Техника чтения на английском языке: анализ УМК для начального этапа обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 16.05.2020

Статья просмотрена: 4315 раз

Библиографическое описание:

Преображенская, Д. А. Техника чтения на английском языке: анализ УМК для начального этапа обучения / Д. А. Преображенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 603-606. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70156/ (дата обращения: 17.12.2024).



Всем известно, что роль чтения, в том числе на иностранном языке, в современном мире чрезвычайно велика. Оно входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и играет большую роль в современном мире, богатом разного рода информацией. Наиболее традиционным является рассмотрение чтения как процесса приёма и переработки информации, где под информацией понимается содержание текста [9, с. 122]. Но для полноценного восприятия и понимания информации необходимо овладеть другой стороной чтения — технической [12, с. 197].

Техникой чтения, по мнению большинства методистов, называется навыки и умения чтения, которые обеспечивают перцептивную переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы [4, с. 312]. Кроме того, С. К. Фоломкина указывает на автоматизированность навыка: «совершается читающими без участия произвольного внимания, подсознательно» [13, с. 7].

Несмотря на относительно общее понимание такого явления как «техника чтения», существует большое количество различных подходов к обучению данной составляющей. Так, Т.Г. Васильева проанализировала такие подходы в отечественной и зарубежной методической литературе [8, с. 47–53]. Она отмечает, что в российской методике принято классифицировать методы по исходной единице (буквенные, звуковые, слоговые методы и метод целых слов) и по виду ведущей деятельности (аналитическое, синтетическое, аналитико-синтетическое), в то время как в зарубежной литературе — только по критерию единицы обучения (the Alphabetic Method; the Phonic method; the Look & Say Method; the Sentence Method; the Whole Language Method). Также автор большое внимание уделяет дифференцированному методу обучения, который может начать новый этап в методике раннего обучения чтению на английском языке.

Более обобщенная классификация по исходной языковой единице обучения была предложена Е. А. Ленской, и предполагала разделение методов на три группы: фонетические (единица изучения — буквы и звуки), глобальные (единицы обучения — целые слова, предложения, тексты) и смешанные [10, с. 15].

Обучение технике чтения на иностранном языке в школах нашей страны начинается во 2 классе. Специальный анализ Н. Н. Сметанниковой показал, что в УМК по английскому языку для 2-ого класса реализованы следующие подходы к обучению технике чтения [11, с. 12–16]:

1) «И звук и буква» с использованием метода целых слов (УМК «Spotlight» V. Evans и др.)

2) «От звука к букве» с использованием элементов транслитерации (побуквенная передача отдельных слов и текстов одной графической системы средствами другой системы [4] (УМК «English» В. П. Кузовлев и др.)

3) «От буквы к звуку» с использованием метода целых слов в условиях одновременного овладения всеми видами речевой деятельности (УМК «Enjoy English» М. З. Биболетова и др.)

4) «От буквы к звуку» с использованием метода целых слов в условиях устного опережения (УМК «English» И. Н. Верещагина и др.)

5) «От звука и звукового анализа через материальную основу — транскрипцию — к букве» в условиях поэтапного овладения ИЯ: от устной речи к чтению и письму (УМК «English» З. Н. Никитенко)

Рассмотрим более подробно УМК «Spotlight» V. Evans [2] и УМК «Enjoy English» М. З. Биболетовой [5] и проанализируем различия в подходах к обучению технике чтения у данных авторов.

В учебнике «Enjoy English» сказочным персонажем, который сопровождает учащихся и объясняет правила, является Мистер Рул (Mr.Rule). После нескольких устных вступительных уроков, где ученики научатся здороваться и знакомиться друг с другом, подражая клоуну Тому и артистам театра, Мистер Рул представляет обучающимся первую букву английского алфавита и соответствующие звуки. Здесь же Мистер Рул советует: «Послушай и повтори букву в словах: name, Kate, cat, Ann». Тем не менее в рабочей тетради параллельно ведётся работа в аспекте письма, но слова с изучаемой буквой упоминаются редко и в таком формате: «Напиши слово cab (экипаж, кэб) до конца строки».

Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают ее название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Знакомство с буквами и буквосочетаниями английского языка происходит на протяжении 36–38 уроков. Оно завершается разучиванием песенки “The ABC” и проведением праздника, подобного традиционному празднику Букваря. В начале второго полугодия учащиеся приступают к овладению техникой чтения с опорой на правила-инструкции, которые «излагает” Мистер Рул.

Поскольку в начальной школе необходимо сформировать у учащихся умение пользоваться англо-русским словарем, второклассники знакомятся со знаками международной транскрипции. В первом полугодии предусмотрено знакомство с некоторыми знаками транскрипции. Это звуки, которые английские гласные могут давать при чтении в зависимости от того, какие буквы их окружают: [i:] и [е], [ai] и [i] и т. д., а также некоторые звуки согласных букв: [s], [k], [g] и т. д. Остальные знаки транскрипции, передающие гласные и согласные звуки, вводятся в учебнике во втором полугодии по мере освоения той или иной орфограммы.

Для закрепления правил чтения используется цветовая сигнализация. Каждый цвет соответствует той или иной орфограмме: красный цвет — гласная в открытом слоге, зеленый — в закрытом, синий — согласная. Раскрашивание слов на доске и в тетради дает детям наглядную иллюстрацию правил чтения, а тому, кто обучает, возможность быстро контролировать их усвоение [6].

В результате при овладении чтением второклассники учатся:

1) технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;

2) читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал;

3) читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал.

В конце второго класса учащиеся могут прочитать про себя и понять текст объемом до 60 слов (с учетом артиклей).

Далее рассмотрим особенности обучения технике чтения в УМК «Spotlight». В данном УМК впервые обучение чтению происходит по методу, который назван «глобальное чтение» по классификации Е. А. Ленской, основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

В учебниках «Английский в фокусе» звучащее слово и его написание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках). Персонажами-проводниками в данном УМК являются брат и сестра Larry и Lulu и их питомец, обезьянка Chuckles. Они, в отличие от Mr Rule, не разъясняют правила, а разыгрывают различные ситуации, приключения. Кроме того, они используются при ознакомлении с новыми диалогами, фразами.

На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы [1]. Для этого в учебнике имеются специальные chants и видеоматериалы. Основной принцип этого этапа — многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки.

На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует практически на всех уроках во 2-м классе в том или ином виде в начале урока, а в 3 и 4 классах при введении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

В результате обучения чтению глобальным методом обучающийся умеет:

1) читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного;

2) читать целое слово;

3) может прочитывать сложные и незнакомые слова по слогам;

4) распознает отдельные буквы (а также определяет, какие звуки они обозначают в данной ситуации) [1, с. 13].

Представим рассмотренные сходства и различия УМК в таблице:

УМК «Enjoy English»

УМК «Spotlight»

Подход к обучению чтению

«от буквы к звуку»

«и звук, и буква»

Метод обучения чтению

метод целых слов в условиях одновременного овладения всеми видами речевой деятельности

метод целых слов

Знакомство с алфавитом

после нескольких вводных уроков

после нескольких вводных уроков

Количество изучаемых букв

один урок — одна буква

весь алфавит за три урока

Буквосочетания

спустя несколько уроков по отработке алфавита

сразу после изучения алфавита

Непосредственно процесс обучения чтению

после изучения алфавита и буквосочетаний

параллельно с изучением букв

Работа с транскрипцией

обилие транскрипционных заданий

транскрипционные значки даны с буквами, но нет специальных заданий

Литература:

  1. Evans V., Dooley J., Bykova N., Pospelova M. Английский в фокусе: книга для учителя к учебнику для 2-го класса общеобразовательных учреждений. — М.; Ньюбери: Просвещение: Express publ., 2008. -130с.
  2. Evans V., Dooley J., Bykova N., Pospelova M. Английский в фокусе. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. — 148 с.
  3. Evans V., Dooley J., Bykova N., Pospelova M. Английский в фокусе: рабочая тетрадь. 2 класс. –М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. — 63с.
  4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
  5. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений «Enjoy English». — Обнинск: Титул, 2012. — 128c.
  6. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений «Enjoy English». — Обнинск: Титул, 2012. — 63c.
  7. Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. «Enjoy English — 1». — Обнинск: Титул, 2001. — 80с.
  8. Васильева Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76–2. C. 47–54.
  9. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК”, 2001. — 432 с.
  10. Ленская Е. А. Проблемы обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 1978. 24 с.
  11. Сметанникова Н. Н. Формирование у младших школьников техники чтения на иностранном (английском) языке // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. C. 12–16.
  12. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной школе. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. -416с.
  13. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке: учебно-методическое пособие / С. К. Фоломкина; науч. ред. Н. И. Гез. — Изд. 2-е, испр. — Москва: Высшая школа, 2005. — 253
Основные термины (генерируются автоматически): буква, техник чтения, звук, слово, чтение, английский язык, использование метода целых слов, метод целых слов, обучение, урок.


Похожие статьи

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Лингвистические особенности военного текста и их использование для обучения пониманию в контексте электронного учебника

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках управления качеством образования

Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Теоретические основы метода Case study в обучении английскому языку для специальных целей

К вопросу о методике использования тактильной книги на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей

Похожие статьи

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Лингвистические особенности военного текста и их использование для обучения пониманию в контексте электронного учебника

К вопросу оценки и отметки на уроках английского языка в рамках управления качеством образования

Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Теоретические основы метода Case study в обучении английскому языку для специальных целей

К вопросу о методике использования тактильной книги на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей

Задать вопрос