В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.
Ключевые слова: развитие речи, учащиеся, школа, ФГОС, уроки гуманитарного цикла.
В настоящее время система образования столкнулась с трудностями в развитии речи младших школьников. По данным проведённых исследований от 20 % до 40 % учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи.
На данный момент в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одной из важнейших задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
Одним из решающих условий этой задачи является хорошо развитая речь, которая выступает важнейшим фактором всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познавательной деятельности.
С. Л. Рубинштейн дал следующее определение речи: «деятельность общения посредством языка, язык в действии».
У детей младшего школьного возраста развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления). Знание и учет возрастных особенностей речи младших школьников позволяет учителю начальных классов подобрать более эффективные способы организации работы по развитию речи.
В основном, работа по развитию речи осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Особенности уроков гуманитарного цикла представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Особенности уроков гуманитарного цикла в начальной школе
в аспекте развития речи
Важно отметить, что существует огромное количество способов развития речи. Довольно интересной является классификация по И. Н. Горелову и К. Ф. Седову, которая представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Классификация способов развития речи учащихся (И. Н. Горелов и К. Ф. Седов)
На основе данной классификации был разработан комплекс способов организации работы по развитию речи младших школьников, часть которого представлена в таблице 1.
Таблица 1
Темы уроков |
Способы организации работы по развитию речи |
Параметры развития речи |
|
Группа методов |
Методы и приёмы |
||
1. Тема урока: Сопоставление слогов и слов с буквами б, п |
Рецептивные методы |
Методы : рассказ учителя, беседа Приёмы : заучивание наизусть |
Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного). Говорение (диалогическая речь) |
2. Тема урока: Звуки [д], [д’], буквы Д, д |
Рецептивные методы Репродуктивные методы |
Методы : рассказ учителя, беседа Приёмы : работа с деформированным текстом |
Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, выделение определённой языковой единицы среди других, понимание услышанного). Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке) |
3. Тема урока: Гласные буквы Я, я. Буква Я — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии |
Рецептивные методы Репродуктивные методы |
Методы : наблюдение над языком, беседа Приёмы : составление словосочетаний |
Аудирование (восприятие соответствующего языкового материала на слух, понимание услышанного). Говорение (диалогическая речь; монологическая речь — составление рассказа по картинке) |
Данный комплекс был разработан в рамках эксперимента при написании ВКР. На контрольном этапе эксперимента у учащихся экспериментального класса, где применялся данный комплекс, уровень развития речи был значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.
Литература:
- Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М., 1997.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. — № 287.