Цель данной статьи — рассмотреть вопрос архитектурной глобализации, причины возникновения «интернационального стиля». Представить в целом многоплановость проблем и вопросов, связанных с урбанизацией, идентичностью и потерей уникальной атмосферы архитектурного пространства в современных городах.
Ключевые слова: идентичность, урбанизация, глобализация, интернациональный стиль, регионализм.
Путь развития
На протяжении всей мировой истории, архитектура показывает изменчивость во времени и зависимость от физических и социальных сфер. В первую очередь, это ускоренные промышленной революцией, параллельно развивающиеся художественные и архитектурные движения. Периодические последствия социально-экономических и культурных экспансий оказали влияние на художественные движения и архитектуру в целом, зачастую в форме массовых движений. Сегодня новые, сложные, технические науки получили продвижение через фрактальную геометрию, линейную и нерациональную динамику, хаотичные и самоорганизующиеся системы — особенно в развитие цифровых технологий и компьютеров. Инновационные графические подходы, флюидизм, цифровая и виртуальная среда, нано технологические материалы, органические формы, космические технологии... Был выбран путь логики и расчёта.
Давно, ещё при Бисмарке, пытаясь создать подобие социального государства, немецкие политики задумались об улучшении жилищных условий рабочих и подошли к решению этого вопроса с присущей немцам рациональностью. Первый шаг — типологический.
В кухню размером 5 кв. м. поместятся печь, мойка, разделочный стол, а в комнату 10–12 метров влезет необходимый для жизни набор мебели. Второй момент был в отказе от лишних, удорожающих строительство элементов: всевозможных колонн, барельефов, лепнины, дорогих отделочных материалов. Зачем это всё нужно рабочим? В 1919 году такой подход с удовольствием переняла основанная в Веймаре Высшая школа строительства и художественного конструирования, в народе называемая “Баухаус”. Основатели “Баухаус” тоже руководствовались благородной целью сделать среду обитания человека эстетически совершенной, но прежде всего удобной. Руководил школой Вальтер Гропиус, архитектор, придерживающийся левых взглядов в политике и особенно в искусстве.
Гропиус считал, что архитектура должна быть чрезвычайно функциональной, рациональной, экономической и ориентированной на массу. Об этом свидетельствует девиз Баухаузской школы — «Новое единство искусства и технологий».
Рассматривая работы в стиле “Баухаус”, слабо заметно стремления к искусству — сплошные технологии. Школа “Баухаус” очень сильно повлияла на архитектуру 20-го века. Стоит также упомянуть Ле Корбюзье, шедшего в те же годы параллельным курсом, подводя под теорию функционализма мощную идеологическую основу. Он строил по всему миру, даже в СССР. Именно по его принципам велось массовое строительство домов в течение второй половины 20-го века [1].
По подсчетам Союза архитекторов, на рубеже XX и XXI вв. более половины населения мира живет в урбанизированных районах. В будущем эта доля будет только расти из-за продолжающейся «взрывной» урбанизации развивающихся стран.
Современные быстрорастущие города стали основой уничтожения уникальности национальной художественной культуры, воплощения в архитектуре и городском дизайне интернационального стиля и глобальных мотивов, которые стирают национальные и уникальные материально-пространственные черты в облике городов (рис. 1). Особенно быстро это происходит в развитых и развивающихся странах, где единый стиль жизни горожан отражается в типовой архитектуре [2].
Рис. 1. Зеленоград, административный округ города Москвы (снимок 1990 года).
Многоуровневые социальные и городские системы неразрывно связаны, а идентичность является тем связующим, что не дает системе распасться. Идентичность должна существовать, а специалисты, отвечающие за развитие данных систем, должны поддерживать ее встраивая в общую городскую структуру.
Опасность утраты идентичности
В чем же опасность такого рода глобальных архитектурных ландшафтов? Эти универсальные города не могут восприниматься «своими» для всех населяющих город культурных идентичностей. Такие города не могут быть «все время живыми» и к тому же, как и все объекты «интернационального архитектурного стиля», не умеют «красиво» стареть (по Г. Ревзину) [3].
Городской интерьер, все его многочисленные пространства являются местом встречи различных культур. С древности существовали методы уничтожения/искоренения культур и этносов путем разрушения структуры их расселения, внедрением инородных, чуждых сооружений. Европейские миссионеры методом «цивилизации» приводили различные племена к новой религии и в новые, европейские дома. И уже спустя поколение народ утрачивал свою уникальную идентичность (культуру, живопись, мифологию и даже язык).
В целях эксперимента и в качестве примера можно воспользоваться картами Google или Yandex. В подобных сервисах реализована возможность просмотра трёхмерной проекции города или некоторых из его улиц. Такая функциональность достигается с помощью кругового фотографирования реальной местности специальным оборудованием. В итоге создаётся множество стереосферических панорам с привязкой к географическим координатам. Ниже приведены фотографии с сервиса: фрагменты зданий без наименований. Взглянув на них, Вы можете попробовать угадать город, страну, или хотя-бы регион их расположения (рис. 2; а, б, в, г, д, е).
а. б. в.
г. д. е.
Рис. 2. Фотографии — примеры зданий из различных стран
Глобализация городской среды не может проходить без мультинационализации. В связи с чем становится сложно говорить о какой-либо идентичности, культурных особенностях населения. Модель города/страны становится «типовой». Приведенные фотографии наглядно иллюстрируют ситуацию. Рисунок 2, здания, расположенные по улицам:
а. улица Король Абдул Азиза, город Шарджа, ОАЭ;
б. бульвар Дружбы Народов, Киев, Украина;
в. улица Динмухамеда Кунаева, Изумрудный Квартал, город Астана, Республика Казахстан;
г. улица Акмешит, город Астана, Республика Казахстан;
д. улица Джордж Мейсон Драйв, Вашингтон, США;
е. Уормвуд-стрит, Лондон, Великобритания.
Современные города представляют из себя «зону боевых действий», где происходит постоянная борьба идеологий. На сегодняшний день, наиболее выигрышными принято считать идеологические модели США и Западной Европы. В архитектуре модель выступает форме урбанизированных, плотных городов мегаполисов (высотные стеклянные башни выполняющие функции офисов и торговых центров, жилые районы с высокой плотностью застройки, прямоугольная система улично-дорожной сети и т. д.) (рис. 3; а, б).
Рис. 3. а) Московский международный деловой центр «Москва-Сити»; б) Нижний Манхэттен, Нью-Йорк
В настоящее время появилось новое понимание контекста, новых ландшафтов, новых языков, новых концептуальных расширений. Но это лишь малый процент на фоне глобализации и устойчивого функционализма. Необходимо вновь научиться интегрировать историческую архитектуру в соответствующий времени контекст, но уже в мире новых технологий.
Поиск решения
Регионализм в архитектуре проявляется в различных направлениях, соответствующих глубине переработки исходного материала. В ходе анализа построек и проектов, созданных в рамках регионального подхода, было установлено, что акцентирование внимания на различных аспектах приводит к появлению разных стратегий в русле региональной архитектуры, в частности, это:
− вдохновение местной природой;
− использование исторических образов / изображений;
− изобретательное использование традиционных материалов;
− переработка традиционных технологий при создании современных инженерных решений;
− реконструкция и вторичное освоение исторического объекта;
− современная интерпретация народной / традиционной архитектуры;
− реализация «духа места»;
− вдохновение традиционными занятиями / промыслами [4].
Формирование направления регионализма началось одновременно как в Северной Европе, так и в Стране восходящего солнца. Заметнее всего в архитектуре Японии регионализм начал проявляться во второй половине двадцатого века, после поражения во Второй мировой войне. Глубинные признаки регионального направления связаны с избирательностью относительно подбора несущих конструкций и отображения в построении их тектонических возможностей. Учитывая то, что традиции японской архитектуры использовали как базу конструкции стоечно-балочные и срубные, выполненные из дерева, в зодчестве страны не прижилась тектоника сводов и куполов. Японцами активно применяются системы подвесных покрытий и компоновка данных систем в объемные формы. Несмотря на современную конструкцию проектов, на создание их силуэтов авторов вдохновляли сложные формы покрытий, выполненных в лучших традициях японской архитектуры. (рис. 4; а). Легкий каркас из дерева Японские архитекторы заменили на монументальные сооружения с железобетонным каркасом. Кикутаке для своей разработки в городе Идзума выбрал солнцезащитные решетки из железобетона, аналогичные решеткам храма VII в., выполненным из дерева. (рис. 4; б). В архитектуре наших дней развитие регионализма происходило в трех направлениях: имитации, иллюстративного традиционализма и органичного преломления традиций [5].
Рис. 4. а) Проект Олимпийского комплекса в Токио, архитектор Танге; б) Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке
Глядя на старые города, можно увидеть успешные, устойчивые решения, которые дадут идеи для будущего направления. Они также расскажут о проблемах или неудачах, связанных с городскими пространствами и формой. Во многих городах, населенных множеством разных этнических групп, возраста и религиозных убеждений. Живые города, которые успешно справляются с различными потребностями людей (то есть устойчивые) по-прежнему актуальны сегодня. Фактически, нынешние усилия по поощрению людей жить в городе (пример Малайзии) — это то, что раньше делали наши предки.
Старые поселения были отмечены за их способность выражать суть каждого города и того, как они отличаются друг от друга (насколько уникальны). Аспекты окружающей среды, которые могут быть смоделированы из традиционных городов, основаны на физическом, психологическом, социальном и поведенческом характере, который возник как уникальный ансамбль, который делает город пригодным для жизни и узнаваемым.
Результатом сложного баланса между материалом, формой и естественным контекстом, народная архитектура может стать чрезвычайно полезной моделью вдохновения для настоящего.
Традиционные строительные материалы, такие как древесина, камень и глина, переживают возрождение, поскольку они обеспечивают устойчивость, когда более трудоемкие и дорогостоящие материалы, такие как (усиленный) бетон, стекловолокно, стекло и сталь, нереалистичны с точки зрения бюджета. Широкомасштабное использование традиционных строительных материалов происходит особенно в тех районах мира, где истощение природных ресурсов становится причиной беспокойства.
Результат сложного баланса между материалом, формой и естественным контекстом, народная архитектура является наиболее интегрированной архитектурной формой в общении с окружающей средой.
Поскольку, «народные» здания всегда реализуются при непосредственном участии первого владельца, они представляют собой выражение практических и духовных потребностей каждого сообщества, разделяющих одни и те же системы ценностей сохраняющих базовую идентичность.
Заключение
Создать совершенный алгоритм для развития современного города — невозможно. Чтобы организовать среду, привлекательную для жизни, необходим комплексный подход, решения множества служб и горожан.
Для сохранения идентичности и культурной особенности города возможно использование приемов региональной архитектуры. Считается, что традиционная мудрость и знания, сохраненные в зданиях, могут по-прежнему предлагать разумно управляемые, экономически эффективные и приемлемые в культурном отношении решения жилищных и других, социальных потребностей мира. Современный город, сохраняя особенности своей культурной идентичности и сочетая их с передовыми технологиями в организации социальных потребностей, имеет наибольшие шансы стать притягательным местом для нового поколения.
Литература:
- https://kostiyanich.livejournal.com/154271.html // — Андрей Макаров «Про современную архитектуру» 2018г.
- М. В. Пучков Глобализация и идентичность в архитектуре современных городов.: 2013 год.
- Переслегин С., Переслегина Е., Желтое А., Луковникова Н. Урал в XXI веке // Форсайт Урала: материалы конф., 2 окт. 2011 г. Екатеринбург, 2011
- https://studopedia.org/14–44599.html // — Основные направления развития постмодернизма (историзм, хай-тек, регионализм и другие) сайт «Студопедия» 2015г.
- http://archi-story.ru/architecture_of_japan.html // — Традиции и современность в архитектуре Японии, сайт «История архитектуры» 2013г.