Разработка информационно-образовательных материалов для экскурсий учащихся в лесопарке Румлёво | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Зубок, Н. М. Разработка информационно-образовательных материалов для экскурсий учащихся в лесопарке Румлёво / Н. М. Зубок, А. В. Тивинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 417-418. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60991/ (дата обращения: 19.12.2024).



Целью экологического воспитания школьников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Организация экскурсий эффективно влияет на повышение уровня экологической культуры у школьников.

Ключевые слова: ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского», экологическое воспитание, экологическая тропа.

The goal of the environmental education of schoolchildren is to educate the fundamentals of the individual’s ecological culture, to form practical and spiritual experiences of human interaction with nature. The organization of excursions effectively affects the increase in the level of ecological culture among schoolchildren.

Keywords: GUO «Gymnasium № 1 named after academician E. F. Karsky», environmental education, ecological path.

Главной задачей экологического воспитания является формирование потребности у учащихся работать над разрешением проблем с окружающей средой и нести ответственность за ее состояние. Экологическое воспитание прививает учащимся знания и навыки ознакомления с природой, исходя из чего учащиеся будут применять и развивать методы и способы взаимодействия с природой.

Необходимость создания и развития учебных экологических троп, помогают в решении важнейших учебных и воспитательных задач. Учебные тропы создают условия для повышения экологического мышления школьников. Они стимулируют потребность в осознанном понимании окружающей среды, связывающие школьников с природой, развивают патриотические чувства у учащихся.

Целью исследований стало экологическое воспитание и образование формирования экологической культуры посредством организации экскурсий в лесопарке Румлёво для летнего школьного оздоровительного лагеря гимназии № 1 им. Е. Ф. Карского. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. На основании анализа научно-методической литературы дать характеристику процессу формирования экологической культуры учащихся 4–5 классов в возрасте 11–12 лет.
  2. Выявить уровень экологических представлений учащихся на начальном и конечном этапах исследования.
  3. Внедрить проект экскурсий на время школьного оздоровительного летнего лагеря по лесопарку Румлёво, для учащихся 4–5 классов гимназии № 1 им.Е. Ф. Карского г.Гродно и выявить ее образовательный потенциал.

Объект исследования: лесопарк Румлево г.Гродно.

Предмет исследования: разработка информационно-образовательных материалов для экскурсии по лесопарку Румлёво.

Работа над исследованием велась поэтапно в период с июня 2018 г. до марта 2019 г.

1 этап — начальный (констатирующий).

– Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор теоретического материала и выявление уровня сформированности экологических представлений учащихся.

2 этап — основной (формирующий).

– На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у учащихся экологической культуры посредством организации экскурсий по лесопарку Румлёво.

3 этап — заключительный (контрольный).

– Данный этап включал в себя оценку результатов и описание проделанной работы.

Мониторинг знаний показал, что у 16 % детей — низкий уровень экологических знаний, средним уровнем обладает 47 % детей, 37 % — имеют высокий уровень.

Оценив результаты первичной проверки знаний, мы констатировали, что учащиеся гимназии № 1 имени Е. Ф. Карского в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний лесопарка Румлёво. Наблюдение за детьми было проведено с целью выявления их отношения к объектам природы.

На формирующем этапе была проведена система формирования у учащихся экологической культуры посредством организации экскурсий по лесопарку Румлёво, что позволит разработать методику информационно-образовательных материалов, изучить флору и фауну лесопарка, а также повысить уровень экологического воспитания учащихся гимназии № 1 им. Е. Ф. Карского.

Вторичная проверка знаний показала, что у детей произошли значительные изменения по всем показателям, что доказывают результаты экскурсии: высокий уровень сформированности знаний о флоре и фауне увеличился на 31 %, а низкий уровень снизился на 41 %.

Значение экскурсий в школьном учреждений — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления учащихся с природой. Наблюдения на экскурсиях долговременны, так как учащиеся могут своими глазами увидеть, а также прикоснуться к объектам живой природы. У учащихся увеличиваются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес, бережность к природе.

Кроме того, экскурсии представляют возможность сосредоточить внимание учащихся о большой популяции обитателей, на типичных их признаках и обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и близость обитателей лесопарка. Учащиеся получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними, слушать в живую пение птиц, наблюдать за цветением растений, а также наблюдать за животные, которые могут встретиться на территории лесопарка.

Литература:

  1. Батурин М. П. Методологические рекомендации при проведении экологических экскурсии.- М:. Турист, 1991.- 97с.
  2. Бахарев В. А., Гуменный В. С., Солтан Т. Н. и др. Экологические экскурсии по лесопарку Румлёво. Гродно: ГОУПП «Гродн. тип»., 2002.
  3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова. — М.: ВАКО, 2015. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организация экскурсий, учащийся, экологическая культура, экологическое воспитание, природа, GUO, высокий уровень, окружающая среда, формирующий этап, экологическое представление учащихся.


Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада

В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность — создавать условия для постоянного и полноценного общения ...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов

Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других ...

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада

В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность — создавать условия для постоянного и полноценного общения ...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов

Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других ...

Задать вопрос