К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Полистовская, С. В. К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку / С. В. Полистовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 569-572. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59182/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопросов, а также предлагаются материалы для подготовки к данному заданию.

Ключевые слова: ЕГЭ, иностранный язык, коммуникативная компетенция, говорение, формулирование вопросов.

В настоящее время для выпускников, желающих поступить в высшее учебное заведение, является необходимым пройти испытание в виде единого государственного экзамена. На протяжении нескольких лет обязательными предметами для сдачи в форме ЕГЭ были «Русский язык» и «Математика», однако совсем скоро в школах станет обязательным сдача экзамена по иностранному языку.

Единый государственный экзамен — это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы — контрольных измерительных материалов (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением иностранных языков). Содержательные рамки ЕГЭ определяет кодификатор, который показывает, какие знания, умения, и навыки учащихся могут стать объектами контроля в ЕГЭ, и составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по иностранным языкам.

ЕГЭ по иностранному языку основан на тестовых технологиях. Цель экзаменационного теста — проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений в рамках ЕГЭ по иностранному языку (английский язык).

Так как в настоящее время в современных школах преподаванием иностранного языка занимаются не носители языка, а квалифицированные педагоги, то нельзя утверждать, что обучающиеся овладевают иноязычной компетенцией на достаточном уровне для сдачи экзамена по иностранному языку на высокий балл. Так или иначе, обучающихся необходимо готовить к заданиям единого государственного экзамена.

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции [5]. Коммуникативная компетенция представляет собой способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. В состав иноязычной коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций:

– речевая компетенция;

– языковая компетенция;

– социокультурная компетенция;

– компенсаторная компетенция;

– учебно-познавательная компетенция.

К речевой компетенции относят развитие основных видов речевой деятельности, которыми являются аудирование, чтение, письмо, говорение. Задания на выявление уровня владения каждым видом речевой деятельности представлены в ЕГЭ в виде разделов: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо», «Говорение».

Целью единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т. е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении, а также в языковой компетенции, т. е. языковым знаниям и навыкам.

В настоящее время ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении [1].

Особенность КИМ по иностранным языкам состоит в том, что они проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он владеет иностранным языком.

Содержание КИМ определяет Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

При разработке КИМ ЕГЭ также учитывается следующее [2]:

Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы / Образование в документах и комментариях. М.: АСТ: Астрель, 2004.

Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. М.: Просвещение, 2003.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

Для успешной сдачи экзамена необходимо наличие учебно-методических пособий и определенных упражнений и заданий, которые могут помочь учащимся наилучшим образом подготовиться к сдаче раздела «Говорение» в ЕГЭ по английскому языку. Одним из УМК, по которому происходит обучение в школах, является «Звёздный английский юз» («Starlight») для 2–11 классов [3].

УМК «Звёздный английский» («Starlight») для 2–11 классов [4] включён в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017–2019 учебный год.

УМК Starlight» (Звездный английский) для 11 класса нацелен на сбалансированное развитие всех четырех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение и обеспечивает прочную базу знаний для студентов, сдающих ЕГЭ. Данный курс обучения включает в себя как межкультурный, так и междисциплинарный подход, а его учебный план отражает руководящие принципы Рамочной программы Совета Европы (the guidelines of the Council of Europe Framework).

Следует отметить, что УМК «Starlight» в полной мере соответствуют требованиям ФГОС и отражают (учитывают) все аспекты развития навыков говорения (диалогическая речь и монологическая речь), указанные в примерных образовательных программах. В данном учебном пособии наблюдается обилие упражнений на развитие коммуникативной компетенции и речевого общения в целом.

Всего учебник 5 модулей:

Module 1. Communication. Модуль 1. Средство общения;

Module 2. Challenges. Модуль 2. Бросить вызов трудностям;

Module 3. Rights. Модуль 3. Права;

Module 4. Survival. Модуль 4. Выживание;

Module 5. Spoilt for choice. Модуль 5. Избалованный выбором.

Каждый модуль оснащен лексическими темами, лексика которых отрабатывается с помощью различных текстов, статей, крылатых выражений и фразовых глаголов. Упражнения внутри каждого модуля расположены от наиболее простого к более сложному упражнению. Каждое упражнение направлено на развитие умения формулировать вопросы. Подразумевается, что после выполнения данных упражнений внутри каждого модуля ученик будет готов к самостоятельному формулированию вопросительных предложений согласно грамматическим правилам.

Большинство упражнений представлены в виде имитации реальной ситуации общения, так как диалог является наиболее эффективным способом обучения навыкам говорения и овладения языковой компетенции. Практически в каждом представленном упражнении предлагается использовать речевые клише или пример в качестве опоры выполнения задания. В данном УМК представлено большое количество упражнений в виде диалогов-расспросов, направленных на развитие умения говорения. Такие упражнения способствуют побуждению учащихся к выполнению конкретной задачи общения.

В условиях обычной жизненной ситуации люди передают и получают информацию в основном посредством общения, в процессе которого собеседники задают друг другу вопросы, отвечают на них, рассказывают последние новости. Уметь правильно сформулировать не только утвердительные высказывания, но и вопросительные предложения считается важным аспектом овладения иностранным языком.

Несмотря на количество довольно качественных упражнений, которые в основном направлены на обучение диалогической речи, представленных в УМК «Starlight», данное учебное пособие нельзя рассматривать в качестве полноценного пособия по подготовке к заданию на составления вопросов устной части единого государственного экзамена по иностранному языку.

Каждый модуль УМК «Starlight» для 11 класса содержит огромное количество упражнений, направленных в основном на развитие лексических и грамматических умений, однако учащиеся испытывают трудности при выполнении упражнений на говорение.

Напрашивается вывод, что в данном учебно-методическом пособии присутствует недостаточное количество упражнений для подготовки к заданию на формулирование вопросов устной части ЕГЭ. Ниже представлены дополнительные материалы по подготовке к данному заданию, представленные в виде упражнений по пройденным темам учебника.

Exercise 1. Put the words in the right order to form a question. Упражнение 1. Поставьте слова в правильном порядке для составления вопроса.

  1. if somebody is lying/ non-verbal communication/ Does/ help you decide?
  2. while talking/ understand/ What/ body language experts?
  3. the best/ in the world/ Who/ actor/ do you think?
  4. in the world/ Is/ Chinese/ language/ the most difficult?

Answers. Ответы:

Does non-verbal communication help you decide if somebody is lying?

What body language experts understand while talking?

Who do you think the best actor in the world?

Is Chinese the most difficult language in the world?

В данном упражнении необходимо составить 4 вопросительных предложения из уже имеющихся фраз и синтагм. Для выполнения упражнения необходимо владеть базовыми грамматическими знаниями, никаких трансформаций производить не требуется. Учащиеся внимательно знакомятся с заданием и готовят свои ответы. Учитель проверяет правильность выполнения задания в устной форме.

Exercise 2. Make a question to words in bold. Упражнение 2. Задайте вопрос к выделенному слову.

  1. At the moment he is feeling quite sleepy.
  2. Last summer I spent 5 weeks travelling around Crete.
  3. I try to do some kind of exercise every day.
  4. You never get enough rest over the weekend.
  5. It has been sunny every day since I came here.

Answers. Ответы:

When is he feeling quite sleepy?

How many weeks did I spend travelling around the Crete last summer?

What are you trying to do every day?

How often you get enough rest over the weekend?

What has been sunny every day since I came here?

Во втором упражнении необходимо задать вопрос к выделенной части предложения. Упражнение способствует тренировке в преобразовании утвердительных предложений в вопросительные. Учащиеся сначала вслух зачитывают написанное предложение, затем формулируют вопрос к выделенной части предложения. Учитель следит за процессом выполнения упражнения.

Exercise 3. Make an interrogative sentence using the word in brackets. Упражнение 3. Составьте вопросительное предложение, используя слова в скобках.

You would prefer to be educated at school. (Where)

At different times throughout the day, we are offered a variety of activities. (When)

Andy bought a new flat screen TV for his apartment. (Who)

Use the remote control to change the channels and control the volume. (How)

My digital camera has a 3x optical zoom lens. (What)

Answers. Ответы:

Where would you prefer to be educated?

When we are offered a variety if activities?

Who bought a new flat screen TV for his apartment?

How to change the channels and control the volume?

What does my digital camera have?

Третье упражнение направлено на тренировку учащихся в составлении специальных Wh-вопросов. Все предложения соответствуют изучаемым темам модуля, однако вырваны из контекста. В процессе выполнения данного упражнения учащиеся также могут освежить в памяти изученные лексические единицы. Проверку данного упражнения следует осуществлять в устной форме.

Exercise 4. Fill in the gaps in the dialogue. Use the words in the table.

Упражнение 4. Заполните пропуски в диалоге. Используйте слова в таблице.

Where Have Where How old What How Which

A: Hello! You’re new, aren’t you? _______ is your name?

B: George. And you?

A: I’m Jenny. Pleased to meet you George. _______ are you from?

B: I’m from Manchester but I moved here to London two weeks ago.

A: ______do you live?

B: In Duke Street.

A: That’s a nice area! ______ you got any brothers and sisters?

B: Yes one brother.

A: _______ is he?

B: Fourteen.

A: _______ do you get to school?

B: I walk. It only takes fifteen minutes.

A: _______ class are you in next?

B: I have chemistry.

A: Me too. Let’s go together.

Answers. Ответы:

What

Where

Where

Have

How old

How

Which

В данном упражнении предлагается заполнить пропуски в диалоге предложенными в таблице вопросительными словами. Составленные вопросы представляют собой вопросительные предложения. Упражнение направлено на подготовку к формулированию вопросов в процессе речевой деятельности.

Обучающимся рекомендуется выполнять представленное упражнение в паре с одноклассником. Ученики зачитывают вслух реплики, заполняя пропуски вопросительными словами и проговаривая полученные предложения друг другу. При этом у обучающихся активируются навыки формулирования вопросов и слухового восприятия информации.

Exercise 5. Read the text and form questions which answers help to understand the main points of the text. Упражнение 5. Прочитайте текст и сформулируйте вопросы, ответы на которые помогут понять ключевые моменты текста.

Mercury, Venus, Earth, Mars, Jupiter, Saturn, Uranus and Neptune make up the eight planets of the solar system. Mercury is closest to the sun and Neptune is furthest away. Pluto was once known as the furthest planet but it has recently been reclassified as a dwarf planet. Stars are massive balls of ionized gas. A planet is an object large enough to have become round through the force of its own gravity.

Answers. Ответы:

How many planets make up the solar system?

How are the planets of the solar system called?

What planet is the closest to the sun?

What planet is further than Neptune?

What is the name of dwarf planet?

What stars are?

How planets have become round?

В пятом упражнении предложен текст, предоставляющий информацию о солнечной системе и ее планетах. Упражнение направлено на тренировку в формулировании вопросов. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом и задать вопросы напарнику, ответы которого будут выражать основную информацию текста.

Представленные выше упражнения направлены на подготовку учащихся к заданию на формулирование вопросов. Упражнения представлены разных типов.

Среди представленных выше упражнений, первое является наиболее простым для выполнения, так не требует каких-либо преобразований в словах. В упражнениях, где требуется сформулировать вопросительное предложение, опираясь лишь на выделенные слова или вопросительные слова в скобках, учащимся необходимо подумать, чтобы самим расставить слова в нужном порядке. В последнем упражнении требуется уже самостоятельно сформулировать вопросы к предложенному тексту.

В настоящее время стоит отмстить значимость подготовительных упражнении к устной части экзамена. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве усвоенного учениками материала, об эффективности тех или иных видов упражнений.

Несмотря на проведенный анализ и представленные разработки дополнительных материалов, данное исследование нельзя считать завершенным, поскольку результаты исследования не могут гарантировать стопроцентную подготовку к заданию на составление вопросов в устной части ЕГЭ по иностранному языку.

Проблема совершенствования навыков устной речи у обучающихся выпускных классов остается актуальной. Раздел «Говорение» является наиболее трудной частью экзамена, так как в школах недостаточно разговорной практики на уроках английского языка. В большинстве учебно-методических комплексов по английскому языку недостаточно материалов для подготовки к ЕГЭ по иностранному языку.

В настоящее время существует множество способов обучения и подготовки к экзаменам, а также множество вариантов и систем упражнений на подготовку к заданию на составление вопросов устной части единого государственного экзамена. Требования к экзамену формата ЕГЭ постоянно меняются, а следовательно, стоит ожидать новые сложности и виды заданий, к которым необходимо готовить учащихся.

Литература:

  1. Болотов В. А. Единый государственный экзамен в общероссийской системе оценки качества образования. с.11–12. В сб.: «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 13–15 декабря 2004г. — М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. — 279с.
  2. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. — М.: Минобразования РФ, 2002. — 233 с
  3. К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова. Английский язык «Звездный английский». 11 класс / Starlight: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / — М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.– 200с.
  4. К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова. Английский язык «Звездный английский». 11 класс. Заметки учителя / Starlight 11. Teacher’s Notes: книга для учителя для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / — М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.– 200с.
  5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст]: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2003.- С. 124–139.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, упражнение, единый государственный экзамен, речевая деятельность, английский язык, задание, иноязычная коммуникативная компетенция, модуль, коммуникативная компетенция, общее образование.


Похожие статьи

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ

В данной статье рассматриваются особенности обучения письменной речи на иностранном языке в процессе подготовки к ЕГЭ. Наиболее эффективно такое обучение будет реализовываться в рамках личностно-ориентированного подхода, который учитывает индивидуаль...

Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов

В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе фа...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Похожие статьи

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ

В данной статье рассматриваются особенности обучения письменной речи на иностранном языке в процессе подготовки к ЕГЭ. Наиболее эффективно такое обучение будет реализовываться в рамках личностно-ориентированного подхода, который учитывает индивидуаль...

Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов

В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе фа...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Задать вопрос