В данной статье будет проанализировано понятие digital-маркетинга, история возникновения данного явления, его характеристики и виды в современном мире, а также роль в деятельности предприятия.
Ключевые слова: digital-маркетинг, онлайн-пространство.
This article will analyze the concept of digital marketing, the history of this phenomenon, its characteristics and types in the modern world, as well as its role in the activities of the enterprise.
Keywords: digital marketing, online space.
В современном постоянно изменяющемся мире новые технологии проникают во все сферы деятельности человека. Такие бытовые события как покупка товаров, коммуникация и отдых постепенно стали осуществляться в Интернет-пространстве. Это возможно благодаря тому, что большая часть населения Земли имеют устройства с возможностью выхода в Интернет. Так, по данным потребительского барометра, 95 % жителей России являются пользователями мобильных телефонов или смартфонов. Такие кардинальные изменения в жизни людей влекут за собой не менее важные последствия в организации деятельности предприятий и мировых корпораций. Одним из нововведений 21 века, вызванного научно-техническим прогрессом, стало появление и развитие digital-маркетинга.
Цифровой маркетинг (англ. Digital marketing) — это маркетинг, обеспечивающий взаимодействие с клиентами и бизнес-партнерами с использованием цифровых информационно-коммуникационных технологий и электронных устройств [2, c.261].
Иными словами, это маркетинг, осуществляющийся в рамках новейших цифровых технологий. Данное понятие появилось в 1990-х годах 20 века, одновременно с распространением Интернета для бытового использования. Однако стоит отметить, что цифровой маркетинг — это не статичное явление, методы которого появились давно и используются в неизменном виде до сих пор. Концепция digital-маркетинга находится в постоянной динамике, совершенствуясь и подстраиваясь под потребности общества ежеминутно.
Как же он осуществляется? Веб-маркетинг существует как в онлайн, так и в оффлайн-пространстве. В интернет-пространстве он предполагает SEO оптимизацию сайтов, контекстную и баннерную рекламу, таргетинг, вирусную и нативную рекламу, а также email-рассылки. В оффлайн пространстве это: СМС-сообщения, телевизионная и радиореклама и QR-коды. Первый вид маркетинга, осуществляющийся онлайн, сформировался в отдельную ветвь, именуемую Интернет-маркетингом. Также одним из более узких продолжений цифрового маркетинга является Social Media Marketing, о котором нельзя не упомянуть в данной статье, так как развитие этого направление набирает скорость ежемесячно. SMM — это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний или бренда и решения других бизнес-задач [3].
Данное направление набирает популярность, так как социальные сети с каждым годом получают все больше и больше пользователей. Так, по статистике от 2019 года у Facebook в среднем 1,65 миллиардов активных пользователей ежемесячно, 1,09 миллиардов — ежедневно. Каждый месяц на страницах в Facebook оставляется 2,5 миллиарда комментариев. С каждым годом социальные сети занимают все больше свободного времени среднестатистического человека, заменяя телевидение, радио и печатные издания. Именно поэтому 50 миллионов компаний имеют страницы в Facebook [4].
Стоит отметить, что SMM все же имеет определенные условности, а именно — более молодая аудитория в сравнении с аудиторией других направлений маркетинга. Именно поэтому этим направлением заинтересованы компании, ориентированные на молодежь. Тем не менее, данное направление активно развивается.
Но поговорим об общих чертах цифрового маркетинга. Как уже было сказано ранее, он напрямую связан с технологическими инновациями и разработками, поэтому в век научно-технического прогресса оба этих направления развиваются колоссальными темпами. Какие же последние разработки были созданы в сфере digital-маркетинга?
В первую очередь стоит сказать о маркетинге влияния. Данный вид применяется при помощи работы лидеров мнений через различные digital-каналы (социальные сети, мессенджеры).
Также развитие приобрел анализ поведения интернет-пользователей, а именно — изучение индивидуальных интересов и подстройка соответствующей рекламы и стратегии маркетинга, что имеет специальный термин «таргетинг» или выбор подходящей целевой аудитории.
Происходит глобальное развитие самого формата маркетинга. С 2018 года новым трендом стал видео-формат, который включен в социальные сети. Также популярным инструментом стали чат-боты. По исследованиям Forrester было выяснено, что только за 2017 год инвестиции в развитие искусственного интеллекта выросли троекратно [5].
Все эти разработки внедряются во всех направлениях цифрового маркетинга. На их анализе можно выделить основные digital-площадки современного маркетинга. К ним относятся: Интернет, мобильные устройства (смартфоны, планшеты), цифровое телевидение.
Что же в данных площадках позволяет развивать маркетинг, а именно находить и удерживать клиентов? Цифровое телевидение в современном мире позволяет совершать покупки, настраивать интересующие жанры кино и заходить в Интернет. Мобильные устройства собирают информацию о владельце, его интересах и здоровье, позволяют ему находить интересующий контент. Интернет объединяет всё это в одном месте и создает абсолютно индивидуальное пространство для пользователя.
Таким образом, перейдем к анализу преимуществ цифрового маркетинга.
Во-первых, анализ данных площадок приводит к первому значительному плюсу цифрового маркетинга — индивидуальный подход. Иными словами, человек изначально видит только то, что его заинтересует. Этот подход основан на концепции уникальности каждого отдельного пользователя.
Во-вторых, все перечисленные площадки имеют цифровую природу и приводят ко второму преимуществу данного вида маркетинга, а именно — измеримость и управляемость.
В-третьих, благодаря цифровым технологиям маркетинг распространяется на гораздо более широкую аудиторию и приводит большее количество клиентов.
В-четвертых, маркетинговая кампания проходит в значительно более короткие сроки, что также является большим плюсом относительно традиционного маркетинга.
В-пятых, цифровой маркетинг обходится организации дешевле, нежели другие варианты маркетинга.
Проанализировав преимущества digital-маркетинга, можно сделать вывод о роли маркетинга в деятельности организации. Для этого необходимо ответить на вопрос: какие задачи помогает решить цифровой маркетинг?
Основная цель digital-маркетинга, как и любого другого вида маркетинга, — это продвижение товаров и услуг. Однако именно цифровой маркетинг позволяет выполнить оперативную обработку заказа, осуществлять онлайн-поддержку клиентов, а также поиск наиболее «горячей» и заинтересованной аудитории недорого. После проведения продаж веб-маркетинг дает возможность быстрого и качественного анализа результатов, который в дальнейшем позволяет произвести наиболее необходимые изменения в стратегию организации и повысить продажи.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль digital-маркетинга в современных организациях крайне высока. Это совершенно новый подход к продажам, к пониманию покупателя, к вкладу фирмы, основанный на современных прорывах в технологиях. Всё это позволяет не только компаниям становиться успешнее, но и делает счастливее покупателей, которые узнают о самых качественных товарах и услугах в наиболее удобном формате.
Литература:
- Бондарь Анна. Google: 95 % россиян пользуются мобильным телефоном или смартфоном. 2016. URL: https://www.searchengines.ru/google_95_rossi.html (Дата обращения: 08.07.2019)
- Данько Т. П., Китова О. В. Вопросы развития цифрового маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3 (47). — С. 261.
- Trattner, C., Kappe, F.: Social Stream Marketing on Facebook: A Case Study. International Journal of Social and Humanistic Computing (IJSHC), 2012
- Пфанштиль Ия. Свежая SMM статистика для маркетологов: //Rusabiluty. 2016. URL: https://rusability.ru/internet-marketing/svezhaya-smm-statistika-dlya-marketologov/ (Дата обращения: 10.07.2019)
- Бабиян Надежда. 11 digital-тенденций, которые господствуют в нашем мире: //Rusbase. 2017. URL: https://rb.ru/opinion/digital-tendencii/ (Дата обращения: 10.07.2019)