Содержание и особенности процесса обучения чтению на занятиях по английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 1021 раз

Библиографическое описание:

Клюева, К. Э. Содержание и особенности процесса обучения чтению на занятиях по английскому языку / К. Э. Клюева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85640/ (дата обращения: 19.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения чтению на занятиях по английскому языку. В статье подробно рассматриваются формы и виды чтения, механизмы обучения чтению, а также связь чтения с другими видами речевой деятельности

Ключевые слова : обучение чтению, английский язык, механизмы обучения чтению, формы и виды чтения, особенности обучения чтению

Чтение — это речевая деятельность рецептивного вида, составляющими частями которой являются восприятие, обработка и понимание письменного текста. Чтение по праву считается важнейшим образовательно-воспитательным процессом, в процессе которого путем выборки информации из письменного текста происходит решение различного рода речевых задач, а также передача и овладение накопленным человечеством опыта в различных сферах: социальной, бытовой, культурной и т. д.

Процесс чтения тесным образом связан и с другими видами речевой деятельности — письменной и устной речью. Так, процесс чтения невозможно осуществить без письменной речи, а без опыта устной речи обучение чтению невозможно в принципе. Отсюда можно сделать вывод о том, что чтение — это процесс идентификации из печатного текста языкового материала, который уже был когда-либо известен в устной речи. Логичным является и вывод о том, что процесс чтения имеет благоприятное влияние на развитие корректной устной речи, так как неоднократные повторы языковых моделей в разного рода контекстах содействуют конкретизации их семантических границ и норм употребления. [1; 196]

Стоит отметить, что умение читать формируется только один раз. Так, в процессе осуществления синтеза букв и слогов и распознании значения полученного слова происходит осознание того, как нужно читать и, таким образом преодолевается трудность чтения на иностранном языке. Всё происходящее потом является совершенствованием этого умения.

Современная методика выделяет две главные формы чтения, а именно: чтение про себя (внутреннее) и чтение вслух (внешнее). Принято считать внутреннее чтение основной формой чтения, а внешнее — как вторичной. Цель внутреннего чтения — получение информации, а цель внешнего — её передача другим лицам. Можно сделать вывод о том, что внутреннее чтение носит монологический характер, а внешнее — диалогический. Но стоит отметить, что обе формы чтения реализуются при помощи одних и тех же механизмов речевого поведения: вероятностного прогнозирования, оперативной и долговременной памяти, осмысления. [2; 322]

Ввиду того, что на современном этапе развития общества информация занимает главенствующее место, произошло заметное увеличение её количества, необходимого для восприятия и обработки. Как следствие возникает необходимость разработки новых подходов к идентификации информации, которые целиком и полностью будут зависеть от речевых задач, стоящим перед читающим. Так, лингвистом С. К. Фоломкиной выделяются такие виды чтения, как:

— просмотровое — это беглое, выборочное чтение, задачей которого является получение общего представления о содержании текста. Оно предшествует ознакомительному и изучающему чтению;

— ознакомительное — чтение «для себя, задача которого — определить основное содержание текста, а также главную и второстепенную мысли;

— изучающее — вдумчивое и неспешное чтение, основа которого — полное понимание текста с последующим его анализом. Отличительной особенностью такого чтения является многократное перечитывание всего текста или его отдельных частей;

— поисковое — чтение, которое направлено на быстрое извлечение определенной информации из текста с последующим ее анализом. [3; 44–48]

В зависимости от форм организации процесса чтения и комплекса мыслительных операций, необходимых для осуществления данной речевой деятельности, выделяются также и другие виды чтения, например: аналитическое и синтетическое чтение, беспереводное и переводное чтение, учебное (по заданию педагога) и реальное/самостоятельное (по собственной инициативе обучающегося), фронтальное (все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное.

Владение разными видами чтения является важнейшим компонентом культуры чтения.

Важно знать, что для результативного использования обозначенных видов чтения больше значение имеют тексты, которые используются в процессе обучения. Как правило, к таким текстам выдвигаются особые требования, а именно:

— тексты должны иметь воспитательную ценность, а их чтение должно способствовать усвоению морально-этнических норм;

— тексты должны иметь познавательную ценность, а также адекватное соотношение новой и ранее известной информации. Тексты содержать различного рода сведения о различных странах, народах, культурах и сферах жизни человека, а также давать возможность получения новой информации или конкретизации и расширении уже известной;

— содержание текстов должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также отвечать уровню умственного развития и учитывать интересы обучающихся. [4;33]

Также нужно принимать во внимание и тот факт, что тексты, которые используются при обучении чтению на любом языке, могут быть разностилевой направленности, а именно книжной, разговорной и нейтральной. Внутри данных стилей также выделяются отдельные типы текстов и для обучения чтению в соответствии с требованиями базового уровня возможно использование следующих типов текстов: художественные, публицистические (газетные, журнальные статьи), функциональные (объявления, вывески, рекламные листовки и др.), научно-популярные и т. д.

Чтение текстов каждого, отдельно взятого стиля будет иметь свои отличительные особенности, так как тексты, в зависимости от своего стиля, будут нести разную смысловую нагрузку для читателя. Процесс чтения разностилевых текстов будет выступать, с одной стороны, средством для совершенствования техники чтения и произношения отдельных лексических единиц, а с другой стороны будет выступать средством создания коммуникативной ситуации, которая, в свою очередь, будет способствовать развитию коммуникативных навыков. [5; 210]

Но в целом, итоговым результатом обучения чтению на английском языке является выработка техники зрелого чтения. Зрелое чтение характеризуется скоростью, которая должна соответствовать виду чтения и сопровождаться полным пониманием прочитанного при наименьшей затрате сил.

Но во всяком случае, прежде чем приступить к обучению чтения на английском языке, необходимо овладеть техникой чтения на родном языке, так как перенос выработанных умений и навыков на родном языке, как правило, способствует формированию таких же умений и навыков на английском языке.

Для обучения чтению на английском языке используются различные подходы, но руководствоваться нужно стандартными правилами. Так, Е. Н. Соловова в источнике «Методика обучения иностранным языкам» даёт следующие советы:

— Обучение чтению на английском языке должно начинаться сразу же с первых занятий, с постепенным обучением алфавиту и разграничением названий букв и звуков, которые передаются с помощью букв.

— Умение чтения должно сформировываться параллельно другим речевым навыкам и умениям. Пи этом нужно рассматривать гласные и согласные, которые встречаются при изучении конкретных речевых моделей чаще всего.

— Обучению чтению должен предшествовать вводный курс, в процессе которого необходимо рассмотреть сначала согласные буквы (в английском языке они составляют основу практически любого слова) из тех речевых моделей, которые уже усвоены обучающимся, и только после этого переходить к обучению чтения гласных в различных типах слогов.

— В процессе обучения чтению необходимо уделять внимание и закреплению восприятия и запоминания графического облика отдельно взятых речевых моделей.

— Необходимо также обращать внимание и на базовые речевые модели, которые могут встречаться при изучении нескольких учебных тем. Объяснить этот подход можно тем, что при чтении интернациональных слов происходит параллельное изучение букв и передаваемых ими звуков, а также сравнение с родным языком. [6; 145]

Самым используемыми подходами обучения чтению на английском языке считаются подходы «от звука к букве» и «от буквы к звуку». В первом случае, как правило, подразумевается переход от звуковой формы речевой модели к графической через процесс овладевания транскрипцией, которая будет являться звуковой основой для дальнейшего освоения алфавита и правил чтения английского языка. При использовании второго подхода обучение чтению начинается со знакомства с алфавитом, затем с символами транскрипции и, наконец, правилами чтения. Очень часто на практике эти подходы совмещаются, что носит название отдельного, интегрированного подхода. Его главная идея — переход от образной картины мира к языковой. Обучающиеся воспринимают изучаемый материал на эмоциональном уровне, анализируют и запоминают его и, соответственно, накапливают опыт зрительного и слухового восприятия. [7; 361]

Также обучение чтению рекомендуется начинать с чтения вслух, так как данная форма чтения дает возможность наблюдать за процессом чтения обучаемого со стороны. Это в значительной мере упрощает контроль и осуществление управления процессом чтения. Кроме того, процесс чтения вслух является средством обучения чтению про себя, а также содействует улучшению и стабилизации орфоэпической стороны речи, что в свою очередь, является способствованием развитию различных коммуникативных навыков.

Чтение вслух должно быть неотъемлемой частью процесса обучения чтению на всех его этапах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс обучения чтению является одним из важнейших видов коммуникативной деятельности, который требует тщательного внимания со стороны педагогов, учёных и методистов, а чтение, в свою очередь необходимо рассматривать, как рецептивный вид речевой деятельности, который включает в себя не только технику чтения текста, но и его восприятие, анализирование и понимание. Овладение данными навыками происходит через использование текстового материала, к которому предъявляются такие требования, как информативность и содержательность. В последнюю очередь не стоит забывать о том, что итоговая цель обучения чтению — это формирование и развитие умений чтения как отдельного вида коммуникативной деятельности, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.

Литература:

  1. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В, Шатилов, С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, С. Ф. Шатилов — М. «Высшая школа», 2007.- 294 с.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка.: Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. С. Будько, С. И. Петрова.- 5-е изд., стереотип.- Лен.: Высшая школа., 2009.- 522 с.
  3. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях / под ред. А. А. Миролюбова,-2-е изд., исправленное.- М. «Высшая школа» 2004.-С. 61.
  4. Рапопорт, А.И., Сельг, Р. О диагностических функциях тестовой методики дополнения / А. И. Рапопорт, Р. Сельг // Иностранные языки в школе. — 2001.-№ 2. — С. 33.
  5. Рогова, Г.В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов педагогических вузов.- 3-е изд/ Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина — М.: Просвещение, 2011.- 232 с.
  6. Севбо, И. П. Структура связного текста/ И. П. Севбо — М., 2007. — 228 с.
  7. Соловова, Е. Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е. Н. Соловова // Иностранные языки в школе — 2001. — № 4. — С. 8–11.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение, английский язык, вид чтения, процесс чтения, речевая деятельность, обучение, процесс обучения, внутреннее чтение, родной язык, устная речь.


Ключевые слова

английский язык, обучение чтению, механизмы обучения чтению, формы и виды чтения, особенности обучения чтению

Похожие статьи

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка

В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальн...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Похожие статьи

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка

В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальн...

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Задать вопрос