Сегодня результаты деятельности людей достигли такого влияния на окружающую среду, что постоянно растущее желание человека удовлетворить свои потребности начинает превышать возможности природных ресурсов. В некоторых случаях это приводит к необратимым последствиям и негативно отражается на облике Земли.
Единственным способом изменить сложившуюся ситуацию является воспитание человека с новым типом мировоззрения, которое называется экологическим. Ведущую роль в этом процессе должно сыграть образование, как общественный институт. Человек, в первую очередь, должен осознать, что он единственное существо, которое может целенаправленно изменять окружающую среду, и предвидеть последствия своей деятельности. Поэтому сегодня в системе общего образования большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию. Начинать работу в этом направлении необходимо как можно раньше, с младшего школьного или даже дошкольного возраста. Только в таком случае к моменту окончания школы выпускники будут обладать необходимым объемом экологических знаний и уровнем экологической культуры.
Экологическое образование сегодня рассматривается как целенаправленный и непрерывный процесс по формированию экологической культуры и экологической ответственности обучающихся. В системе общего образования экологическое образование имеет три основные цели:
— получение обучающимися необходимого объема экологических знаний;
— формирование у обучающихся экологической картины мира, основанной на естественнонаучных законах;
— подготовка обучающихся с развитым уровнем экологической культуры, экологического мировоззрения и экологического мышления, способных занять активную жизненную позицию.
Необходимый объем теоретических знаний в области экологии ученики получают на уроках в рамках школьных предметов или участвуя в проектной деятельности. Однако, для формирования необходимого уровня экологической культуры и экологического мышления, одной теоретической подготовки недостаточно, требуется практическая деятельность, которая осуществляется в рамках внеурочной работы и системы дополнительного образования.
Например, в нашей образовательной организации работает школьный спортивный клуб, одним из направлений которого является проведение экологических походов.
Экологический поход — это специально организованное мероприятие, цель которого направлена на изучение окружающей среды и участие в природоохранной деятельности. Походы могут быть частью образовательной программы, либо иметь самостоятельный статус.
В зависимости от целей и задач экологический туризм может быть научным, в рамках которого организуются исследования и наблюдения, приключенческим, включающим в себя активные способы передвижения, или познавательным, направленным на знакомство с природой и местной культурой.
Экологические походы реализуют сразу несколько функций. В первую очередь — это получение новых знаний о растениях и животных родного края. Участники любого похода всегда приобретают практический навык безопасного взаимодействия с природой, учатся экологически правильному поведению. Походы могут включать в себя природоохранную деятельность, очистку территорий от мусора, высадку деревьев и ряд других мероприятий (см. рис. 1).
Рис. 1. Очистка берега Верхнеуральского водохранилища от мусора
Кроме того, во время похода можно организовать и провести образовательные и просветительские мероприятия, например, чтение лекций об экологических проблемах, устойчивом развитии или ответственном поведении. Как показывает опыт, участники походов с удовольствием погружаются в исследовательские практики. К примеру, во время одного из походов ребята провели замеры прибрежной зоны Верхнеуральского водохранилища с целью выяснить причины обмеления этого водоема (см. рис. 2).
Рис. 2. Изучение прибрежной зоны Верхнеуральского водохранилища
В поход мы обычно ходим в июне, а вот подготовку к нему лучше всего начинать уже в марте. Вместе с ребятами собирается вся необходимая информация, разрабатывается маршрут движения, рассчитывается рацион питания и количество необходимых продуктов, составляется программа похода, обсуждается проведение запланированных мероприятий, проверяется наличие туристического снаряжения, распределяются обязанности.
Туристический отряд комплектуется из обучающихся 8–11-х классов, так как в этом возрасте ребята уже имеют необходимую физическую подготовку, а также устойчивый интерес для проведения исследовательской работы. Для оперативного решения актуальных вопросов в туристической группе выбирается актив, в который входит командир отряда и наиболее инициативные и ответственные ученики. К функциям актива относится организация отдельных видов работ и решение текущих вопросов как на стадии подготовки похода, так и непосредственно в период его осуществления. Больше всего работа актива проявляется во время многодневных походов, когда необходимо выбрать место для стоянки, подготовить территорию, организовать отдых и прием пищи для отряда.
Развитием школьного туризма мы занимаемся уже не первый год, и за это время в коллективе сложились определенные традиции. Как правило за день до окончания похода мы проводим так называемое «посвящение в экологи и туристы». Ученики, которые первый раз вышли на туристическую тропу, должны ответить на теоретические вопросы и пройти практические испытания. Тем, кто с успехом выполняет все задания, присваиваются звания «настоящий турист» и «инструктор по охране природы». Последний день похода заканчивается прощальным костром, а самые стойкие остаются встречать рассвет (см. рис. 3). Главная традиция всех экологических походов, которую мы соблюдаем уже на протяжении многих лет, — это оставить после себя территорию в таком же виде, как она выглядела до прихода туристического отряда.
Рис. 3. Ночное дежурство у костра во время похода
Таким образом, экологические походы способствуют изучению природы, расширяют экологический кругозор обучающихся, развивают их физические, волевые и моральные качества. Школьный экологический туризм положительно влияет на формирование экологической культуры участников походов, мотивирует их к занятиям исследовательской и природоохранной деятельностью.
Литература:
- Билинская Е. Е. Туризм как форма организации школьного досуга / Е. Е. Билинская, М. Д. Гусарова // Человек. Социум. Общество. — 2023. — № 5. — С. 85–89.
- Глушкова, А. С. Специфика развития школьного образовательного туризма во Владимирской области / А. С. Глушкова // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 1(41). — С. 252–257.
- Гончарова, О. В. Повышение эффективности экологического воспитания в процессе организации детского экологического туризма / О. В. Гончарова, А. Ю. Гончарова // Вопросы педагогики. — 2022. — № 5–1. — С. 86–90.
- Корнейчик, Е. В. Технология школьного образовательного туризма / Е. В. Корнейчик // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 1(3). — С. 136–140.