В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.
Ключевые слова: античность, средовой дизайн, архитектура, ордер, градостроительство
Древняя Греция и ее культура занимают особое положение в мировой истории искусства. Высоко оценены античные мыслители разных направлений, создавшие в V–IV вв. до н. э. одну из самых развитых философских и политических систем в древнем мире. Полнота, разнообразие и известная законченность искусства, литературы, философии являются тремя важнейшими особенностями Античности. Велик вклад античной цивилизации в сокровищницу мировой культуры: греки создали огромное количество шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений.
Согласно принятой исторической периодизации, классический период в истории Древней Греции охватил с VI–V вв. до 338 г. до н. э. В это время произошел наивысший подъем Греции, расцвет всех явлений, сформировавшихся в архаичную эпоху. Характер культуры, искусства и основные особенности развития греческого общества определяются, по мнению многих исследователей, полисной формой организации государства.
Греки известны своими достижениями в области архитектуры: ордерная система, на основе которой развивалось греческое зодчество, стала великим завоеванием мировой архитектуры. В V–IV вв. до н. э. В VII–VI вв. до н. э. сформировались два типа ордера — ионический и дорический, а в V–IV вв. появился более нарядный и изысканный — коринфский. Зодчие Греции прибегали к смешению разных ордеров в одном здании, привносили легкость и изящество в дорический стиль, и придавали большую нарядность и пышность ионическому ордеру.
Итак, основными достижениями Античности являются:
- Ордер — сложившаяся система элементов стоечно-балочной конструкции.
- Соразмерность (система пропорций).
- Гармония.
- Золотое сечение.
- Регулярный тип планировки.
Современный средовой дизайн заимствовал многие достижения Античности. Средовой дизайн — сравнительно недавно утвердившаяся специальность, «представление об облике, стилевых или образных характеристиках средового объекта или системы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида, способах функционирования и т. п». [1, с. 30].
Дизайн среды является комплексным искусством или системным; позиции средового дизайна все более тяготеют к широкому культурному контексту. В начале XXI в. средовой дизайн становится способом преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой. Дизайнерское проектирование в XXI в. — способ гармонизации жизни человека в урбанистической среде, в отличие от его функции в XX веке — организатора активной силы «собирания» социокультурного пространства [2].
Существуют различные типы средовых объектов: интерьеры, «среда-событие», интегральные формы, городские, общественные, рекреационные и ландшафтные территории, виртуальные пространства.
Многие из выше перечисленных средовых объектов заимствуют черты, приемы и принципы Античности. Современный средовой дизайн нередко прибегает к «стилизации» — намеренной имитации наиболее характерных признаков того или иного стиля в необычном для него художественном и культурном контексте [3, с. 45–49]. Многие архитектурные стили заимствовали античные архитектурные элементы: например, классицизм, эклектика. Художественная интерпретация первоисточника европейской цивилизации — Античности характерна для многих переходных эпох, особенно для начала XXI в.
Одним из часто стилизуемых конструктивных элементов, перенятых от Античности, является ордер. Примером современной интерпретации ордера в средовом дизайне можно считать творчество Михаила Филиппова, которого считают «наследником» Античности, а его работы — московским неоклассицизмом петербуржской школы. Объединяя интерьеры с парковыми и экстерьерными пространствами, он пропитывает их градостроительными мотивами. Архитектор скрупулезно прорабатывает ордерный декор, который является одним из признаков дизайна. Интерьерные работы Филиппова насыщены античными орнаментами, колоннадами, ордером, арками, крестовыми сводами. Основная философская тема, присущая творчеству Филиппова, — идея преодоления, разомкнутости «границ» вовне.
Один из наиболее ярких проектов автора — ресторан «Греческая смоковница», а также проекты московских частных квартир. Интерьер ресторана «Греческая смоковница» оформлен в виде развалин. Снаружи интерьер украшен античным декором. Спускаясь вниз по лестнице, посетитель попадает в пространство, центром которого является ротонда. Ресторан ассоциативно напоминает греческий храм с наосом и целлой, находящейся посреди помещения. Интерьер Михаила Филиппова спроектирован достаточно гармонично: зеркала, декорирующие пространство, превратили его из прямоугольного в круглый, привнеся в пространство иллюзию вековой древности и неразгаданных тайн. Планировка отличается симметрией: каменные своды, арки и толики расположены вокруг центра — ротонды. Театральность придают материалы, выбранные архитектором для отделки: искусственный и натуральный камень, дерево.
Античные стилеобразующие элементы архитектуры будущего мастерски воплощены в интерьере другого проекта — «квартире на четырнадцатом этаже». Филиппов экспериментирует с классикой, создавая свой стиль, творчески осмысливая наследие античного прошлого и трансформируя его в собственной архитектурной практике. Но этот проект, в отличие от общественного интерьера ресторана «Греческая смоковница», лишен театрализации пространства. Интерьер квартиры — пример комфортной жизни в античных руинах, в которой звучит мотив «атриума» — любимый в творчестве Михаила [4]. Внешние стены убраны, и их заменяет сплошное остекление.
Римский дом 2005 г. постройки в Казачьем переулке наглядно демонстрирует сегодняшнюю актуальность античной тематики в архитектурном экстерьере. Архитектор заимствовал принцип планировки доходного дома XIX в., центральную часть в котором составлял курдонер традиционного типа. Но, в отличие от архитектуры прошлого, современный проект дома — попытка создания нового архетипа жилого дома. Подобно Античности круглый двор, украшенный портиками дорических колонн, обращен к солнечной стороне. Профили портиков образуют фронтон величиной с фасад.
Помимо интерьеров и экстерьеров, античные стилеобразующие мотивы встречаются в других видах средового дизайна: малых архитектурных формах фестивалей, сценических площадок, выставок, презентаций и городских праздников. Одним из принципов проектирования подобных комплексов является амфитеатральный принцип организации пространства: подобно Античности, планировочный центр составляет целла, вокруг которой возводятся зрительные трибуны. Пример тому — декорации, сооруженные для празднования городских и государственных праздников, а также оформленные для частных заказчиков мероприятия. Композиционный центр составляет сцена, каркас которой образует сборно-разборная вантовая конструкция с крепящимися на ней осветительными приборами. По тому же принципу сооружено средовое пространство для международного турнира по смешанным единоборствам 2015 г. «Битва в Сочи». В центре установили огромную восьмигранную крышу, опирающуюся на металлические сваи и окруженную с четырех сторон зрительскими трибунами.
По аналогии спроектированы декорации к Универсиаде 2013 г. в Казани, Red Bull X-Fighters на Красной площади, отличающиеся обилием возвышающихся зрительных рядов, сконцентрированных вокруг продуманного американским дизайнером и конструктором Дейном Херроном мототрека.
Некоторые из форм модульных сборно-разборных сцен напоминают греческие храмы, обладая фронтоном, декорированным тканью, боковым стенами, кулисами, подобными колоннам, а также подиумом, похожим на стереобат.
В заключении стоит отметить актуальность «цитирования» греческой архитектуры в наши дни. Не только в прошлом, но и в будущем Античность будет огромным кладезем информации и вдохновением для творчества средовых дизайнеров, архитекторов и проектировщиков.
Литература:
- Минервин Г. Б., Шимко В. Т. Дизайн. Иллюстрированный словарь — справочник. М.: Архитектура — С, 2004. С. 30.
- Птицына Л. М. Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологи: Автореферат дис. канд. культурологии. Челябинск, 2012.
- Остриков С. В. Стилизация как метод проектирования дизайнерской информационной графики. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2013. С. 45–49.
- Журнал «Salon». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.salon.ru/article.plx?id=1613 (дата обращения 19.06.2016)
- Визуальное культурное мышление в дизайне. М.: Библиотека дизайнера, 1990. — 87 с.
- Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. М.: Архитектура — С, 2004. — 232 с.
- Иконников А. В. Искусство, среда, время. (Эстетическая организация городской среды). М.: Советский художник, 1984. — 336 с.
- Каллистов Д. П. Античный театр. М.: Искусство, 1970. — 175 с.
- Ривкин Б. И. Малая история искусств. Античное искусство. М.: Искусство, 1972. — 359 с.
- Художественное осмысление объекта дизайна. М.: Аутопан, 1993. — 132 с.