Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Малова, Р. Е. Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла / Р. Е. Малова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93509/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Ключевые слова: развитие речи, учащиеся, школа, ФГОС, уроки гуманитарного цикла.

В настоящее время система образования столкнулась с трудностями в развитии речи младших школьников. По данным проведённых исследований от 20 % до 40 % учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи.

На данный момент в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одной из важнейших задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Одним из решающих условий этой задачи является хорошо развитая речь, которая выступает важнейшим фактором всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познавательной деятельности.

С. Л. Рубинштейн дал следующее определение речи: «деятельность общения посредством языка, язык в действии».

У детей младшего школьного возраста развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления). Знание и учет возрастных особенностей речи младших школьников позволяет учителю начальных классов подобрать более эффективные способы организации работы по развитию речи.

В основном, работа по развитию речи осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Особенности уроков гуманитарного цикла представлены на рисунке 1.

Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе

Рис. 1. Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе

в аспекте развития речи

Важно отметить, что существует огромное количество способов развития речи. Довольно интересной является классификация по И. Н. Горелову и К. Ф. Седову, которая представлена на рисунке 2.

Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)

Рис. 2. Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)

На основе данной классификации был разработан комплекс способов организации работы по развитию речи младших школьников, часть которого представлена в таблице 1.

Таблица 1

Темы уроков

Способы организации работы по развитию речи

Параметры развития речи

Группа методов

Методы и приёмы

1. Тема урока: Сопоставление слогов и слов с буквами б, п

Рецептивные методы

Методы : рассказ учителя, беседа

Приёмы : заучивание наизусть

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь)

2. Тема урока: Звуки [д], [д’], буквы Д, д

Рецептивные методы

Репродуктивные методы

Методы : рассказ учителя, беседа

Приёмы : работа с деформированным текстом

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке)

3. Тема урока: Гласные буквы Я, я. Буква Я — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Рецептивные методы

Репродуктивные методы

Методы : наблюдение над языком, беседа

Приёмы : составление словосочетаний

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке)

Данный комплекс был разработан в рамках эксперимента при написании ВКР. На контрольном этапе эксперимента у учащихся экспериментального класса, где применялся данный комплекс, уровень развития речи был значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.

Литература:

  1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М., 1997.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 2002.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. — № 287.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, гуманитарный цикл, диалогическая речь, соответствующий языковой материал, монологическая речь, особенность уроков, рассказ учителя, составление рассказа, способ развития речи, языковая единица.


Ключевые слова

развитие речи, школа, учащиеся, ФГОС, уроки гуманитарного цикла

Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Содержание и особенности процесса обучения чтению на занятиях по английскому языку

Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения чтению на занятиях по английскому языку. В статье подробно рассматриваются формы и виды чтения, механизмы обучения чтению, а также связь чтения с другими видами речевой деятельности

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использован...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассматриваются основные направления в формировании навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Содержание и особенности процесса обучения чтению на занятиях по английскому языку

Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения чтению на занятиях по английскому языку. В статье подробно рассматриваются формы и виды чтения, механизмы обучения чтению, а также связь чтения с другими видами речевой деятельности

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использован...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Задать вопрос