Имя Томаса Карлейля — одного из главных историков и мыслителей XIX века сейчас почти забыто, что не совсем правильно. В свое время, его труды были невероятно продаваемы и обсуждаемы, и многие из его идей затем использовались другими философами. Особо интересна его политическое воззрение и, прежде всего, апологетика Капитализму. Стоит рассмотреть, как Томас Карлейль относился как к капитализму, так и к демократии, и насколько актуальна его критика этих явлений на сегодняшний день.
Сразу же стоит оговориться — критика Карлейля построена на его теории «Культа героев». «В каждой эпохе мировой истории мы обнаруживаем Великого Человека, которого можно назвать её спасителем, той искрой, из которой разгорается пламя. История мира была биографией великих людей» [3]. По мнению Карлейля, как только героическое начало в обществе ослабевает, к власти либо приходят «лжегерои», ведущие страну к краху, либо начинает бунтовать народ. Уже из этой теории можно понять, насколько для Карлейля важна роль личности в истории. Для него она определяющая.
Язык Карлейля — образность. Его труды похожи на проповедь, бесконечную с огромным количеством примеров из преданий. Особо примечательны две работы. Это «Прошлое и настоящее» и его «Социальные памфлеты последнего дня». В первом он перечисляет проблемы Англии в XIX веке с примерами из классических мифов, выдвигая идею о Мидасе, подразумевая то, что, несмотря на динамичное промышленное развитие, в Англии глубокий социальный кризис
«Среди полнокровного изобилия народ погибает; среди золотых стен и полных житниц никто не чувствует себя безопасным или удовлетворенным. Работники, Хозяеваработники, Неработники — все пришли к мертвой точке: стоят неподвижно и не могут идти далее. Роковой паралич распространяется внутрь, начиная с конечностей, с Сент-Ивских Работных домов, с Стокпортских подвалов, по всем членам, как бы по направлению к самому сердцу. Так что же, неужели мы действительно заколдованы, прокляты каким-нибудь богом?» [1, с. 203].
Также очевидно для него и то, что Европе XIX века нужна новая аристократия и духовенство. «Если судорожная борьба последнего Полустолетия научила бедную, борющуюся в судорогах Европу какой-нибудь истине, то только, может быть, следующей, как выводу из бесчисленных других: Европа нуждается в действительной Аристократии, в действительном Священстве, или она не может продолжать существовать». [1, с.274]
Основа критики Капитализма у Карлейля — это нравственное падение человека, одержимого процессом заработка денег, то, что, устремившись за выгодой, человек забывает о Боге и божественном. «Трудно? Да, это будет трудно (прим. автора — преодолеть Момону, бога богатств, стремление к наживе). Попытайтесь сделать это, как вы пытаетесь сделать нечто, гораздо более жалкое: наживать деньги!» [1, с. 287].
С тоской вспоминает Карлейль времена средневековых королей, время героев. Он говорит о том, что герой монарх умелой рукой вел свое государство вперед в тоже время как сейчас, в эпоху машин аристократия и монархия все еще существуют и должны существовать, но условия их бытия должны быть пересмотрены, создана новая «Промышленная аристократия» владеющая другой этикой и задачами, нежели феодальная аристократия.
Карлейль особо чутко реагирует на развитие демократии и критикует ее за «отсутствие героев». Для него — демократия мало того, что усреднение без выдающихся личностей, но и неэффективная система, проповедующая атеизм. В «Памфлетах последнего дня» Карлейль особо развивает тему демократии. Наблюдая за революциями в Европе 1848-го года, он приходит к выводу, что демократия уже пришла, как болезнь, в том числе и в даже такие страны как Россия и Англия, хоть и пока в подпольном варианте. Как пишет Карлейль «Сама вселенная есть монархия и иерархия» [2]. Он не принимает демократии своего времени, критикуя Французские республики как быстро павшие, а Америку — как государство, существующее на большом напряжении сил, с наследованным от Англии пуританством, и чьи главные испытания еще впереди (1850 г). Тем самым, Карлейль предугадывает будущий военный конфликт между Северными и Южными штатами. Как пример плохо работающей демократии, Карлейль вспоминает момент из Нового Завета, в котором еврейский народ милует не Иисуса Христа, а преступника Вараву. Карлейль признает, что лидеры Англии весьма слабы, но абсолютно не верит, что «герои» могут прийти к власти посредством голосования. Всеобщее голосование для Карлейля не является объектом отторжения «при помощи всеобщего голосования я буду спрашивать относительно качества Нью-Орлеанской свинины, но относительно судьбы людей не предложу ему ни единого вопроса, или же раз приходится предложить ему вопрос… буду делать наоборот» [2]. Карлейль еще сильнее развивает свою мысль «Относительно голосования я признаю такое правило: нет решения рабов, которое не приносило бы за собой вреда во всякое время и во всякой стране. Вот истина — у раба нет голоса» [2]. Тут видно самое важное. Для Карлейля всегда ключевой была иерархия. Он никогда не отрицал неравенства, и был одним из его сторонников. Для Карлейля вместе с демократией приходит и анархия, которая является злом. В то же время, профессия историка повлияла на Карлейля — он стал выступать за более феодальные нормы, и исторические правители служили для него примером «героя», как, например, Вильгельм Завоеватель. Свое время он оценивал как развитый капиталистический упадок, в котором маловероятно появление «героя». Также с иронией относится Карлейль к понятию «эмансипация», предлагая подвергнуть оной еще и всех лошадей, которые тоже страдают [2]. Главный вопрос для парламента Англии, по мнению Карлейля, изменение условий труда, реформы двухпалатной системы или же другие преобразования он считает ненужными и поверхностными.
Особо примечательно его отношение к рабству, а именно памфлет «По поводу освобождения негров». «Либералы заботятся об эмансипации чернокожих; но позвольте спросить, в каком положении находится свободный белый рабочий? Не такую ли свободу сулят и чернокожим? Рабство, по крайней мере, обеспечивает человека от голодной смерти; негры не нуждаются в эмансипации; им нужно разумное руководительство и управление, и так далее». [4]. За такие высказывания Карлейля как критиковали (например, и Мильтон) [4] так и восторгались (Фитцхью) [5].
В целом, критика капитализма у Карлейля сводится к нескольким позициям. Первое — поклонение деньгам (в текстах языческому богу богатства Момоне) приводит к нравственному и моральному упадку, второе — ужасающе безразличное отношение промышленников к своим рабочим. Для решения этих проблем мало подходила демократия. Она просто не вписывается в культ героев Карлейля, в то же время она давала избирательное право, уравнивающее классы, что для сторонника четкой иерархии было недопустимо. Идеал Карлейля — новая аристократия, ушедшая от идеала наживы, промышленные вожди, которые будут отечески заботится о более низких слоях общества, в том числе и о рабочих. Эту систему впоследствии назвали феодальный социализм — он был эволюцией средневековой системы. За эти идеи Карлейля весьма много критиковали, в том числе и Энгельс с Марксом. Тем не менее именно идеи Карлейля прижились во многих странах. Например, в Америке, сторонники конфедерации основывались именно на критике капитализма Карлейля, в том числе и один из главных идеологов рабства Джордж Фитцхью [5]. Карлейль — во многом философ, некий проповедник XIX века. Его идеи несколько утопичны, его критика не так убедительна постфактум, в XXI веке, эпохе победы демократии и капитализма. Тем не менее, идеи Карлейля интересны именно своей необычностью, своими выводами, и, во многом, выводы касательно капитализма и демократии актуальны и спустя сто пятьдесят лет.
Литература:
- Карлейль Т. Теперь и прежде. — М.: Республика, 1994. — 415 с.
- Карлейль, Томас — Памфлеты последнего дня // Российская государственная библиотека. URL: https://dlib.rsl.ru/01003740832 (дата обращения: 18.02.2019).
- Томас Карлейль // Vikent.ru. URL: https://vikent.ru/author/100/ (дата обращения: 18.02.2019).
- Яковенко В. И. Томас Карлейль. Его жизнь и литературная деятельность // Литература Западной Европы 19 века. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/yakovenko-tomas-karlejl/index.html (дата обращения: 18.02.2019).
- Cannibals all! or, Slaves without masters by George Fitzhugh // Project Gutenberg. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/35481 (дата обращения: 18.02.2019).