Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Архангельская, С. В. Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса / С. В. Архангельская, Е. И. Матренина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87468/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.

Ключевые слова : углубленное изучение, английский язык, профильное обучение.

Основная идея обновления уровня среднего общего образования и в Концепции модернизации российского образования, и в Концепции профильного обучения заключается в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Обучение по индивидуальным учебным планам соответствует этим требованиям.

Так с прошлого 2020–2021 учебного года десятиклассники в Новотаволжанской средней школе обучаются по индивидуальным учебным планам (УИП). Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов) на углубленном или базовом уровне, выбранных для освоения обучающимися из учебного плана образовательного учреждения, составленного на основе Примерного учебного плана. Учащимся предложили выбрать изучение обязательных предметов на базовом и углубленном уровне. К обязательным предметам относятся русский язык, литература, родной язык, история, английский язык, индивидуальный проект. Учащимся предоставили возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала.

Пришлось много потрудиться над составлением учебного плана для параллели: проанализировать его программно-методическое сопровождение и составить расписание для всей школы.

В нашей школе дети выбирают изучение английского языка на базовом и углубленном уровне.

Что входит в содержание углубленного обучения по английскому языку?

Наличие большего количества учебных часов (6 часов в неделю) позволяет расширить тематику (по сравнению с изучением английского на базовом уровне), более тщательно прорабатывать материал, а также больше внимания уделять:

— лингвистическому аспекту речи, например анализу грамматического строя английского языка по сравнению с родным;

— стилистическим особенностям устной и письменной речи, жанровому разнообразию текстов, выразительным средствам изучаемого языка;

— терминологии.

В своей работе мы используем УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (для школ с углубленным изучением английского языка).

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» (углубленный уровень) для 10–11 классов на уровне среднего общего образования составлена на основе авторской программы О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой «Английский язык. Предметная линия учебников О. В. Афанасовой, И. В. Михеевой 10–11 классы», изданной в сборнике программ «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. В. Афанасовой, И. В. Михеевой. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубленный уровень» — М.: Просвещение, 2020».

Специфика этого учебника состоит в том, что в нем, во-первых, систематизируется и обобщается языковой и коммуникативный опыт учащихся: представлены материалы на повторение, закрепление и обобщение уже известного учащимся лексико-грамматического материала. А включение нового материала дает учащимся возможность и дальше развивать иноязычную коммуникативную компетенцию. Большое внимание отводится самостоятельной работе учащихся, нацеленной на поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, иной справочной литературе.

Во-вторых, учебник готовит учащихся к сдаче экзамена по английскому языку. Так как по окончании курса полного общего среднегообразования одиннадцатиклассникам предстоит сдавать соответствующий экзамен, очевидно, что очень большая часть заданий предлагается в формате ЕГЭ(все они маркированы символом NEF — National ExaminationFormat). Все виды заданий, которые могут быть предложены учащимся во время проведения государственной итоговой аттестации по окончании средней школы, включены в учебник и рабочую тетрадь и другие компоненты УМК. Они тематически связаны с содержанием учебных ситуаций и охватывают все проверяемые виды речевой деятельности [3, c.10].

Структура учебника такова, что пропустивший урок обучающийся легко сможет изучить лексический и грамматический материал самостоятельно. Организация материала проста и доступна для понимания.

Учебник английского языка для Х класса состоит из 4 частей (Units), строящихся вокруг следующих учебных тем: 1) Man the Creator, 2) Man the Believer, 3) Man — the Child of Nature, 4) Man — the Seeker of Happiness.

Предисловие к каждой из учебных ситуаций раскрывает современную потребность изучаемой темы и обозначает ряд проблем, которые предстоит затронуть в процессе обучения.

Второй раздел каждой учебной ситуации посвящен аудированию- LISTENING COMPREHENTION.

В данный раздел включены три текста по аудированию, каждое из заданий максимально приближенно к формату ЕГЭ.

Например, в первом разделе задания представлены следующим образом:

Задание 1 Listen to the text “Famous Artists” (No 1) and say which of the artists:

a) worked not only in the field of visual arts;

b) was born, worked and died in the 17th century;

c) made frescoes for one of the famous Catholic churches;

d) didn’t like to paint in his studio;

e) couldn’t earn money selling his pictures.

Задание 2 Listen to the text “Ballet Dancers” (No 2) and say if the statements below are true, false or not mentioned in the text.

Задание 3 Listen to the text «Zinaida Serebryakova» and complete the sentences 1–5 choosing the best endings .... [2, c.7–9].

Все тексты аутентичны в разделе READING. Они соответствуют повышенному или высокому уровню шкал, принятых при разработке заданий в формате ЕГЭ. В обязательном порядке они содержат незнакомую учащимся лексику (5–6 %) [3].

Каждое задание по чтению, так же, как и каждое задание на аудирование, сопровождаются заданием по говорению. В нем учащимся предлагается обсудить материал прочитанного или прослушанного текста. Таким образом, у учащиеся появляется возможность регулярно заниматься не только совершенствованием навыков чтения и аудирования, но и развивать умения монологической и диалогической речи.

Так, после прочтения текста “Handmade Beauty”, учащимся предлагается высказаться по вопросу: Where and how, in your opinion, can you use the information given in the text? [2, c.11]

Кроме проверки заданий в формате ЕГЭ, выполнение послетекстового речевого задания в раздел по чтению авторы включают текстовые задания, нацеленные на обогащение вокабуляра учащихся.

Например: Задание 10. A . Read through the text “Handmade Beauty” again and find in it words and word combinations which could serve as captions for the pictures on p. 12.

B. Find in the text English equivalents for the following:

Два года работы с данным учебником после базового изучения предмета на ступени основного общего образования позволяет с уверенностью сказать, что ребята быстро запоминают новые слова и легко используют их в новых учебных ситуациях.

Также успешно проходит работа над лексикой последнего текста для чтения, которая продолжается в следующем разделе каждой части — USE OF ENGLISH.

Задание 18 на стр. 20–21

A Learn to use the new words.

B. Remember how the words were used in the text “The Picture»

В разделе USE OF ENGLISH (Vocabulary) учащиеся знакомятся с новыми словами, тренируют лексику в целой серии заданий. И положительной чертой раздела является то, что новые слова представлены словообразовательными гнездами, с предлогами, синонимами и фразовыми глаголами. Употребление их представлено в ситуациях, что способствует скорейшему запоминанию слов и делает речь более выразительной.

В учебнике есть интересная рубрика «Words not to be confused». В ней представлены слова, которые зачастую вызывают сложности при их дифференциации (shadow/shade, lump/piece, discord/accord и другие) [2]. При этом для некоторых пар различия подробно излагаются в учебнике, а для других учащиеся устанавливают их сами, что помогает им вырабатывать компенсаторную компетенцию [3]. Знакомство с новыми словообразовательными моделями позволяет учащимся понимать иноязычные текста лучше.

Второй подраздел USE OF ENGLISH (Grammar) предлагает материалы и задания на повторение, которые объединяются вокруг определенных морфологических категорий — имя существительное, прилагательное, местоимение, наречие, глагол. Раздел так же включает и новый материал.

Раздел учебника SPEAKING включает в себя задания на построение монологического или диалогического высказывания, нацеленных на обсуждение различных проблем изучаемого цикла. Вопросы, связанные с религией и искусством, экологические и философские проблемы имеют универсальную значимость. Таким образом, изучаемый иностранный язык (английский) используется учащимися как средство общения и познавательной деятельности [3].

В конце каждой темы учебника имеется раздел MISCELLANEOUS , где представлены стихи, песни, шутки, высказывания великих людей, тематически связанные с содержанием всей пройденной учебной ситуации. Помимо перечисленного, сюда введено задание на выбор правильной реплики в диалоге, что возвращает школьников к изученному материалу и заставляет их задуматься над частичной клишированностью нашей речи [3, c. 20]. Ученики с удовольствием используют клише данного раздела в повседневных ситуациях на уроках.

В разделе CREATIVE WRITING ведется работа по развитию умений написания сочинений повествовательного и описательного характера, излагать события в повествовательной форме, обращая внимание на логику повествования и использование слов-коннекторов [3].

Надо сказать, что лексика и грамматика отрабатывается и в заданиях из рабочей тетради.

Сюда же можно отнести и Сборник упражнений К. С. Девяткиной к учебнику Английский язык 10 класс (по ред. О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой). Тематика упражнений полностью соответствует учебным темам. Сборник используем для дополнительной отработки учебного материала всех разделов учебника. Так как все задания сборника разработаны с использованием аутентичных источников, это позволяет работать с лексикой и грамматикой продвинутого уровня, благодаря чему расширяется словарный запас и кругозор учащихся. Поэтому наши учащиеся при работе с пособием ведут словарь. Особенно интересны задания типа Integrated Listening and Reading [4, c.6]. Автор приводит задания для тренировки навыков письма, предлагает тесты для самопроверки как по лексическим, так и по лексико-грамматическим материалам.

Полезным компонентом УМК является сборник контрольных заданий. Он содержит упражнения, направленные на проверку знанияучащимися лексического и грамматического материала учебника, а также на проверку уровня сформированности когнитивных способностей и коммуникативных навыков школьников. В сборник включены задания, дающие возможность школьникам освоить формат личного письма и эссе. Тематически сборник совпадает с учебными ситуациями учебника и включаетупражнения по всем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо,). Полагаем, что сборник облегчит подготовку устной и письменной части ЕГЭ.

И, наконец, нельзя не отметить, что УМК-10 построен таким образом, что с его помощью учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся при изучении всех школьных предметов: умение работать с информацией, осуществлять её поиск, анализ, обобщение, выделение главного и его фиксацию. Выполнение проектных заданий способствует развитию исследовательских умений. Разделы для повторения ранее изученного материала помогают учащимся провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного материала, учат адекватно оценивать уровень своих учебных достижений [3].

Материал учебника английского языка О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой изложен настолько увлекательно, что десятиклассники используют его при подготовке итоговых проектов по филологии и языкознанию.

Литература:

  1. «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. В. Афанасовой и И. В. Михеевой. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубленный уровень» — М.: Просвещение, 2020».
  2. Английский язык 10 класс. Учеб для общеобразоват. организаций с углубленным изучением английского языка. [О. В. Афанасьева, И. В. Михеева]. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2020».
  3. Английский язык. Книга для учителя. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017. — 160 с.
  4. Сборник упражнений к учебнику ENGLISH X (под ред. О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой). [К. С. Девяткина]. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ENGLISH, USE, задание, учащийся, раздел, углубленный уровень, формат ЕГЭ, профильное обучение, учебный план.


Похожие статьи

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата

Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учеб...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»

В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Похожие статьи

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата

Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учеб...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»

В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Задать вопрос