Вопрос об апологии южного рабовладения всегда стоял в исторической науке несколько обособленно. В американском обществе рабство часто именуют «Проигранным делом». Но на самом деле, как и каждое мировоззрение, взгляд южан на данный вопрос имел определенную основу, в составе которой и нужно разбираться. Большим упрощением было бы считать, что в основе Юга лежала только ксенофобия и расовые предрассудки, на самом деле все обстояло гораздо сложнее. Оттого и уместно изучение идеологии юга, а особо его теоретиков.
Двумя основными защитниками американского рабства выступали Джон Кэлхун и Джордж Фитцхью. Из них наибольшее влияние оказал Кэлхун, как знаменитый политик и оратор. Однако Фитцхью как теоретик зашел куда дальше Кэлхуна.
Биография Фитцхью (1806–1881) не так примечательна. Большой специалист в юриспруденции, художник и затворник, имел свой юридический бизнес и всю свою карьеру построил на самообразовании. Из-за этого в его трудах и виден некоторый хаос и отсутствие системности, в то же время сложно отрицать начитанность и образованность теоретика рабства.
Джордж Фитцхью отличался от своего старшего последователя, Кэлхуна. Если Джон Кэлхун возводил себя к американской традиции антифедералистов, то Фитцхью мыслил несколько шире. В его трудах гораздо меньше аппеляций к отцам-основателям. «Декларация независимости изобилует ложью и неудачно ошибочна» [1]. Он размышлял в куда более крупных масштабах, во многом опираясь на английских мыслителей. Часто Фитцхью пользовался именно английскими статистическими выкладками, и английский капитализм был для него эталонным. В своей критике капитализма он опирался на Томаса Карлейля. Критика капитализма у Карлейля сводится к нескольким позициям. Первое — поклонение деньгам (в текстах языческому богу богатства Момоне) приводит к нравственному и моральному упадку, второе — ужасающе безразличное отношение промышленников к своим рабочим. Для решения этих проблем мало подходила демократия. Она просто не вписывается в культ героев Карлейля, в то же время она давала избирательное право, уравнивающее классы, что для сторонника четкой иерархии было недопустимо. Идеал Карлейля — новая аристократия, ушедшая от идеала наживы, промышленные вожди, которые будут отечески заботится о более низких слоях общества, в том числе и о рабочих. Эту систему впоследствии назвали феодальный социализм — он был эволюцией средневековой системы. За эти идеи Карлейля весьма много критиковали, в том числе и Энгельс с Марксом [2].
Что примечательно — Фитцхью никогда не был расистом. Его воззрения носили куда более гуманный характер. Рабовладение для него не столько институт угнетения, но институт социальной защиты рабов. В отличие от капиталистов, рабовладелец должен заботится о рабе. За свою жизнь Фитцхью написал два крупных труда — «Каннибалы все, или рабы без хозяев» и «Южную социологию», в которых описал свои взгляды на рабовладение.
По своей сути, идеал общества Фитцхью похож на восточные общества, по примеру Китая по воззрениям Конфуция. Для идеолога самым важным было построение структуры, похожей на семейную, где стоящий выше, будет заботится о стоящем ниже. Рассматривая рабовладельческие общества и демократические, Фитцхью особо обращал внимание на то, что первые гораздо более живучи и дали во много раз больше, чем современный капитализм, приводя в пример Грецию и Рим. Очень показательно следующее высказывание:
«Предлагает покончить со свободной конкуренцией, обеспечить защиту и поддержку рабочего класса во все времена, создать, по крайней мере, квалифицированную общность собственности и объединить трудящихся. Всех этих целей рабство полностью и совершенно достигает.... Социализм уже есть рабство во всех, кроме наличия господина... Наша единственная ссора с социализмом состоит в том, что он не хочет честно признать, что своим недавним возрождением обязан провалу всеобщей свободы, и стремится снова в той или иной форме вызвать рабство [3] "
Тем самым Фитхью приходит к выводу что социализм и рабовладение практически одно и тоже. Аргументирует он это тем, что в Южных штатах проблем с рабочими просто нет. Как следствие, нет и угнетения. Север же является кипящим котлом, в котором огромное количество противоречий с рабочими. Как отмечает В. В. Согрин, тем не менее, Фитцхью отмечал две проблемы и на юге. Это, во-первых, свободные негры, влачившие жалкое существование и всем своим бытием доказывавшие, что большинство людей, как черных, так и белых, нуждаются не в свободе, а в управлении и покровительстве со стороны надежных хозяев. Это, во-вторых, плантаторы-парвеню, выскочки, пораженные капиталистическим духом наживы, сверх всякой меры увеличивающие свои плантации и передоверяющие их управление надсмотрщикам [3].
Фитцхью опирался на огромное количество мыслителей и источников. Он использовал экономические теории Адама Смита, труды отцов-основателей (Томаса Джефферсона) и европейских философов (Джон Локк), каждый из которых не был сторонником рабства, но в трактовке Фитцхью они становились аргументами апологии рабовладения. Он считал, что рабство уменьшает давление на белого человека, и выступал за то, что бы вместо капиталистических начальников белыми рабочими управляли также рабовладельцы.
«Долг общества — защищать слабых; но защита не может быть эффективной без власти контроля; следовательно, долг общества — поработить слабых [3]».
Конечно, такие перевороты были куда более радикальны, чем умеренный рабозащитник Кэлхун. Даже среди рабовладельцев Фитцхью вызывал споры. Именно идеи Фитцхью всячески изобличали Фредерик Дуглас и Уильям Ллойд Гаррисон, и даже сам президент Линкольн осуждал труды Фитцхью. В этом нет ничего удивительного, ведь даже к свободе Фитцхью относился с нескрываемым презрением:
«19 из двадцати имеют неотъемлемое право быть рабами [3]».
Для Фитцхью свобода не являлась какой-либо ценностью, он считал, что большинство людей в любом случае ей не пользуется. Благополучие для Фитцхью гораздо важнее чем свобода, и по его мнению, каждый человек имел право стать рабом.
Идеи Фитцхью нашли отражение у многих следующих мыслителей и политических деятелей. Именно ему в своих речах оппонировал Линкольн, именно он был одним из тех, кто пытался обосновать права Конфедеративных штатов Америки на существование. Но в конечном итоге, сейчас, эти идеи смотрятся не только неоправданными, но и курьезными. Стоит, однако, заметить, что сравнивать Фитцхью с теми же поборниками Ку-клукс-клана не верно. Это был один из самых образованных южан своего времени, никогда не являвшийся расистом, считавший себя социалистом, и его защита рабства происходила не из денежных интересов или теории превосходства. Ее истоки в банальной иерархии и попытке защитить свой народ. Оттого, и становится очевидным, что трактовка рабовладения на Юге на самом деле гораздо шире, чем кажется. Идеи Фитцхью, хоть и являются синкретичным анахронизмом, все же способствуют более полному понимаю Юга и Гражданской войны в США (1861–1865).
Литература:
- Согрин В. В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие // Новая и новейшая история. — 1990. — № 5. — С. 67–81.
- Ряков Е. Е. Критика капитализма и демократии Томаса Карлейля // Молодой ученый. — 2019. — № 8. — С. 143–145. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56644/ (дата обращения: 06.04.2019).
- Cannibals all! or, Slaves without masters by George Fitzhugh // Project Gutenberg. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/35481 (дата обращения: 18.02.2019).
- My Southern Home: or, The South and Its People: Electronic Edition // Documenting the American South. URL: https://docsouth.unc.edu/neh/brown80/brown80.html (дата обращения: 26.05.2019).