В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: основные политические права и свободы, защита прав и свобод, общество
На протяжении всего исторического процесса становления общества понятия «политика» и «право» были неразделимы. Ведь именно политика через свои институты (государство, органы власти, политические партии) является источником права. Важным аспектом считается регламентация политических прав и свобод. Государство предоставляет гражданам права и свободы, но зачастую общественность не имеет полного представления о том, какие права существуют и как грамотно ими распоряжаться. Именно анализ данной проблемы будет проводиться в рамках статьи. Для начала необходимо определить, что считается политическими правами и свободами.
Под политическими правами и свободами понимается комплекс прав, которые регулируют жизнь общества в области политики. Как правило, подобные права являются естественными и неотчуждаемыми. Необходимо отметить, что сама степень реализации рассматриваемых политических прав и свобод непосредственно зависит от действующего в стране политического режима. При этом если рассматривать демократию, то здесь права и свободы человека, безусловно предоставляются настолько максимально, насколько это вообще возможно. Авторитарный режим отличается определенно формальным наличием определенных политических прав (к примеру, проводятся выборные компании в законодательные органы государственной власти), тем не менее они носят только условный характер. В процессе действия тоталитарного режима политические права вообще отсутствуют, довольно часто они вовсе даже никак не регламентируются [3].
Определения политических прав человека в современном мире сводятся, прежде всего, к возможностям достаточно активного участия граждан непосредственно в управлении как государственной, так и общественной жизнью. Именно поэтому представляется все же возможным разделить их на 2 соответствующие группы, а именно:
1) правомочия, направленные на участие в формировании и соответственно функционировании всего публично-властного механизма государства;
2) правомочия, направленные на участие в жизни общества (иными словами право на ассоциации, а также свобода слова и свобода демонстраций) [4].
Таким образом, современные политические права непосредственно охватывают всю область публичных интересов гражданина и достаточно тесно взаимосвязаны с понятием политической свободы. Исследуемые в рамках настоящей статьи права и свободы, обусловленные как главная категория субъективных прав и свобод гражданина, кроме того, также рассматриваются «как обеспеченная человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти». Сказанное обозначает, что современные политические права подразделяются на индивидуальные и коллективные.
Политические права и свободы, как мы уже убедились, являются основополагающими, закрепленными в Конституции Российской Федерации, принадлежащими гражданам государства права и свободы, прежде всего, связанные непосредственно с реализацией гражданами государства своего участия в отправлении делами своего государства, тесное взаимодействие с государственной властью. Именно благодаря политическим правам в настоящее время граждане и все гражданское общество в общем реализуют свои интересы непосредственно в осуществлении народовластия; а также определяют положение личности в современных политических отношениях. При этом политические права и свободы образуют условия, которые необходимы для укрепления взаимосвязи между человеком и обществом, а также гражданином и государством. Кроме того, незыблемость устоев государственного конституционного строя, его демократический уклад, уровень имеющей место быть политической культуры у граждан зачастую зависит от того, в каком именно состоянии находятся в данный момент политические права и свободы граждан. Тем самым, политические права и свободы действуют на основании личных прав и свобод, при этом взаимодействуя с ними, опираясь на уважение к человеку [2]. Так, среди главных признаков современных политических прав целесообразно выделить следующие, а именно:
‒ всеобщность, так как возможность их непосредственного воплощения в реальность должна быть абсолютно у каждого человека;
‒ субъективность, поскольку наряду с иными, они гарантируются самим государством и непосредственно закрепляются в соответствующих правовых нормах;
‒ относятся непосредственно к естественным правам человека благодаря тому, что принадлежат абсолютно любому человеку от рождения, при этом неотъемлемы и независимы ни от чьей-либо воли;
‒ имеют достаточно тесную связь непосредственно с гражданством страны, поскольку обычно признаются за гражданами определенного государства;
‒ данные права и свободы определяются возможностью принимать участие в общественно-политической сфере жизни государства, а также его управлении и свободой всестороннего развития личности;
‒ обладают коллективным характером реализации;
‒ вовсе не относятся к сфере абсолютных прав;
‒ направлены на обеспечение блага политической свободы граждан [5].
Россия является демократическим государством, для которого непосредственная реализация прав и свобод человека считается долгом. При этом вышеизложенный тезис прослеживается в ст. 2 Конституции РФ, а именно: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Из этого следует, что государство наделяет абсолютно каждого представителя общества определенными правами и свободами (и конечно же политическими), кроме того, гарантирует их охрану. Но население в силу своей правовой безграмотности, в том числе и правового нигилизма, не может разумно и грамотно воспользоваться предоставляемыми им правами.
Социальный опрос, отражающий мнение населения относительно проблемы обеспечения прав и свобод современного российского государства, показывает, что среди граждан распространено кардинальное решение о смене руководства. Политологи отмечают, что данный подход не способен искоренить проблему. Предлагаемые идеи нового управленческого аппарата, направленные на решение государственных задач, не будут восприняты обществом, в силу его стереотипности образа мышления.
Для решения проблемы необходимо воспитывать грамотных граждан, знающих все свои права и свободы, в том числе и политические. Осуществить это возможно путем введения в учебных заведениях различного уровня дополнительных дисциплин, касающихся правовых аспектов и норм. Также правовую культуру можно прививать через СМИ, художественную литературу, кино и искусство. Стоит понимать, что правовое преобразование и просвещение должно быть постоянным и непрерывным, поэтому гражданам стоит самим поддерживать уровень политического образования после окончания учебных заведений.
Понимание политических процессов, происходящих в государстве, поможет гражданам четко сформулировать свои обращения в органы государственного аппарата, что облегчит взаимодействие гражданина и государства. Такой подход позволит формировать решения тех вопросов, которые могут возникать у граждан. Главное, что стоит отметить, что именно человек, может изменить свое будущее, и если общество поменяет отношение к государству и осознает, что вместе с ним является элементами одного целого, то удастся избежать многих проблем, возникающих между ними.
Таким образом, мы пришли к выводу, что политические права считаются неотъемлемыми, естественными правами, которые непосредственно определяют правовой статус современного человека как гражданина, иными словами члена политического общения и, конечно же, участника политических процессов, которые происходят в стране. Это прежде всего гарантированная нормами как международного, так и внутригосударственного права непосредственная возможность личности как индивидуально, так и коллективно принимать участие в осуществлении делами государства, в политических процессах, которые происходят в стране.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрании законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Воронина Н. А., Запесоцкий А. С., Карташкин В. А. Права человека и правовое социальное государство в России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.
- Гудиева А. В. О месте политических прав и свобод в системе конституционных прав, свобод человека и гражданина // Сборник научных статей магистрантов. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Владикавказ, 2018. С. 42–47.
- Карасев А. Т., Мещерягина В. А. Соотношение конституционного права на обращение с политическими правами и свободами // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 66–70.
- Климов И. П. Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация в отечественной юридической литературе XXI века // Право и образование. 2017. № 3. С. 15–22.
- К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации Малиненко Э. В. Черные дыры в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 32–34.
- Проблемы социальной политики в конституциях и уставах субъектов российской федерации как источниках конституционного права Малиненко Э. В. Труд и социальные отношения. 2018. № 4. С. 117–124.
- К вопросу о местном самоуправлении в конституциях республик Российской Федерации Малиненко Э. В. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 285–289.
- Реализация государственной национальной политики в конституциях и уставах субъектов российской федерации Малиненко Э. В. Наука и образование: Хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 5 (96). С. 43–46.