Изменение границ Российской Федерации со времен СССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 16.05.2019

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Зотова, О. В. Изменение границ Российской Федерации со времен СССР / О. В. Зотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59061/ (дата обращения: 19.10.2024).



Ключевые слова: субъекты Российской Федерации, граница, Совет Федерации.

Законодательная база СССР, принятая в 1936 году, признавала землю, недра, леса и водные ресурсы народным достоянием. Земли колхоза закреплялись за колхозниками и находились в бессрочном и бесплатном пользовании. Проводимая в СССР политика основывалась на безоговорочном признании земли национальным достоянием, декларировала необходимость предотвращения хищений и варварского отношения к землям колхозов и совхозов. С помощью землеустройства осуществлялось упорядочение земель, проводились мероприятия по грамотной внутрихозяйственной организации территорий, что укрепляло земельный правопорядок.

В 1970–1980-х годах международные экономические и политические, а также внутригосударственные проблемы обусловили ослабление политической власти в стране, что позднее привело к распаду Советского Союза. В этот период стали складываться новые земельные отношения. Многие люди, в том числе и ученые из разных областей, назовут это время периодом хаоса и бессистемного управления.

В январе 1991 года начались денационализация земли и земельная реформа. Об этом свидетельствуют Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

Принятие в 1991 году Земельного кодекса привело к возникновению многоукладных форм собственности, переходу земли в частную собственность, перераспределению земель и созданию новых сельскохозяйственных отраслей.

Вышеуказанные мероприятия выполнялись землеустроительными службами, но не имели четкой программы, грамотно изложенной документации, а также экономического обоснования.

Аграрная программа 1994–1995 годов не урегулировала отношения, связанные с землей как важным объектом экономики страны. Возникла масса проблем, касающихся границ административно-территориальных образований, переоформления прав на землю, выделения земельных участков в натуре. Также не были учтены факторы снижения плодородия почв, что повлекло за собой ряд необратимых последствий и в результате привело к постепенной деградации земель.

Последствиями нового реформирования без разработки предварительного плана и принятия грамотной землеустроительной документации стали несовершенная система землепользования, а также спад производства.

Утрата системы учета земель, слабый контроль за их использованием, отсутствие у населения возможности для реализации своего права на землю, уничтожение плодородного слоя земель — таковы наиболее значительные отрицательные последствия проведенной реформы. С 2010 года ведется разработка проектов перераспределения земель сельских и городских поселений, законодательных актов по устранению недостатков землевладения и землепользования. Контроль за выполнением требований земельного законодательства осуществляет Росреестр. Данный государственный орган ежегодно собирает и составляет документацию об использовании и распределении земельных угодий, при этом указывает площади невостребованных участков, то есть таких, которые используются без определенных сопутствующих документов. Как показывает практика, не зафиксирован ни один случай применения каких-либо штрафных санкций в отношении «самозахватчиков». В результате налоговые платежи в городские и сельские поселения не поступают. О размерах сумм, которых недосчитывается бюджет, можно только догадываться. На Росреестр, как было сказано ранее, возложены функции государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, на деле же структуры исполнения государственного контроля нет. Контроль происходит в том случае, если предоставляются документы на регистрацию права на земельный участок, в большинстве случаев его нет, значит, этот вопрос к Росреестру не имеет никого отношения. Следовательно, государственный контроль за соблюдением земельного законодательства не осуществляется.

Неграмотное, варварское использование земель ведет к их деградации, снижению плодородия, очевидно, что обнаружение проблем на ранних стадиях позволит с наименьшими затратами устранить и исправить ошибки. Исходя из этого, проверки соблюдения требований земельного законодательства должны проводиться практически ежегодно, как это и осуществлял землеустроительный орган, существовавший во времена СССР.

Немаловажный аспект данного вопроса — подготовка грамотных специалистов. Люди, чья профессиональная деятельность связана с земельными отношениями, должны обладать глубокими знаниями в области наук о земле, уметь применять геодезические, картографические сведения, иметь познания в землеустроительной науке, а также в области юриспруденции.

На сегодняшний день разобщенность государственных органов, низкий уровень подготовки специалистов делают государственный земельный контроль малопродуктивным и почти безрезультативным.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // Российская газета. — 2001. — № 247.
  3. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 21.03.2014 // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. — Последнее обновление 01.09.2014.
  4. Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 551 с.
  5. Бабурин, С. Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. — М.: ИНФРА-М, 2010.
  6. Компьютерная справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: www.consultant.ru.
  7. Кужиков, Д. А. Правовые способы изменения государственно-территориального устройства Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 8. — С. 58–64.
  8. Лебедев, А. Н. Конституционно-правовой статус территории субъекта Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. 4. — М., 2003.
  9. Лопатин, В. В., Лопатина, Л. Е. Русский толковый словарь. — М., 1997.
  10. Михалева, Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). — М.: ЮРКОМПАНИ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): земельное законодательство, государственный контроль, земельная реформа, земля.


Похожие статьи

Правовые проблемы государственной регистрации сведений о границах между субъектами Российской Федерации

Сформулированы проблемы и пути решения установки границ между субъектами Российской Федерации.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные аспекты осуществления государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

История формирования правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

Правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления

Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации

В статье автор раскрывает специфику законодательной регламентации порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации.

История становления федеративного устройства в России

В статье рассматриваются предпосылки, история создания и становления Российской Федерации.

Похожие статьи

Правовые проблемы государственной регистрации сведений о границах между субъектами Российской Федерации

Сформулированы проблемы и пути решения установки границ между субъектами Российской Федерации.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные аспекты осуществления государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

История формирования правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

Правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления

Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации

В статье автор раскрывает специфику законодательной регламентации порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации.

История становления федеративного устройства в России

В статье рассматриваются предпосылки, история создания и становления Российской Федерации.

Задать вопрос