятие и сущность механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Статья посвящена вопросам, связанным с защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека

Статья посвящена рассмотрению определения понятия конституционных ограничений прав и свобод человека, и значение его понимания для науки и правотворческой деятельности.

Похожие статьи

Конституционные права и свободы права человека и гражданина

В статье подробно рассмотрены права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Проведен анализ личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина.

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав личности

Работа посвящена анализу сочетаний средств государственной защиты и самозащиты прав личности. Целью исследования является анализ государственной защиты прав граждан Российской Федерации.

Механизмы реализации защиты прав и свобод человека в Российской Федерации

Статья посвящена вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Политические права и свободы граждан РФ

В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ

Определено понятие гарантий конституционных прав и свобод человека. Рассмотрена классификация гарантий конституционных прав и свобод человека. Проведен анализ основных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Теоретический аспект изменения и развития прав и свобод человека в Российской Федерации

Данная статья рассматривает сущность прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Также освещается периодика развития четырех поколений прав и свобод, дается их общая характеристика и причины возникновения.

Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации

В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России. Анализ основных положений теории общего правового статуса...

Понятие и сущность механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Статья посвящена вопросам, связанным с защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека

Статья посвящена рассмотрению определения понятия конституционных ограничений прав и свобод человека, и значение его понимания для науки и правотворческой деятельности.

Задать вопрос