Развитие речи на уроках русского языка средней общеобразовательной школы (на материале сказов П. П. Бажова) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.09.2019

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, А. С. Развитие речи на уроках русского языка средней общеобразовательной школы (на материале сказов П. П. Бажова) / А. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62565/ (дата обращения: 18.11.2024).



Творчество уральского писателя П. П. Бажова представляет собой неиссякаемый кладезь русской народной мудрости; это множество фразеологических единиц, пословиц и поговорок, большое количество слов-диалектизмов, профессионализмов рабочих уральских заводов. Сказы П. П. Бажова таят названия многих самоцветов Урала, чаруют красотой языка, романтикой отношений персонажей, которые сходны со сказкой.

Вся жизнь П. П. Бажова связана непосредственно со словесной деятельностью. П. П. Бажов был учителем, журналистом, сочинителем. Но талант П. П. Бажова наиболее ярко отражается в сказах, которые можно справедливо считать гимном уральских мастеров. Его сказы включают в себя колорит, фантастические образы, сюжетные мотивы, народную мудрость и язык народных преданий. П. П. Бажова по праву считают самостоятельным художником, который использует полноценное знание устного творчества и знание уральского горняцкого быта для воплощения этических и философских идей.

В своих сказах П. П. Бажов рассказывает об искусстве уральских умельцев, при этом выражая своеобразие и красочность старого горнозаводского быта. При этом Бажов ставит в сказах общие вопросы — о духовной красоте, об истинной нравственности и достоинстве трудового человека.

Выдуманные П. П. Бажовым персонажи сказов представляют собой стихийные силы природы, являющиеся отважными, трудолюбивыми и чистыми душою. Здесь стоит отметить, что П. П. Бажов смог придать своим выдуманным персонажам необыкновенную поэтичность, а также наделил их сложной и тонкой психологией.

Стиль и «окраска» сказов П. П. Бажова выделяются своей особенностью, потому что в одном тексте сосредоточены стилистически разноплановые языковые средства, но при этом они не «перехлёстываются», имеется чувство меры в их использовании.

На мой взгляд, мастерство П. П. Бажова заключается в следующих критериях: сказы повествуются рассказчиком в аудитории слушателей, они написаны на фольклорном материале; рассказчиком является простой представитель народа; устами рассказчика говорит сам писатель, который является мастером слова.

В творчестве П. П. Бажова выделяется единство фольклорных художественно — изобразительных речевых средств, речевых средств устной речи, особенностей диалектной (уральской) и профессиональной речи, а также речевых индивидуальных писательских особенностей.

Стоит отметить, что сам П. П. Бажов определял свое творчество более чем скромно. На похвалы П. П. Бажов отвечал так: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец — рабочий». Эти слова П. П. Бажова позволяют нам понять, как уважительно автор сказов относился к слову народа, стараясь, при этом, сохранять все особенности уральского говора.

Бажов П. П. сумел совместить сказовую форму, которая имеет под собой фольклорную основу, со сказовой манерой повествования. Установка на устную речь и образ рассказчика создаются с помощью просторечной и разговорной лексики, диалектизмов и эксрессивно-эмоциональной лексики.

Е. В. Харитонова указывает на то, что сказы П. П. Бажова репрезентируют русскую ментальность [1].

Мы предлагаем методику развития речи учащихся 10-х классов на материале сказов П. П. Бажова [2]. К этому времени школьники уже хорошо изучили произведения замечательного русского писателя. Некоторые даже немного позабыли содержание. Но красота и романтика, присутствующие в сказах, наличие мультфильмов по сказам помогут обучающимся освежить в памяти содержание сказов, а заодно будут содействовать развитию речи, т. к. мы предлагаем составить словарик диалектизмов (на выбор одного из сказов) данного писателя.

При перечитывании сказов П. П. Бажова в более взрослом возрасте, становится ясно, что эти произведения не просто сказочные истории, что в них чувствуется история Урала, человека-мастера, умельца, уральская природа и ее особенности. Заинтересовывает и язык изложения сказов П. П. Бажова, такой далекий от современного, но при этом сохранивший особенность уральского говора. Даже на сегодняшний день «оканье» и применение диалектных слов выделяет — уральский люд. Услышать многие просторечные и разговорные обороты и слова, которые встречаются у П. П. Бажова, можно и сегодня, но только у деревенских жителей и у людей старшего поколения. Данные полные экспрессии и слова, содержащие в себе оценку, бывают более точными, меткими, чем их литературный эквивалент. Из них собирается словесный портрет бывшего старателя, рассказчика –знающего, словоохотливого, доброго дедушки Слышко.

Следующим этапом работы будет работа по лексикографическим источникам: с опорой на словари (толковые, этимологические и др.) учащиеся определяют значение того или иного диалектизма.

Эта работа сопровождается сопоставлением сходных понятий «диалектизм» и «просторечие». Мы даем учащимся задание: из энциклопедического словаря русского языка выписать определение обоих понятий и найти их отличие. Эта работа должна сопровождаться иллюстративным языковым материалом, аргументами учеников.

Вариантом работы над редкими словами, развивающими речь учащихся, будет работа по профессионализмам (словарю рабочих Урала), ср. [3].

Для обучающихся высокого уровня освоения компетенций предлагается эссе или реферат по материалам статьи В. В. Блажес «Тайная сила и этикет магического поведения человека в сказах П. П. Бажова». Как показала практика работы в средней общей школе, такая работа вызывает у обучающихся неподдельный интерес, так как способствует познанию новых сторон жизни.

В целом развитие речи обучающихся на материалах сказов П. П. Бажова таит в себе многие ещё до конца не реализованные возможности: это и метод проектов по составлению топонимической карты сказов П. П. Бажова, и викторина «Сокровища Урала», которая актуализирует межпредметные связи», и многое другое. Как отмечает Е. В. Харитонова, события в общественной жизни последних лет сделали актуальной проблематику культуры как хранительницы норм мироощущения и поведения, активизировали дискуссию о ее миссии и социальных функциях [5], а это будет усиливать интерес обучающихся к творчеству П. П. Бажова.

Таким образом, сказы П. П. Бажова вызывает интересный материал для исследователей русской литературы и связи её с фольклором. В разных источниках отмечено что, сказы П. П. Бажова интересно как взрослым, так и детям, тем более что П. П. Бажов не проводил ограничений и не устанавливал возрастных рамок читателя.

Значение творчества и личности Павла Петровича Бажова для самосознания уральцев и уральской культуры беспримерно. Писатель вырос на почве уральской культуры, уральской истории, уральского народного быта, уральских традиций; Бажов больше, чем любой другой автор сказов, когда- либо живший на Урале, автор представил в своих произведениях дух и душу этой земли. Уральский народ увидел себя, как в зеркале, в сказах П. П. Бажова. В творчестве П. П. Бажова образ Урала раскрывается для человека, проживающего в любом уголке России.

Сказы П. П. Бажова легко читать, они очень лаконичны. Они достатоно универсальны, так как свободно воспринимаются взрослыми и детьми, а создаваемая в них система этических принципов легко переносится на жизнь при любом режиме и пригодна для любой профессии.

Литература:

  1. Харитонова Е. В. Репрезентация русской ментальности в сказах П. П. Бажова: Автореф. дис. канд. филол. н. Екатеринбург, 2004.
  2. Бажов П. П. Сочинения в трех томах. М.: Правда, 1976.
  3. Безденежных В. В. Труд гранильщиков в Уральских преданиях и сказах // Дергачевские чтения — 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. 1998.
  4. Блажес В. В. Тайная сила и этикет магического поведения человека в сказах П. П. Бажова // Текст. Поэтика. Стиль: Сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003, С. 307–315.
  5. Харитонова Е. В. Репрезентация русской ментальности в сказах П. П. Бажова: Автореф. дис. канд. филол. н. Екатеринбург, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): сказ, автор сказов, материал сказов, особенность, работа, слово, творчество, уральская культура, уральский говор, устная речь.


Похожие статьи

Значение сказов П. П. Бажова на уроках русского языка средней общей школы

Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников

Словообразовательный анализ школьного сленга (на примере МБОУ СОШ № 20 г. Владивостока)

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология»

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Похожие статьи

Значение сказов П. П. Бажова на уроках русского языка средней общей школы

Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников

Словообразовательный анализ школьного сленга (на примере МБОУ СОШ № 20 г. Владивостока)

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология»

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Задать вопрос