Томистская традиция в гносеологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бакирова, А. У. Томистская традиция в гносеологии / А. У. Бакирова, В. А. Иванов, А. Ф. Хаматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 701-703. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38346/ (дата обращения: 16.11.2024).



Из современных христианских философских учений наиболее распространенным является неотомизм — обновленная философия средневекового католического богослова Фомы Аквинского(1225–1274). Его учение, называемое томизмом, является попыткой снятия противоречия между истинами религии и истинами науки. Фома Аквинский рассматривал различные философские проблемы — онтологические, социальные, антропологические, аксиологические. Но его теория познания является довольно революционной для средневековья, ряд эпистемологических идей является актуальным и в современной философии.

Теория познания томизма основывается на принципе гармонии веры (религии) и разума (науки). Аквинский полагал, что существуют два рода истин: истины, добываемые человеком с помощью науки и философии, и истины откровения, изложенные в Библии. Последние имеют своим источником Бога. Истины первого рода объясняют лишь часть мира: они ограничены сферой повседневной жизни человека, его практикой и мышлением. Истины же второго рода охватывают весь мир, включая и то, что изучают наука и философия. По этой причине они более предпочтительны. Отсюда следует вывод: ученым и философам, чтобы меньше ошибаться и не делать лишнюю работу, необходимо строить свою деятельность в соответствии с истинами откровения [1; 2].

Эта идея получила свое развитие в философии неотомизма — одной из самых разработанных религиозно-философских учений нашего времени, сформировавшихся во второй половине XIX века. В центре гносеологии неотомизма стоит идея взаимодополняемости религиозного и научно-философского знания. «Содержание христианской философии есть, стало быть, свод рациональных истин, которые были открыты, углублены и просто охраняемы благодаря помощи, которое откровение оказало разуму», — объясняет эту идею один из крупных неотомистов Э. Жильсон (1884–1978). Он пишет, что, «существует много философских проблем, решать которые можно и не прибегая к Слово Божию, однако, этого нельзя сказать о главнейших вопросах метафизики, естественной теологии и морали. Когда в уме молодого христианина просыпается интерес к метафизике, вера, обретенная им в детстве, уже дала ему истинные ответы на большую часть этих важнейших вопросов. Он, конечно, может спросить себя, насколько они истинны — именно так и поступают христианские философы, когда они пытаются рационально обосновать дарованную Откровением истину, доступную естественному разуму. Но, когда они принимаются за работу, оказывается, что основные вопросы уже разрешены» [3, с. 12]. Такая точка зрения по своей сути является своеобразной защитой одного из главных постулатов любой религии, утверждающей изначальную заданность всех предпосылок развития знания [4]. В свою очередь, это приводит к защите традиционализма в интерпретации всех социальных и научно-познавательных процессов [5; 6; 7; 8].

Научное и религиозное познание, согласно неотомистам, занимаются одним и тем же делом — объяснением мира. Но, поскольку сущностью мира является Бог, то всякое научное познание приближает нас к пониманию природы Бога. В научном познании человек имеет дело с бытием конкретных предметов, за которыми стоит Бытие как таковое, т. е. Бог. Конечно, бытие конкретных предметов несовершенно, неполно, оно только частично отражает Бога, подобно тому, как картина отражает художника. По этой причине познание Бога через познание вещей вполне допустимо, но не полно.

Источником научного познания является разум, данный Богом человеку. Поэтому пренебрегать разумом не следует. Но человеческий разум есть разум конечного, ограниченного существа, для которого не все истины достижимы. Однако Бог наградил человека не только разумом, но и верой. Руководствуясь верой, человек способен достигнуть полного понимания мира (Бога) с помощью откровения. «Источник истин веры — божественный разум, и поэтому они в высшей степени разумны, хотя в своей значительной части не вполне доступны или даже вообще недоступны человеческому пониманию. По отношению к разуму человека они сверхразумны ˂...˃. Противоположность веры и знания выражает противоположность божественного и человеческого, но так как человек сотворен по образу и подобию божьему, то разум его отличается от божественного лишь бесконечно меньшей мощностью. Поэтому противоречие между разумом и верой представляется неотомистам вполне преодолимым при условии, если разум признает высшую разумность веры и будет подходить к исследованию истин, учитывая свою собственную ограниченность» [9, с. 157].

Таким образом, истины науки, согласно неотомистам, составляют лишь небольшую часть знания. Полное же знание о мире, человеке и Боге возможно лишь через религиозное познание. Научное познание, утверждают неотомисты, есть движение от вещей к Богу, а познание через веру, откровение, есть нисходящее движение от Бога к вещам. Между этими двумя встречными потоками знания находится философия, которая выполняет функцию трансформатора, переводящего истины теологии на язык науки, а истины науки — на язык теологии. Такая иерархичность знания восходит своими корнями к традиции христианской теологии, представляющей мир в виде нисходящей от Бога к материи ступенчатой системы. Вселенная, в соответствии с этой традицией, есть упорядоченное бытие, состоящее из множества уровней, где один уровень отличается от другого степенью духовности, т. е. совершенства. Ю. К. Субботин, цитируя работы неотомистов, пишет: «Уровни благости или совершенства проявляются в нашем познании как уровни бытия», — писал Ж. Маритен» [10, с. 83].

В соответствии с таким пониманием мира неотомисты решают вопрос о направлении и причинах его развития: «Прогрессировать — для всей природы означает приближаться к своему принципу, — стало быть переходить от чувственного к рациональному и от рационального к спиритуальному; цивилизовать — значит спиритуализовать», — пишет Маритен (10, с. 84). Причиной же развития является наличие в каждой вещи заложенного Богом стремления к совершенству, т. е. к переходу на более высокую ступень бытия. «Всякое движение, всякое стремление есть движение или стремление к совершенству, то есть к благу, всякое стремление к благу есть стремление к Богу, и благо есть Бог», — пишет католический философ Ж. Леклерк (10, с. 89).

Таким образом, неотомисты выступают за союз веры и научного знания, признавая при этом приоритет религии в сфере духовной жизни. Эта идея поддерживается всякой развитой религией. Решая вопрос о соотношении научного и религиозного знания, многие современные религиозные философы пытаются найти компромисс между этими феноменами. Но в этом компромиссе они все-таки усматривают главенство религиозного знания, исходящего от самого мудрого существа — Бога [11; 12]. Еще более ярко она представлена в философском мистицизме, который можно рассматривать как вариант идеализма [13; 14, с. 27–30].

Литература:

  1. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  2. Халиков Р., Семенова Э. Р. Наука и религия как единство противоположностей // Вестник научных конференций. 2016. № 2–5 (6). С. 131–133.
  3. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. 192 с.
  4. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
  5. Семенова Э. Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161–163.
  6. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19–26.
  7. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41–44.
  8. Рахматуллин Р. Ю. Об истоках и пределах традиционализма и либерализма: философский анализ // Вестник ВЭГУ. 2014. № 5 (73). С. 116–125.
  9. Шитиков М. М., Фокин Н. П. Критика неотомизма // Философские науки. 1978. № 4. С. 156–158.
  10. Субботин Ю. К. Сущность ценностной концепции неотомизма // Философские науки. 1972. № 3. С. 82–88.
  11. Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.
  12. Рахматуллин Р. Ю. О метафизических основаниях внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 549–552.
  13. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazali's gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147–156.
  14. Рахматуллин Р. Ю., Хидиятов Н. Б. Иррационалистическое направление в философии: учебное пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995. 99 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, истина науки, научное познание, разум, вера, истина, истина откровения, религиозное знание, религиозное познание, эта.


Задать вопрос