Упрощенная процедура банкротства гражданина: проблемы регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Лашкова, И. А. Упрощенная процедура банкротства гражданина: проблемы регулирования / И. А. Лашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62479/ (дата обращения: 23.11.2024).



В 2015 г. Россия встала на новый виток правового и экономического развития, закрепив в своем законодательстве новый, ранее не известный российскому праву институт банкротства физических лиц. Следует отметить, что до вступления в силу поправок от 01 октября 2015 г. в Законе о банкротстве в Российской Федерации не применялась процедура банкротства граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью.

Согласно статистике Центрального Банка Российской Федерации по состоянию на 01 января 2019 года объем кредитов, предоставленных физическим лицам кредитными организациями в стране, составляет 12 456 050 млн. руб.; размер задолженности физических лиц по кредитам же составляет 14 856 625 млн. руб., из которых 757 569 млн. руб. составляют просроченную задолженность [6].

В то же время, по статистике, приведенной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по арбитражным судам субъектов федерации, только с момента введения института несостоятельности (банкротства) гражданина, не связанного с предпринимательской деятельностью, в октябре 2015 года и до конца 2015 года поступило 6 082 заявления о признании гражданина банкротом. Тогда же, в 2015 году, было принято 70 решений о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, а по 122 таким делам производство было завершено [5]. А уже за 2016 год аналогичных заявлений поступило уже 28 911, было вынесено 1 305 решений о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, по 6 563 таким делам производство было завершено [5].

Закон о банкротстве был принят с целью снизить уровень закредитованности и долгового бремени обычных граждан, дать возможность мелкому бизнесу пережить последствия национального экономического кризиса, помочь малоимущим, находящимся в долговой кабале. Вместе с тем, практика применения данного закона показала его несовершенство: нововведения, урегулированные нормами закона, оказались недоступны для значительного числа должников в связи с дороговизной процедуры банкротства.

Так, по данным Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих издержки на финансирование процедуры составляют примерно 56 % от конкурсной массы должника [7].

По разным подсчетам стоимость процедуры варьируется в пределах от 40 000 до 300 000 тыс. руб. В данные расходы входят затраты на оплату финансового управляющего в размере 25 000 тыс. руб., которые должны быть непосредственно внесены на депозит суда до первого рассмотрения дела по существу, а также затраты на оплату 7 % от стоимости удовлетворенных требований кредиторов [1]. Следует отметить, что процедура банкротства сложна для восприятия обычного гражданина, и без помощи адвоката или представителя не обойтись, поэтому в состав расходов входят также оплата их услуг.

На данный недостаток обратило внимание и государство: уже на протяжении несколько лет Министерство экономического развития РФ разрабатывает проект внесения изменений в Закон о банкротстве. Предполагается, что Закон о банкротстве дополнится процедурой упрощенного производства, которое будет доступна для большего числа граждан.

28.12.2018 г. в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона № 04/13/12–18/00087396 «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан».

Необходимо отметить, что ранее в 2016 г. Министерство экономического развития РФ уже выступало с инициативой введения упрощенной процедуры для банкротства граждан, однако законопроект «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» так и не был внесен в Государственную Думу на рассмотрение, несмотря на то, что документ неоднократно обсуждался экспертным сообществом.

Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона № 04/13/12–18/00087396 от 28.12.2018г. предлагает определенные условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина. Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладает как сам гражданин, так и кредитор. Примечательно, что новый проект Федерального закона о внесении изменений, в отличие от законопроекта «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 2016 г., предоставляет кредитору право на обращение с заявлением о признании гражданина банкротом.

Должник вправе обратиться в арбитражный суд о признании его банкротом, если общий размер денежных обязательств, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства, независимо от просрочки основного долга, составляет не менее пятидесяти тысяч и не более семисот тысяч рублей. Кредитор вправе подать заявление по упрощенной процедуре при условии, что его требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и не более чем семьсот тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено законом.

В проекте предусмотрены определенные требования к заявлению должника о признании его банкротом: оно должно содержать указание на применение упрощённой процедуры. Особенно следует отметить новеллу составителей проекта о том, что заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре рассматривается арбитражным судом без вызова сторон и проведения судебного разбирательства, если сторонами не было заявлено ходатайство о рассмотрении такого дела в судебном заседании.

Отличается и порядок обжалования подобных судебных актов: решение о введении упрощенной процедуры банкротства гражданина обжалуется в общем порядке. Однако прочие судебные акты, принимаемые в рамках упрощенной процедуры, не подлежат кассационному обжалованию, но могут быть обжалованы в апелляционном порядке в срок, не превышающий четырнадцати дней. Ограничение порядка обжалования судебных актов значительно сокращает срок реализации процедуры банкротства.

К другим особенностям предполагаемого упрощенного порядка банкротства гражданина также следует отнести отсутствие в нем процедуры реструктуризации долгов гражданина, а также значительно упрощенный порядок реализации его имущества. Собраний кредиторов, а также анализа финансового состояния гражданина и выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства по общим правилам, при этом, не проводится. Однако, по инициативе кредитора, который за свой счет несет издержки, связанные с проведением собраний, собрания кредиторов все же могут проводиться [2].

Ранее разработанный проект «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 2016 г. не предусматривал участие в упрощенной процедуре банкротства граждан финансового управляющего. Однако современная редакция законопроекта все же предполагает участие финансового управляющего. Представляется, что финансовый управляющий, не обязан, а вправе принимать меры по выявлению имущества гражданина, обеспечению сохранности этого имущества по поручению и за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле о банкротстве лиц.

В современной редакции законопроекта имеются особенности рассмотрения требований самих кредиторов: для признания требования кредитора обоснованными не требуется определение арбитражного суда; такое требование считается признанным обоснованным и установленным по истечении срока предъявления возражений относительно требований кредиторов, если в отношении требования кредитора в арбитражный суд не поступили возражения. При этом кредитор, указанный в списке кредиторов, приложенном к заявлению должника, считается заявившим свое требование.

Ранее проект «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 2016 г. о введении упрошенной процедуры деле о банкротстве не предусматривал возможность оспаривания сделок должника в порядке статей 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве. Наоборот, упрощенная процедура в отношении гражданина, который в течение года до возбуждения производства по делу о банкротстве проводил сделки с имуществом, не могла применяться, и, в случае оспаривания тех либо иных сделок по указанным основаниям, процедура банкротства должна была осуществляться в общем порядке. Новый же проект о введении упрощенной процедуры банкротства граждан предусматривает возможность кредиторов оспаривать сделки должника по указанным основаниям в упрощенном порядке [3].

Отдельного внимания заслуживает упрощение порядка реализации имущества. Если проект Федерального закона № 04/13/12–18/00087396 «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» примут — продажу своего имущества гражданин-должник будет в большинстве случаев проводить самостоятельно и без проведения торгов, лишь согласовывая с кредиторами минимальную цену. Это внесет самый значительный вклад в удешевление процедуры банкротства, поскольку связанные с реализацией имущества затраты (публикации о торгах, оценка имущества и т. п.) сейчас являются самой значимой расходной статьей и зачастую превышают стоимость реализуемого имущества.

Кроме того, в самом законопроекте заложено условие, еще более сужающее сферу его применения: при выявлении у должника имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб. предполагается переход к общей процедуре банкротства. При этом в стоимость такого имущества включается и стоимость единственного жилья, которое, по общему правилу, в любом случае не сможет быть реализовано. Поскольку жильем на праве собственности владеет существенная часть граждан, и стоимость его практически всегда превышает 200 тыс. руб., — для кредиторов таких должников путь к упрощенной процедуре будет закрыт.

21.08.2019 г. Минэкономразвития РФ приняло решение ужесточить законопроект и добавило ряд ограничений по применению данной процедуры: за шесть месяцев до подачи заявления о собственном банкротстве у гражданина должно возникнуть не более четверти суммы долга (без учета процентов), при этом за год до этого события такой гражданин не должен безвозмездно отчуждать имущество дороже 200 тыс. рублей, а так же продавать свое имущество на сумму более 2 млн рублей. Кроме того, у должника не должно быть неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики, действующих административных наказаний за нарушения в сфере охраны собственности или за фиктивное либо преднамеренное банкротство. В биографии должника в предшествующие подаче заявления о банкротстве полгода также не должно быть смены имени, фамилии или отчества, не считая случаев вступления в брак [8].

Очевидно, что большая часть условий предлагаемого нового законопроекта направлена на удешевление процедуры банкротства гражданина. Однако от подобного удешевления процедуры может пострадать и ее качество.

На наш взгляд наиболее удачным был законопроект «о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» 2016 г., основной направленностью которого являлась проверка гражданина на добросовестность, которая была призвана исключить фиктивное или преднамеренное банкротство в целях уклонения гражданина от обязательств. Вместе с тем, законопроект предлагает достаточно доступные предельные размеры задолженности по обязательствам гражданина — минимальная задолженность установлена в размере всего лишь 50 тысяч рублей — что, с учетом особенностей существующих экономических условий, может показаться даже излишне малой суммой задолженности, в результате чего обращения граждан за процедурой банкротства могут приобрести массовый характер, резко увеличив нагрузку на арбитражные суды.

Предлагаемый законопроект об упрощенной процедуре банкротства гражданина обладает весьма существенными преимуществами, однако требует более детальной проработки норм, связанных непосредственно с рассмотрением дела. В остальном же перспектива принятия соответствующих поправок в Закон о банкротстве представляется крайне положительной и способной обеспечить доступность такого рода дел для граждан, не вовлеченных в предпринимательскую деятельность.

Литература:

  1. Чернова, М. В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: монография / М. В. Чернова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 207 с.
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан» // Проект Федерального закона — URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=87396.
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» // Законопроект: размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09–16/00054970).
  4. Отчет о работе арбитражных судов субъектов РФ по делам о банкротстве за 2015 год // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. — URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2015/AC1a_2015.xls (дата обращения: 12.06.2019).
  5. Отчет о работе арбитражных судов субъектов РФ по делам о банкротстве в 2016 г. // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. — URL:http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2016/AC1a_2016_svod.xls (дата обращения: 12.06.2019).
  6. Информация о кредитах, предоставленным физическим лицам — резидентам в рублях и иностранной валюте // Центральный Банк РФ. — URL: http://www.cbr.ru/statistics/udstat.aspx?Month=01&Year=2019&TblID=302–02m (дата обращения: 12.06.2019).
  7. Первый опыт: закону о банкротстве физлиц исполнился год // — URL:http://www.russianit.ru/news/practice/view/_t_/id=401191 (дата обращения: 12.06.2019).
  8. Минэкономразвития ужесточает правила будущего упрощенного банкротства граждан // Федресурс. — URL: https://fedresurs.ru/news/1b6e49c7-bb83–4f32-ac23–4a034fbffa4c (дата обращения: 10.06.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): внесение изменений, Российская Федерация, упрощенная процедура, упрощенная процедура банкротства граждан, банкротство, признание гражданина, часть введения, арбитражный суд, Государственная Дума, предпринимательская деятельность.


Похожие статьи

Процедура реструктуризации долга в деле о банкротстве гражданина: общая характеристика, проблемы практики

Сбалансированность регионального бюджета: проблемы и пути их преодоления

Оплата уставного капитала корпорации: порядок и проблемы правового регулирования

Обращение за возвратом излишне уплаченного налога и внесудебное урегулирование налогового спора: как упростить процедуру

Прекращение трудового договора с дистанционными работниками: вопросы правоприменения

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Реклама услуг ломбардов: проблемы теории и практики

Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки

Право на имущество как предмет мошенничества: проблемы определения

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

Похожие статьи

Процедура реструктуризации долга в деле о банкротстве гражданина: общая характеристика, проблемы практики

Сбалансированность регионального бюджета: проблемы и пути их преодоления

Оплата уставного капитала корпорации: порядок и проблемы правового регулирования

Обращение за возвратом излишне уплаченного налога и внесудебное урегулирование налогового спора: как упростить процедуру

Прекращение трудового договора с дистанционными работниками: вопросы правоприменения

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

Реклама услуг ломбардов: проблемы теории и практики

Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки

Право на имущество как предмет мошенничества: проблемы определения

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

Задать вопрос