Тенденции и темпы социально-экономического развития, как Российской Федерации, так и ее субъектов зависят от большого количества факторов (показателей). Официальная статистика приводит данные более чем по 100 показателям. Одни из которых оказывают весьма значительное влияние на уровень жизни населения и социально-экономическую сферу (такие, например, как «Валовой региональный продукт», «Доходы и Расходы консолидированных бюджетов», «Инвестиции в основной капитал», «Среднедушевые денежные доходы», «Уровень безработицы» и т.п.) и воспринимаются как основные показатели, практически в целом определяющие достигнутый уровень социально-экономического развития; другие же влияют не столь прямо и чувствительно (такие, например, как «Число посещений музеев», «Площади сельхозугодий и пашни», «Число амбулаторно-поликлинических учреждений», «Выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений» и т.п.), поэтому в оценках достигнутого уровня социально-экономического развития эти показатели отбрасываются далеко на задний план или вообще не учитываются.
Для проведения объективной количественной оценки социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени необходим комплексный показатель, который мог бы учитывать одновременное влияние всех значимых и малозначимых показателей социально-экономического развития.
Попытки комплексно оценить уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предпринимались многими специалистами [1; 2].
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"» [3], была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ (далее – официальная методика).
Данная методика была апробирована путем оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 1998-2002 гг.
Основной целью официальной методики комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации было определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основными принципами при проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона были названы:
комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;
достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;
соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;
максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;
сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.
На наш взгляд, перечень основных принципов проведения комплексной оценки уровня социально-экономического развития требует некоторой доработки. В частности, принцип комплексности оценки должен обеспечивать учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития. Вместе с тем, принцип комплексности оценки должен предполагать учет все показателей социально-экономического развития, а не только основных.
Принцип системности оценки предполагает учет взаимосвязей базовых показателей с характеристиками регионального развития. Думается, что данный принцип является некорректным. Неясно, с какими именно характеристиками регионального развития должна быть учтена взаимосвязь, а так же что это за характеристики, кем и где они устанавливаются. В настоящее время не существует законодательно закрепленных характеристик регионального развития, и следовательно, характеристики регионального развития выбираются «на глаз», что вносит субъективность в оценку уровня социально-экономического развития.
Из принципа «достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионально развития» вытекает, что достоверность данных необходима только при выборе основных показателей. Вместе с этим, представляется, что достоверность исходных данных один из важнейших принципов и предполагать должен достоверность данных, используемых при выборе всех показателей социально-экономического развития.
Остальные принципы оценки уровня социально-экономического развития являются корректными и объективными.
Источниками информации, необходимой для проведения комплексной оценки, по официальной методике должны быть:
годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике;
материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.
Представляется, что перечень источников информации, необходимой для проведения комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации должен быть расширен путем включения следующего пункта:
законы и подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Включение названо пункта объясняется, прежде всего, тем, что 1) в форме законов утверждаются бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данные по которым не отражаются в годовой отчетности Росстата и материалах, полученных от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития; 2) в форме подзаконных актов утверждается МРОТ; уровень прожиточного минимума; 3) федеральными законами разграничивается компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются:
Валовой региональный продукт на душу населения;
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
Объем внешнеторгового оборота на душу населения;
Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
Уровень зарегистрированной безработицы;
Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
Основные фонды отраслей экономики на душу населения;
Коэффициент плотности автомобильных дорог;
Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:
обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;
выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;
обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.
В 2004 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 737 [4] перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации был изменен. Однако по новой методике расчеты комплексного показателя социально-экономического развития субъектов Российской Федерации не производились.
Количество используемых для комплексной оценки уровня социально-экономического развития частных индикаторов, представляется, недостаточным для объективной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Среди используемых для комплексной оценки показателей, должны быть учтены не только базовые индикаторы, оказывающие видимое влияние на уровень социально-экономического развития, но также и показатели не столь явно влияющие на уровень социально-экономического развития. Совокупность менее значимых показателей может оказать существенное влияние на комплексный показатель уровня социально-экономического развития.
Вместе с этим следует учесть, что многие индикаторы включают в себя элемент субъективности, что не позволяет говорить об объективной оценке уровня социально-экономического развития, проводимой по официальной методике. Названная методика основана на расчете базовых индикаторов, которые связываются с коэффициентом уровня покупательной способности, который, в свою очередь, рассчитывается из среднедушевого прожиточного минимума, формируемого субъективным методом. При этом представляется важным при расчете уровня социально-экономического развития использовать лишь объективно полученные показатели. Таким образом, еще одним из основных принципом оценки уровня социально-экономического развития является объективность показателей социально-экономического развития.
Кроме расширения перечня частных показателей социально-экономического развития, а также учета их объективности, необходимо также проработать комплекс показателей, которые могут быть сопоставлены с имеющимися у субъектов Российской Федерации собственными полномочиями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.
В частности, полномочием субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения является организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ). Данное полномочие субъекты Российской Федерации исполняют самостоятельно за счет средств собственного бюджета. Среди частных показателей в сфере здравоохранения, по которым ежегодно собираются статистические данные, нет данных по перечисленным в полномочии специализированным медицинским учреждениям. Таким образом, несмотря на значимость, оценить влияние данного полномочия на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации не представляется возможным, в связи с отсутствием сопоставимых частных показателей.
В настоящий время большинство статических показателей не сопоставимы с полномочиями органов государственной власти в социально-экономической сфере, то есть на их основе нельзя судить о влиянии конкретных полномочии и их совокупности на социально-экономическое развитие субъекта Федерации. Таким образом, объективно оценить имеющуюся модель разграничения компетенции в социально-экономической сфере между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов РФ невозможно. Можно строить предположения и догадки о том, как влияет наличие или отсутствие того или иного полномочия у конкретного органа государственной власти на социально-экономическое развитие конкретного субъекта РФ. Между тем не вызывает сомнения тот факт, что наличие или отсутствие определенных полномочий в социально-экономической сфере у органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ будет воздействовать на социально-экономическом развитии.
В свою очередь, сбор данных по разработанным в соответствии с полномочиями показателям, позволит оценивать влияние конкретных полномочий органов государственной власти на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем субъектов Российской Федерации, достоинства и недостатки сложившейся модели разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в социально-экономической сфере, а кроме этого, появится возможность путем правового регулирования влиять непосредственно на сам уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Литература:
См.: Гаджиев Р.Н. Методика оценки уровня социально-экономического развития регионов как инструмент критериального определения депрессивных регионов. – Ростов н/Д: Изд-во АСПН СКНЦ ВШ, 2004;
Кочемасова Е.Ю. Обоснование роли ретроспективного анализа в программировании социально-экономического развития регионов России : Дис. ... канд. экон. Наук. Москва. 2005. 168 c.
Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"» // СЗ РФ. 22.10.2001. № 43. Ст. 4100.
«О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015)"» // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2004, N 50, ст. 5072.