Содержание и особенности обучения английскому языку школьников 5–6-х классов с применением учебно-методического комплекта Spotlight | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.11.2024

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Содержание и особенности обучения английскому языку школьников 5–6-х классов с применением учебно-методического комплекта Spotlight / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119400/ (дата обращения: 15.01.2025).



Статья посвящена обзору содержания курса английского языка Spotlight для обучающихся 5–6-х классов средней общеобразовательной школы. Проанализированы структура и особенности учебно-методического комплекта. Акцентировано внимание на необходимости использования в образовательном процессе новых учебников и адаптации имеющихся методических разработок к изменившимся требованиям к результатам обучения. На основе личного опыта работы учителем английского языка выделены наиболее сложные для освоения обучающимися темы, требующие особого внимания и применения учителем всего арсенала ресурсов УМК для преодоления и профилактики затруднений.

Ключевые слова: английский язык, основная школа, младшие подростки, обучение, учебно-методический комплект.

Одним из ключевых и неизменных дидактических принципов, имеющих существенное значение для высокой результативности образовательного процесса в школе, является принцип преемственности. Особую значимость соблюдение этого принципа приобретает на этапе перехода обучающихся из начальной школы в основную. Этот переход связан с множеством перемен, часть которых можно без преувеличения назвать радикальными: вместо одного учителя, преподававшего в младших классах большинство учебных дисциплин, появляется множество учителей-предметников, у каждого из которых свои требования и свой подход к детям; увеличивается объём учебной нагрузки; появляются новые учебные дисциплины и т. д. В это же время начинается переход от младшего школьного возраста к подростковому, и эта промежуточная ступень именуется младшим подростковым возрастом, имеющим целый ряд психофизиологических особенностей, оказывающих влияние на самочувствие детей, их отношение к учёбе в целом и отдельным предметам, к учителям и сверстникам. В такие моменты очень важно создать благоприятные условия для адаптации бывшим младших школьников в среднем звене, минимизировав риски негативного влияния внешних факторов.

Одним из возможных рисков дезадаптации может стать резкий переход на обучение по учебно-методическим комплектам, содержательно, организационно и методически отличающихся от тех, которые использовались учителями в начальной школе. Многие российские школы имеют негативный опыт таких изменений, обусловленный отсутствием логического продолжения предметных линий учебников для младших классов в среднем звене. В качестве наглядных примеров таких ситуаций можно назвать переход в среднее звено школьников, обучавшихся по авторской программе развивающего обучения В. В. Занкова, экспериментальной федеральной программе «Гармония» и др.

Для того чтобы обучение младших подростков в основной школе становилось комфортным и логичным продолжением обучения в начальной школе, разрабатываются УМК нового поколения, рассчитанные на долгосрочный период обучения, с ярко выраженной преемственностью между начальным и средним звеном. В помощь учителям английского языка разработан УМК Spotlight, позволяющий обучать школьников английскому языку со 2 по 11 классы включительно.

Для успешного преподавания английского языка младшим подросткам, обучающимся в 5–6 классах, учителю необходимо иметь представление о содержании образовательного курса Spotlight, и особенностях его реализации на практике.

Состав УМК: учебник (в печатном и электронном формате), рабочая тетрадь, языковой портфель, книга для учителя, книга для чтения, контрольные задания, тренировочные упражнения в формате ГИА, грамматический тренажёр.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, что на 1 час больше, чем в начальной школе.

Способ конструирования содержания учебного материала — модульный, который имеет неоспоримые преимущества перед традиционным способом конструирования по тематическим разделам. Главное отличие модуля от тематического раздела заключается в том, что модуль является укрупнённой дидактической единицей, которая:

– во-первых, является логически завершённой;

– во-вторых, может состоять как из отдельных тем, так и из тематических блоков;

– в-третьих, обычно, за редким исключением, конструируется по дедуктивному методу (от общего — к частному), а не по индуктивному (от частного — к общему).

Дедуктивный и индуктивный методы познания в педагогике являются равнозначными, с точки зрения своей функциональности и объективной необходимости, однако, с учётом современных реалий, когда требования к освоению образовательной программы в основной школе в целом и по каждому году обучения включают не только предметные результаты, но и метапредметные, дедуктивный подход к конструированию образовательных программ и учебных курсов оказывается более приемлемым, нежели индуктивный.

Программа курса в 5 и 6 классе состоит из 10 модулей. Каждый модуль, по аналогии с курсом английского языка для начальной школы, состоит из разделов, которые подразделяются на темы.

В учебниках для 5 и 6 классов гораздо больше текста, чем в учебниках для начальной школы, но объёмы иллюстративного материала практически одинаковые. В то же время нельзя не отметить, что формы наглядности более разнообразные — помимо иллюстраций, учебный материал представлен в таблицах, на схемах и в диаграммах. Наличие такой наглядности в учебниках можно объяснить нововведениями, о которых будет сказано ниже.

Тексты в учебниках, аудио- и видеоматериалы, которые входят в состав УМК, по большей части, аутентичны, что позволяет обучать школьников на живых примерах англоязычной речи носителей языка. Эта особенность УМК очень важна для обучения школьников правильному произношению, для развития импрессивной стороны англоязычной речи.

Так же, как в начальной школе, по завершении курса предусмотрено вручение сертификатов ( Certificate of Achievement), которыми школьники могут дополнить свои портфолио.

Один из важнейших моментов, которые следует учитывать учителю английского языка при работе с обучающимися 5–6 классов — это новизна учебников и сопутствующих вспомогательных, дополнительных материалов. В данном случае речь идёт о том, что использование учебных материалов, выпущенных ранее 2021 года недопустимо, в силу тех изменений, которые появились три года назад и Примерной рабочей программе основного общего образования «Английский язык», и которые актуальны по сей день.

Перечень нововведений в ПРП ООО «Английский язык» таков:

– при обучении школьников чтению на английском языке надлежит ставить на первое место смысловое чтение, а не технику чтения. Технические характеристики чтения, безусловно, важны, однако понимание смысла прочитанного и умение передать смысл текста без искажений играют решающую роль в оценке результатов чтения как одного из видов деятельности;

– обучение школьников чтению на английском языке не должно ограничиваться стандартными текстами монологического, диалогического и смешанного содержания, школьников необходимо обучать чтению так называемых не сплошных текстов — таблиц, диаграмм;

– в формировании и развитии лексической стороны речи, помимо обогащения словарного запаса, особое внимание следует уделять формированию и развитию словообразовательных навыков;

– обязательным результатом педагогической деятельности по формированию и развитию у школьников связной устной монологической речи является умение кратко излагать на английском языке результаты проектной деятельности;

– овладение письменной англоязычной речью предполагает, помимо прочего, наличие ряда специфических умений, а именно: составление электронного сообщения личного характера, заполнение таблицы по прочитанному/прослушанному тексту, преобразование заданного в графической форме (таблица, схема, рисунок) материала в текст.

В связи с изменениями в программно-плановой документации, появились изменения и в учебниках, которые затронули, главным образом, материалы, предназначенные для обучения англоязычной грамматике.

В учебник для 5 класса добавлены такие темы:

– Рresent Perfect Tense;

– Альтернативный и разделительный вопросы в Present/Past/Future Simple Tense;

– Имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени;

– Степени сравнения наречий.

В новой редакции учебника для 6 класса появились такие темы:

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными с союзными словами who, which, that;

Предложения с конструкциями as … as, not so … as;

– Past Continuous Tense;

– Модальные глаголы и их эквиваленты (can/be able to, must/ have to, may, should, need).

Соответствующие вышеуказанным требованиям и темам задания содержатся в новых редакциях учебников. Если школа не располагает возможностями для замены более ранних версий учебников новыми, учителю английского языка необходимо тщательно проанализировать имеющиеся в его распоряжении учебные материалы и собственными силами адаптировать личные методические разработки к обновлённому содержанию ПРП ООО «Английский язык».

Как известно, любые изменения в программе и учебниках, приводящие к усложнению содержания образования, не могут не сказываться на процессуальной и результативной сторонах учебной деятельности школьников. В этой связи представляется целесообразным поделиться собственным опытом преподавания английского языка в 5–6 классах средней общеобразовательной школы, обозначив те содержательные единицы программы, которые чаще всего оказываются сложными для освоения младшими подростками. К их числу относятся:

– adjectives with the suffix –al (5 класс, модуль 5, раздел 5a, тема «The Bengal tiger is the nation al animal of India»);

– adverbs with the suffix –ly (5 класс, модуль 6, раздел 6a, тема «Lara Croft and her Daily Routine»);

– nouns with the suffix –ist (5 класс, модуль 6, раздел 6c, тема «At work»);

– nouns, adjectives, adverbs with the prefix un-

(5 класс, модуль 8, раздел 8c, тема «It’s my birthday»);

– nouns from verbs with the suffix — tion/-sion (5 класс, модуль 10, раздел 10c, тема «Just a note»);

– Формулирование и использование в речи альтернативных вопросов в Present Simple (5 класс);

– Разделительные вопросы в Present Simple (5 класс);

– Степени сравнения прилагательных при изучении модуля Across the Curriculum (5 класс);

– Имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные, имеющие форму только множественного числа (5 класс, модуль 8, раздел 8a);

– Глаголы в Present Perfect Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложениях (5 класс, модуль 10, раздел 10a);

– Написание электронного сообщения личного характера; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка (6 класс, модуль 6, раздел 6c, тема «Weekends»).

Первые четыре позиции из вышеперечисленного относится к области формирования и развития словообразовательных навыков, следующие пять позиций — к формированию и освоению грамматической стороны англоязычной речи, последняя — к области освоения письменной речи, непосредственно связанной с формированием и развитием связной монологической речи. Регулярный характер затруднений, возникающих у школьников при освоении этого программного материала, свидетельствует о необходимости использования в образовательном процессе всего арсенала учебных материалов (как основных, так и вспомогательных), предлагаемых разработчиками УМК Spotlight.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сформулировать вывод о том, что УМК Spotlight 5 и Spotlight 6 являются логическим продолжением одноимённого курса английского языка для начальной школы и в организационно-методическом, и в содержательном смыслах. Техническо-полиграфические характеристики учебных материалов так же остаются едиными. Последняя редакция учебников отличается от предыдущих, изданных до 2021 года, что может потребовать от учителя дополнения собственных методических разработок в том случае, если он продолжает работать по не обновлённой редакции учебников. Существует ряд словообразовательных, грамматических и письменных речевых навыков, освоение которых вызывает у обучающихся 5 и 6 классов затруднения, и, значит, подготовка учителя к изучению соответствующих разделов и тем, по определению, требует особой тщательности и использования полного перечня тех средств обучения, которые входят в состав соответствующих УМК.

Литература:

  1. Примерная рабочая программа основного общего образования «Английский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций). — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 108 с.
  2. Учебно-методический комплект «Spotlight 5» / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс // Группа компаний «Просвещение». Официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — URL: https://prosv.ru/search/?search=английский+в+фокусе+5+класс&isAutocorrectQuery=true
  3. Учебно-методический комплект «Spotlight 6» / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс // Группа компаний «Просвещение». Официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — URL: https://prosv.ru/search/?search=английский+в+фокусе+6+класс&isAutocorrectQuery=true
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, класс, начальная школа, модуль, раздел, обучение школьников, основная школа, учебник, учитель, англоязычная речь.


Похожие статьи

Содержание и особенности обучения английскому языку школьников 2–3-х классов с применением УМК Spotlight

Статья посвящена обзору содержания курса английского языка Spotlight для обучающихся 2–3-х классов средней общеобразовательной школы. Показаны особенности учебно-методического комплекта, его достоинства и объективные ограничения в применении на практ...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей математики на основании изучения представлений студентов о математическом образовании

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования предъявляются не только к компетенциям, которыми должен овладеть выпускник в результате освоения образовате...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Интегративная компонента урока иностранного языка с элементами военной составляющей в 5–7-х классах

Статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Разработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы

Пленэр является важным блоком в программе непрерывного художественного образования. Предмет исследования — методические наглядные материалы по пленэрной практике и методика проведения занятий в условиях пленэра. В статье кратко рассмотрены аспекты те...

Похожие статьи

Содержание и особенности обучения английскому языку школьников 2–3-х классов с применением УМК Spotlight

Статья посвящена обзору содержания курса английского языка Spotlight для обучающихся 2–3-х классов средней общеобразовательной школы. Показаны особенности учебно-методического комплекта, его достоинства и объективные ограничения в применении на практ...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Анализ психолого-педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей математики на основании изучения представлений студентов о математическом образовании

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования предъявляются не только к компетенциям, которыми должен овладеть выпускник в результате освоения образовате...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Интегративная компонента урока иностранного языка с элементами военной составляющей в 5–7-х классах

Статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Разработка методического наглядного материала по пленэрной практике и методики проведения занятий в условиях пленэра для общеобразовательной школы

Пленэр является важным блоком в программе непрерывного художественного образования. Предмет исследования — методические наглядные материалы по пленэрной практике и методика проведения занятий в условиях пленэра. В статье кратко рассмотрены аспекты те...

Задать вопрос