В работе были рассмотрены проекты идеальных городов и проблемы их реализации, начиная от эпохи Возрождения до современности.
Ключевые слова: идеальный город, проект, градостроительство, эпоха Возрождения.
С древних времен дом играл важнейшую роль для человека. Тогда он служил укрытием от осадков, диких животных, был местом для отдыха. Главной его функцией являлась защита, внешний же вид не имел большого значения. С развитием цивилизации начали появляться поселения, которые в будущем перерастали в целые города. Стало возможным придавать жилищу более эстетичный вид, используя новые строительные материалы. Люди начали воспринимать дом как часть городской среды. Дома образовывали улицы, появилась необходимость в общественных местах для досуга, для прогулок на свежем воздухе. Люди начали задумываться о том, чтобы сделать свои города удобными и приятными для проживания.
Процесс создания идеального города непрост и может растянуться на долгие годы. Поэтому для раскрытия данной темы формируются следующие задачи: определить основные черты идеальных городов прошлого и будущего; изучить принципы и проблемы создания идеальных городов.
Идеальный город представляет собой концепцию некой утопии, совершенно организованного пространства в социальном и архитектурном плане.
Попытки реализации проектов идеальных городов начались в эпоху Возрождения. Человек со своими потребностями к любви, комфорту и удобству становится главным символом этого времени.
Время в эпоху Возрождения было неспокойным, и города воспринимались, в первую очередь, как укреплённые поселения. Поэтому проекты «идеальных» городов были направлены на строительство оборонительных сооружений. Город с симметричными формами звезды, круга или лабиринта казался архитекторам, наиболее подходящим для выполнения поставленных задач [2].
Сохранилось множество проектов архитекторов, внесших что-то свое в историю градостроительства. Например, Антонио Филарете создал первый проект звездообразного города Сфорцинды [1].
Бернардо Гамбарелли (Росселино) подхватил существующие идеи и разработал проект ныне существующего города Пьенца. Тот в свою очередь стал одним из немногих удачных превращений из средневекового поселения в идеальный город Ренессанса.
Неудачным примером реализованного и существующего по сей день города этой эпохи является Пальманова (архитектор Винченцо Скамоцци). Этот проект обещал соответствовать всем социальным и военным требованиям. Однако, несмотря на выгодные условия, никто не решился в него переехать. В итоге он заселялся принудительно [2].
К концу XVI в. Джорджо Вазари и Томмазо Кампанелла разработали проект с символичным названием «Город солнца». Особенностями города являются: прямоугольная сетка улиц; деление плана на модули; расположение площади в центре; пересечение улиц образует систему второстепенных площадей; сами улицы ориентированы с одной стороны на ворота в город, с другой на центральную площадь.
В последующие столетия идея замкнутой уличной перспективы спровоцировала значительные сдвиги в практике градостроительства, представив в новом виде характер взаимосвязи архитектуры и планировки.
Непосредственный вклад в развитие градостроительных идей внес Шарль Фурье, который считал идеальным вариантом делить поселения на два вида: фаланстеры, окруженные сельской зоной и концентрические поселения городского типа.
Фаланстер имел подобие дворцового комплекса с симметричной композицией, регулярной и многоэтажной застройкой.
Город концентрического типа делился на три зоны, начиная от центра: коммерческо-административный, индустриальный и сельскохозяйственный районы. Зоны имели разделение в виде широких зеленых полос, а плотность застройки возрастала к центру. Эта идея дала почву для создания Эбинизером Говардом, жившего сто лет спустя, градостроительной концепции «Города-сада» [3].
Данная концепция заключена в сочетании лучших свойств города и деревни. Небольшие города образовывали группы с единым центром, общее население которого составляло порядка 250 тыс. человек.
В настоящее время большинство этих проектов не являются актуальными. В современном мире сложно представить выстроенную вокруг города крепостную стену, к тому же городское население растет, и проекты теряют свою компактность. Рассматривая приоритеты идеальных городов будущего, необходимо отметить следующие известные проекты.
Город без автомобилей — давняя идея современного человека, потому что от их выбросов наносится немалый вред окружающей среде. Поэтому в Китае разработан проект под названием Великий город (Great City). Разработчики в своем проекте используют приемы, благодаря которым исчезает необходимость в использовании автомобилей:
– территория в центре города застраивается жилыми домами;
– магазины, школы, больницы и другие сооружения размещаются, начиная от жилого комплекса и дальше по периферии;
– парковая инфраструктура обеспечивает быструю доступность к окраинам города (10–15 минут);
– передвижение осуществляется пешком или с помощью велосипеда.
Таким образом, расход энергии и воды уменьшается, а количество выбросов снижается на 90 %, чем в городах с такой же площадью.
Также интересна идея города, в котором количество выбросов углерода сведено к минимуму. В проекте из Арабских эмиратов отсутствуют как машины, так и небоскребы. Удовлетворение потребностей жителей города осуществляется с помощью природных источников: солнечной и ветровой энергии. Таким образов значительно сокращается количество вредных отходов.
Необычный проект был представлен австралийскими архитекторами, в котором с целью экономии территории г. Мельбурн развивается не по горизонтали, а по вертикали. Поэтому предлагается соответствующее передвижение: под землей и в воздухе. Сверху планируется возвести прозрачную конструкцию для сбора солнечной энергии.
Несмотря на то, что вышеперечисленные проекты прошлого и будущего трудно реализовать, в них существуют как недочеты, так и преимущества. Идеальный город был и будет одним из важнейших исторических и культурных символов, которые обозначают стремление человечества сделать жизнь лучше. Очевидно, что идеальному городу трудно существовать в неидеальном мире. Но несмотря на то, что не все проекты реализуются, каждый из них оставляет свой след в истории градостроительства.
Литература:
- Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер. и примеч. В. Глазычева. М.: Русский университет, 1999. — 448 с.
- Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. — 401 с.
- Э.Говард Завтра: мирный путь к реальной реформе — Swan Sonnenschein & Co, 1898–161 с.