Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Педагогика
24.06.2022
244
Поделиться
Библиографическое описание
Малова, Р. Е. Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла / Р. Е. Малова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93509/.


В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Ключевые слова: развитие речи, учащиеся, школа, ФГОС, уроки гуманитарного цикла.

В настоящее время система образования столкнулась с трудностями в развитии речи младших школьников. По данным проведённых исследований от 20 % до 40 % учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи.

На данный момент в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одной из важнейших задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Одним из решающих условий этой задачи является хорошо развитая речь, которая выступает важнейшим фактором всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познавательной деятельности.

С. Л. Рубинштейн дал следующее определение речи: «деятельность общения посредством языка, язык в действии».

У детей младшего школьного возраста развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления). Знание и учет возрастных особенностей речи младших школьников позволяет учителю начальных классов подобрать более эффективные способы организации работы по развитию речи.

В основном, работа по развитию речи осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Особенности уроков гуманитарного цикла представлены на рисунке 1.

Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе

Рис. 1. Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе

в аспекте развития речи

Важно отметить, что существует огромное количество способов развития речи. Довольно интересной является классификация по И. Н. Горелову и К. Ф. Седову, которая представлена на рисунке 2.

Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)

Рис. 2. Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)

На основе данной классификации был разработан комплекс способов организации работы по развитию речи младших школьников, часть которого представлена в таблице 1.

Таблица 1

Темы уроков

Способы организации работы по развитию речи

Параметры развития речи

Группа методов

Методы и приёмы

1. Тема урока: Сопоставление слогов и слов с буквами б, п

Рецептивные методы

Методы : рассказ учителя, беседа

Приёмы : заучивание наизусть

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь)

2. Тема урока: Звуки [д], [д’], буквы Д, д

Рецептивные методы

Репродуктивные методы

Методы : рассказ учителя, беседа

Приёмы : работа с деформированным текстом

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке)

3. Тема урока: Гласные буквы Я, я. Буква Я — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Рецептивные методы

Репродуктивные методы

Методы : наблюдение над языком, беседа

Приёмы : составление словосочетаний

Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, понимание услышанного).

Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке)

Данный комплекс был разработан в рамках эксперимента при написании ВКР. На контрольном этапе эксперимента у учащихся экспериментального класса, где применялся данный комплекс, уровень развития речи был значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.

Литература:

  1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М., 1997.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 2002.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. — № 287.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
развитие речи
учащиеся
школа
ФГОС
уроки гуманитарного цикла
Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 318-321):
Часть 5 (стр. 277-357)
Расположение в файле:
стр. 277стр. 318-321стр. 357

Молодой учёный