В статье рассматривается такой важный аспект эффективной подготовки учеников старшей школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как обучение говорению. В частности, изучена структура устной части экзамена, выделены наиболее часто встречающиеся ошибки среди экзаменуемых, а также определены ключевые факторы эффективности процесса обучения говорению. Отдельное внимание в статье уделено рассмотрению наиболее эффективных инструментов обучения говорению, которыми пользуются современные педагоги. Определена максимальная эффективность таких методов, как доклады с устной презентацией перед классом для развития монологической речи, а также парные дискуссии между двумя учениками для развития диалогической речи.
Ключевые слова: педагогика, ЕГЭ по английскому языку, устная часть, ЕГЭ, английский язык, обучение говорению, говорение.
Введение
Важнейшая задача, которая стоит перед выпускниками общеобразовательных школ, — успешная сдача единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ). Один из наиболее популярных предметов данного экзамена, который выбирают современные российские старшеклассники — английский язык [8, c. 49]. В связи с этим представляется крайне важным и актуальным проведение современных качественных научных исследований, рассматривающих различные аспекты методологии успешной подготовки старшеклассников к ЕГЭ по английскому языку.
В различное время проблемой подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по английскому языку занимались такие отечественные специалисты, как Е. Н. Нечаева, Г. А. Дмитриева, Н. А. Гринченко, В. И. Омельяненко, О. Ф. Семенова, А. Г. Мельгунова, М. Ю. Денель, Е. С. Музланова и другие. Однако автором данного исследования в процессе глубинного анализа имеющейся на сегодняшний день в русскоязычном научном пространстве научно-теоретической базы, посвященной проблемам подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по английскому языку, был обнаружен существенный пробел в актуальных исследованиях, которые бы затрагивали отдельный, немаловажный, аспект данного процесса — обучение говорению в контексте ЕГЭ.
Основная часть
Говорение по праву считается важнейшим аспектом коммуникативной компетенцией старшеклассников, которые планируют сдавать экзамен по английскому языку. Именно в данном компоненте экзамена реализуется практический аспект развиваемого в процессе обучения и подготовки навыка, который, в свою очередь, демонстрирует объем лексического запаса и уровень осознанности применения правил изучаемого языка старшеклассником [1, c. 79].
Важность изучения современных методик обучения говорению обусловлена также и тем, что по мнению большинства старшеклассников, именно задания, направленные на оценивание разговорных компетенций школьника, являются наиболее затруднительными для успешного выполнения. Специалисты отмечают такие наиболее распространённые ошибки экзаменуемых в части говорения, как нарушения логической связи, неверное применение различных стилистических и лексических средств языка, неспособность аргументировать свою точку зрения на иностранном языке, а также низкий уровень владения навыком формулировки вопросов [3, c. 112].
Если говорить о структуре устной части ЕГЭ по английскому языку, то в нее входит четыре задания, за которые суммарно можно набрать 20 баллов.
При формировании программы подготовки старшеклассников к сдаче устной части ЕГЭ по английскому необходимо, в первую очередь, опираться на наиболее распространенные ошибки экзаменуемых, среди которых можно выделить фонетические и смысловые ошибки (в задании № 1), несоблюдение правил грамматики и стилистики, составление монолога вместо диалога, низкий уровень владения навыком составления вопросов (в задании № 2), неверное понимание и интерпретации содержимого предлагаемого фото, нарушение структуры и логики повествования, отсутствие персонализации высказывания (в задании № 3), уделение большего внимания одному фото вместо краткого описания обеих предлагаемых для рассмотрения картинок, низкий уровень владения навыком сравнения (в задании № 4) [2, c. 111]. Представляется очевидным и логичным, что основной частью обучения говорению будет проработка именно этих проблемных зон.
При выборе методического материала для обучения говорению в рамках подготовки старшеклассников к ЕГЭ по английскому языку следует принимать во внимание три ключевых фактора эффективности данного образовательного процесса.
Во-первых, предлагаемые ученикам упражнения должны быть в наибольшей своей части направлены на развитие речевого навыка. Помочь со следованием по выбранному направлению обучения может наличие четких инструкций. Это позволит ученикам в большей мере понимать суть заданий и не отклоняться от задания.
Во-вторых, важнейший фактор успешности сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку — объем лексического запаса ученика. Следует как можно активнее внедрять в процесс обучения говорения различные теоретические и практические элементы, направленные на изучение и закрепление новых английских слов, которые экзаменуемый в дальнейшем сможет использовать при ответе на задания. Существуют также определенные часто используемые в конкретных заданиях устойчивые выражения и слова, которые необходимо как можно чаще использовать на уроках английского для лучшего запоминания учениками.
В-третьих, необходимо помнить, что каждое упражнение, используемое в рамках обучения говорению в контексте подготовки к ЕГЭ по английскому языку, должно быть направлено на реализацию иноязычной коммуникации. Иными словами, при отборе упражнений, которые педагог хочет включить в свою методику обучения говорению, необходимо оценивать каждое из них на степень их коммуникативности. В большей степени это проявляется в формулировке самого задания [5, c. 153].
Если говорить о наиболее эффективных инструментах, с помощью которых современные педагоги английского языка обучают своих учеников говорению, то можно выделить такие методы, как организация дебатов/дискуссий по какому-либо вопросу, ролевые/деловые игры, подготовка учениками презентаций и докладов, парная и групповая работа, а также самоконтроль усвоенных знаний.
Следует понимать, что говорение предполагает работу по двум ключевым направлениям — навыки монологической и диалогической речи. Для развития первой наиболее эффективен такой метод, как подготовка учениками докладов с устной презентацией классу/группе. Для развития второго вида речи современные педагоги рекомендуют использовать парный формат работы, при котором ученики отрабатывают диалогическую речь друг с другом в живом формате по интересующей их теме [4, c. 15].
Выводы
Подготовка к ЕГЭ по английскому языку — длительный, сложный и системный процесс. Устная часть данного экзамена (говорение) является наиболее сложной для многих экзаменуемых, поэтому требует непрерывного совершенствования методологии и технологии обучения для эффективной сдачи экзамена.
Проанализировав современную литературу, посвященную данной проблеме, автор данной статьи пришел к следующим выводам.
Во-первых, для построения наиболее эффективного процесса обучения говорению педагогу необходимо во всех деталях четко понимать структуру экзамена, все нюансы каждого задания, а также иметь в своем педагогическом арсенале актуальные методические материалы для подготовки учеников. Во-вторых, при выборе упражнений для обучения говорения необходимо понимать, какие ошибки допускаются экзаменуемыми чаще всего.
В-третьих, при формировании обучающего комплекса для подготовки старшеклассников к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку следует принимать во внимание три ключевых фактора, от которых зависит эффективность данного процесса: направленность упражнений на развитие речевого навыка; формирование у ученика обширного лексического запаса; высокая степень коммуникативности задания.
Наконец, наиболее эффективными методами обучения говорению на сегодняшний день можно назвать подготовку докладов с устной презентацией перед классом (для развития монологической речи) и парные дискуссии между двумя учениками (для развития диалогической речи). Однако необходимо помнить, что для достижения наибольшего уровня эффективности подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку педагогу следует внедрять в комплекс упражнений разнообразные методы и инструменты, которые бы всесторонне охватывали все коммуникативные компетенции учеников.
Литература:
- Асанович, А. С. Методика подготовки учащихся к устной части единого государственного экзамена по английскому языку / А. С. Асанович, Д. В. Агапова // Молодая наука Арктики: Материалы научно-практической конференции обучающихся Института лингвистики МАГУ, Мурманск, 20–28 апреля 2022 года / Отв. редактор Е. Н. Квасюк. — Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. — С. 78–81.
- Булгаков, А. Л. Тактики и практики подготовки к ЕГЭ по английскому языку: учебно-методическое пособие / А. Л. Булгаков, А. С. Крикунов. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. — 120 с. — ISBN 978–5–4365–8862–9.
- Ивашкина, Е. В. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ по английскоу языку: стратегии и рекомендации для педагогов и школьников / Е. В. Ивашкина, Е. В. Шаталова // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ науки и ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 15 августа 2023 года. Том Часть 1. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 112–114.
- Макоивец, Е. А. Готовимся к ЕГЭ: технология выполнения задания 3 раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку / Е. А. Макоивец // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. — 2020. — № 12. — С. 15.
- Монгуш, Ш. Ю. Эффективные методы обучения говорению на уроках английского языка в рамках подготовки к ЕГЭ / Ш. Ю. Монгуш // Вестник науки. — 2022. — Т. 2, № 12(57). — С. 151–161.