Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11 по английскому языку в разделах «Письмо» и «Говорение» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осадчая, А. А. Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11 по английскому языку в разделах «Письмо» и «Говорение» / А. А. Осадчая, А. И. Лагутина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8694/ (дата обращения: 16.11.2024).

Сегодня итоговая аттестация за курс основной полной школы в форме и по материалам ЕГЭ является экзаменом по выбору и не предусматривает обязательную подготовку учащегося, выбравшего этот экзамен, в рамках образовательного процесса, а именно на уроке.

Но ни один уважающий себя учитель, заботящийся о своем авторитете и профессионализме, не позволит своему подопечному «пуститься в свободное плавание» без поддержки и своего совета. Современный рынок педагогической литературы изобилует различными пособиями, большая часть которых не просто не соответствует стандарту и требованиям, но и попросту является вредоносной. Пользуясь ими, учащийся рискует не выполнить коммуникативное задание, нарушить требования формата и логики высказывания, при том, что языковое оформление текста, — главная проблема большинства обучающихся. Мы «играем по правилам», определёнными Рособрнадзором и главными тесто разработчиками ЕГЭ. Как говорят англичане, «You will always feel free and happy, if you agree to play in the framework of law».

Основной целью ЕГЭ по иностранным языкам является установление уровня освоения выпускниками требований Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Мы хотим поделиться с Вами некоторыми наработками, которые добыты эмпирическим путем. Проработав достаточное количество времени в качестве, как экспертов ЕГЭ, так и учителей, занимающихся непосредственно подготовкой выпускников к итоговой аттестации, мы сами многому научились и смогли этому научить своих учеников. В данной статье нам хотелось бы остановиться на двух разделах экзамена: «Письмо» и «Говорение», так как именно они вызывают достаточное количество затруднений при подготовке, а в последствие и сдачи.

При обучении учащихся написанию эссе нужно реализовать две задачи: качество и оптимизация. Если опытный педагог способен выполнять это задание за 18 минут. Значит, его подопечные должны тратить не более 54 минут, оставляя 6 минут на проверку задания.

1.         Правило первое. Перед Вами экспозиция задания 40. Научите учащегося формулировать проблему, то есть правильно оформлять первый абзац эссе. Например, There are big differences between the life in the city and in the village.

Первая часть проблемы уже поставлена. Отсутствие или наличие различий обсуждению не подлежит, они уже указаны. Что же можно подвергнуть дискуссии? Обратите внимание на слово big. Можно очень легко представить мнение оппонентов, считающих, что различия не такие уж кардинальные/принципиальные.

Значит, мы можем легко сформулировать вступление таким образом:

There are big differences between the life in the city and in the village. Other people think that they are not so vivid and acute. Who is right?

2.         Правило второе. Учащийся вправе выбрать любую позицию, — главное уметь её доказать. Поэтому иногда решить эту задачу надо чисто технически: я выбираю позицию, доказать которую мне легче, потому что именно здесь мой операционный вокабуляр шире и глубже. Научите учащегося главному: тема эссе — это задание на экзамене, а не лично касающаяся его жизненная проблема. Надо, прежде всего, проявить свои языковые умения для выполнения всех параметров задания, чтобы получить наивысшую возможную оценку. Помогите учащимся найти разно векторные аргументы, подтверждающие их точку зрения: например, укажите различия в социальной, культурной и материальной сферах жизни.

3. Правило третье. Не нумеруйте аргументы! Это настоящий языковой рудимент, который легко можно заменить лексическими изысками типа personally, I think/ moreover/ what’s more/ furthermore/ additionally/finally и т. д. они являются аутентичными логическими связками в тексте.

4.         Правило четвертое. После написания второго абзаца логично сразу на черновике оформить последний пятый абзац. В заключении необходимо еще раз подтвердить свою точку зрения. Если писать её по порядку, в самом конце, то неопытному автору легко «сойти с дистанции» и логически неверно завершить работу. А это будет являться серьезным недочетом по критериям «Содержание» и «Оформление текста».

To crown it all, I must claim that the differences between urban and frontier life aren’t that serious… / To crown it all, I must claim that the differences between urban and frontier life are that serious…

5.         Правило пятое. Учите учащихся считать слова по ходу написания эссе. Это способствует самоорганизации и оптимизации времени написания эссе. Эссе состоит из 5 частей. Из расчёта 200–250 слов можно логически поделить их так:

1 часть — 3 предложения

2 часть — 7 предложений

3 часть — 6 предложений

4 часть — 1 предложение

5 часть — 3 предложения.

Если учесть, что в распространённом предложении от 10 до 12 слов, то и вся работа в 20 предложений, при ее жесткой регламентации будет соответственно составлять от 200 до 240 слов. Это правило позволяет снизить стресс от страха написать больше или меньше необходимой нормы.

6. Правило шестое. Написание каждой части эссе должно быть подвергнуто жесткому временному регламенту.

1часть — 5 минут

2 часть — 10 минут

3 часть — 8 минут

4 часть — 2 минуты

5 часть — 5 минут.

Можно потратить и чуть больше времени. Но при подготовке, придерживаясь данного правила, можно с помощью этого тренинга снизить до максимума риск превышения временного лимита.

Так, придерживаясь данных правил, нам удалось добиться хороших результатов в обучении написанию эссе не только учащихся, выбравших ЕГЭ по английскому языку, но и многих других учеников, пожелавших изучить язык для достижения главной цели: развития навыков языковой компетенции и использованию иностранного языка как инструмента общения и межкультурной коммуникации. Ведь написание эссе — это не только способ ответить на тот или иной вопрос, но и умение выразить свои мысли.

Главное изменение в ГИА -11 по иностранному языку 2015 — это введение устной части.

Главные тесторазработчики аргументируют данное нововведение тем, что исключение такого раздела как «Говорение» из ЕГЭ по иностранным языкам являлось грубым нарушением требований Федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. В этом нормативном документе говорению как виду речевой деятельности отводится важное место на базовом и профильном уровне обучения [1].

Несомненно, устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная часть экзамена включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом:

1)        задание 1 базового уровня сложности — чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;

2)        задание 2 базового уровня сложности — условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

3)        задание 3 базового уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

4)        задание 4 высокого уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Предлагаемая модель устной части ЕГЭ позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно.

Подготовка к устной части ЕГЭ предполагает планомерную работу по формированию устно-речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения иностранному языку в школе.

Сдав ее успешно, учащийся заявляет о высоком статусе свой языковой валидности и компетентности. Уроки, которые можно здесь извлечь, опять-таки, касаются базовых знаний.

Если учитель в начальной школе не поставил себе архиважную задачу научить детей читать и не мотивировал их этому научиться (а ведь известно, что невозможно научить того, кто не хочет), то чуда не случится. В 11 классе учащийся будет делать более 5 фонетических ошибок в первом задании раздела «Говорение» (чтение фрагмента текста) и не пройдет допустимый порог погрешности. И это все при гуманной, на сегодняшний день, холистической системе оценивания! Сегодня речь идет о ее ужесточении, так как, по мнению тесто разработчиков, а именно М. В. Вербицкой, скоро должны вступить в силу требования сегментного или синтагмического чтения текста. Учить этому надо в самом начале, когда еще язычок у ребенка мягкий, податливый, а в голове много места. Только тогда возможна выработка динамического стереотипа.

Одним из важных моментов устного экзамена является описание фотографии на английском языке. Но дело в том, что на ЕГЭ нужно описать фотографию особым образом, и к тому же сделать это за отведенное время, ничего не упустив, чтобы не потерять баллы.

Необходимо учить их внимательно изучать экспозицию задания, неукоснительно выполнять требования (они указаны в алгоритме оценивания).

В устной части ЕГЭ 2015г. требуется сравнить две фотографии — задание 4.

Task 4.Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

-        give a brief description (action, location)

-        say what the pictures have in common

-        say in what way the pictures are different

-        say which kind of life you’d prefer

-        explain why

You will speak for not more than 2 minutes. You have to talk continuously.

Согласно требованиям ЕГЭ на сравнение фотографий дается 2 минуты. Что же касается FCE, на такое сравнение надо потратить всего 1 минуту [2].

Kак сравнить две фотографии по требованиям FCE

1) Описываем первую фотографию / Describing the first picture — 10 seconds

Let me see. In the first picture I can see a group of people sitting under a big tree. It looks like summer and everyone looks relaxed.

2) Описываем вторую фотографию / Describing the second picture — 10 seconds

In the second picture there are a lot of people sunbathing on the beach. In the background we can see lots of apartments. The beach is really crowded.

3) Сравниваем две фотографии: что общего / Comparing the pictures — 10 seconds

Obviously, the pictures were taken in the summer time and maybe the common theme is about what people like doing on holidays.

4) Сравниваем две фотографии: чем отличаются / Contrasting the pictures — 10 seconds

The scene in the first picture looks very peaceful. On the other hand, the beach scene looks very noisy and chaotic.

5) Делаем предположения / Speculating — 10 seconds

Maybe, the people in the second picture are on a package holiday and normally they live in cities where as the people sitting under the tree live in the country. They could be farmers or something.

Предложения из данного пункта (FCE) вы можете использовать в пунктах 1–4, добавив по одному предложению в каждый.

6) В заключение, выражаем личное мнение / Personal Feelings — 10 seconds

Personally, I’d rather be in the first photo. It looks like a perfect way to spend the summer afternoon. The scene at the beach … Well, it’s my idea of a nightmare. I mean I like going to the beach but I don’t really like crowds.

Данное сравнение идеально соответствует опциям задания 4 (устной части ЕГЭ) за исключением одного момента — времени. Так как, повторимся, по требованиям ЕГЭ сравнение фотографий должно занимать 2 минуты. Значит, его нужно немного расширить. Мы рекомендуем расширить собственно описание фотографий — пункт 1 и пункт 2.

Вот на какие типичные ошибки при сравнении фотографий обращают наше внимание эксперты:

1.                  Дается не сравнение, а последовательное описание фотографий.

2.                  Не выделяются общие и отличительные черты фотографий.

3.                  Не выражено личное отношение.

4.                  Нет вступительной и заключительной фразы.

5.                  Не использованы разговорные клише.

6.                  Не использованы средства логической связи.

Теперь обратимся к опциям, которые надо раскрыть:

Первое, и самое важное, это решение коммуникативной задачи (или содержание): нужно по каждому аспекту сказать по 2–3 фразы. Итого получится примерно 12–15 фраз. — Меньше недостаточно! Больше можно, но главное уложиться в 2 минуты, потому что потом Вас просто не будет слышно.

Обратите внимание, что в связи с тем, что Вам могут поставить ноль баллов, если вдруг экзаменатор посчитает, что вы описывали две картинки поочередно, а не сравнивали их, то советуем сразу же во вступлении сказать о теме, которая связывает эти две картинки, а потом уже переходить к их краткому описанию.

Нельзя забывать об обязательности вступления и заключения в своем высказывании. Они должны носить обобщающий характер, а не быть созданными по принципу балластовых фраз «Мне пора, мама просит помыть посуду».

При описании фотографий нужно обязательно показать, что вы владеете продвинутыми грамматическими конструкциями. Поэтому используйте:

1)      Предложения в пассивном залоге

2)      Модальные глаголы в значении предположения

3)      Причастия (действительные и страдательные)

Подготовка к ЕГЭ в процессе обучения не является самоцелью, это один из аспектов формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования. — М.: Астрель, 2004.

2.                  Соловова Е. Н., Родоманченко А. С. Формы контроля монологических умений в международных экзаменах по английскому языку//Иностр. языки в школе. — 2013. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): FCE, минута, устная часть ЕГЭ, часть, иностранный язык, написание эссе, правило, Предложение, сравнение фотографий, учащийся.

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Логический и символьный типы данных» для студентов бакалавриата

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Возможности смешанного обучения при подготовке учащихся старшей школы к сдаче ЭГЕ по иностранным языкам

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль. Процедуры ввода-вывода» для студентов бакалавриата

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Логический и символьный типы данных» для студентов бакалавриата

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Возможности смешанного обучения при подготовке учащихся старшей школы к сдаче ЭГЕ по иностранным языкам

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль. Процедуры ввода-вывода» для студентов бакалавриата