Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации на примере Тюменской области
Автор: Орлов Александр Владимирович
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, июнь 2020)
Дата публикации: 26.05.2020
Статья просмотрена: 381 раз
Библиографическое описание:
Орлов, А. В. Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации на примере Тюменской области / А. В. Орлов. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 7-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/372/15847/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье автор осуществляет анализ особенностей правотворчества субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: Российская Федерация, юриспруденция, право, правотворчество, субъекты РФ.
Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входит 85 субъектов. Подобный уникальный состав обосновывает специфику правотворческой системы. Так, правотворчество в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Для каждого из трех уровней характерно наличие особых органов, занимающихся деятельность по созданию юридических норм.
Правотворчество должно осуществляться строго в установленных федеральным законом рамках. Это значит, что на каждом уровне принимаются юридические нормы исключительно по вопросам, предусмотренным для каждого из этих уровней. Подобное правило существует для того, чтобы избежать неразберихи и дублирования правовых норм, а также для того, чтобы поддержать иерархию власти. Так, органы федеральной власти принимают нормы, регулирующие наиболее важные сферы общественной жизни, которые обязательны для соблюдения на территории всей страны, тогда как региональные и муниципальные нормативные акты подлежат исполнению исключительно на территории определенных субъектов Федерации или муниципальных образований.
Ст. 76 Конституции Российской Федерации предусматривает для ее субъектов право осуществления собственного правового регулирования вне пределов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Сюда как раз и входит деятельность принятие законов и иных нормативных актов.
Правовое регулирование субъекты РФ могут осуществлять в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.
Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации обладает рядом особенных признаков, которые проявились в последние два десятилетия и были обусловлены принятием новой Конституции.
В частности, современное правотворчество характеризуется расширенными полномочиями субъектов. Так, региональные власти впервые за десятки лет получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов. Так, в частности в Тюменской области это Закон Тюменской области от 05 июля 2007 г. № 10 «О муниципальной службе в Тюменской области», Постановление Правительства Тюменской области от 1 июня 2009 г. № 144-п «Об утверждении Типового положения о порядке проведения квалификационного экзамена муниципальных служащих».
Также получила активное распространение практика подписания соглашений и договоров между различными субъектами Федерации, регулирующих, как правило, социально-экономические и культурные вопросы. Сюда относятся Соглашение со Свердловской областью № 97 о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах от 16 ноября 2019 года, Соглашение с Республикой Татарстан № 40 о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 18 июня 2019 года.
Помимо этого субъекты Федерации получили право подписания подобных соглашений с иностранными государствами, а также с территориальными субъектами иностранных государств. В пример можно привести такие документы, как Совместное заявление о намерениях укрепления партнерского сотрудничества между Тюменской областью (Российская Федерация) и Землей Нижняя Саксония (ФРГ) от 5 октября 2006 года, Соглашение между Правительством Тюменской области (Российская Федерация) и Аппаратом Полномочного представителя Правительства Киргизской Республики в Джалал-Абадской области (Киргизская Республика) о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве 10 октября 2019 года.
Современное правотворчество субъектов РФ отличается довольно значительной самобытностью, которая отражает специфику и статус того или иного региона. К примеру, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи.
Перед субъектами РФ стоят цели — учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства.
Так, одной из особенностей Тюменского региона являются его природные богатства. Не секрет, что на Север области является одним из крупнейших в России поставщиков черного золота. Также Тюменская область обладает уникальным национальным составом. На ее территории постоянно проживают малочисленные коренные народы Севера — ханты, манси, ненцы, селькупы. Также на Тюменской земле проживает многочисленная татарская диаспора.
Эти факторы во многом сказались на характере регионального Тюменского правотворчества.
На территории Ямало-Ненецкого Автономного округа действуют особые нормативно — правовые акты — соглашения о партнерстве и сотрудничестве с крупными нефтегазодобывающими концернами. Данные НПА заключаются между муниципальными органами власти и предприятиями, деятельность которых осуществляется на территории ЯНАО. Это также делается для осуществления помощи малочисленным коренным народностям региона.
Осуществление регионального правотворчества происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В случаях, если будет установлено, что отдельные нормативные акты регионов противоречат положениям вышеперечисленным общефедеральным актам, они признаются недействительными и не подлежат исполнению.
В окончании нашей статьи хотим отметить, что современное региональное правотворчество является достаточно разнообразной деятельностью субъектов Федерации, которая обладает рядом специфических признаков. В своем исследовании мы попытались их сформулировать, а также раскрыть каждый из них на примере Тюменской области.
Литература:
1. Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999.
2. Сергевнин С. Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб.: Изд-во Юридического института, 1999.
3. Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. — 2007. — № 1.
4. Лапаева В. В. Законодательство об общественных объединениях: правовая концепция разграничения полномочий Федерации и субъектов // Законодательство и экономика. — 2002. — № 10.
5. Нуртдинова А. Ф. Привлечение работников к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни // Хозяйство и право. — 2005. — № 5.
6. Черепанов В. А. Федеративная реформа в России. — М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2007.
7. Умнова И. А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. — 1999. — № 11.
8. Тихомирова Л. А. Правовые формы регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Российская юстиция. — 2010. — № 12.
9. Шумилов В. М. Правоведение: Учебник. М.: Проспект, 2009.
10. Царик А. А. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в сфере массовой информации // Общество и право. — 2009. — N 4.
Похожие статьи
Судебное нормотворчество в Российской Федерации
В статье автор проводит обзорный анализ правовых позиций по вопросу судебного нормотворчества в Российской Федерации.
Историческое развитие предпринимательского права в России
В статье автор рассматривает периоды развития предпринимательского права в России, пытаясь оценить влияние государственных реформ на предпринимательское право.
Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки
В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.
Перспективы становления спортивного права как отрасли
Настоящее исследование представляет собой анализ теоретических аспектов спортивного права как отрасли, его роли и месту в современном законодательстве. Автор рассматривает различные подходы к выделению спортивного права в отдельную отрасль, влияние т...
Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации
В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период. На основе проведенного анализа сделаны в...
Проблемы и перспективы института государственного обвинения в РФ
В данной статье речь идет об основных проблемах института государственного обвинения в Российской Федерации, а также о возможных направлениях решения данных проблем. Автор анализирует основные проблемы государственного обвинения, которые напрямую вли...
Обобщенная характеристика российского права в переходном периоде
В данной статье автор пытается охарактеризовать российское право в переходном периоде, выделить актуальные компоненты публичного права в современной России. Рассматривает особенности административного, конституционного и судебного процесса.
Становление системы правового регулирования деятельности СМИ в истории России
В статье исследуется историческая основа системы правового регулирования деятельности российских средств массовой информации, прослеживается процесс формирования концепции и ее истоки с целью ретроспективного анализа.
Теоретические и правовые основы института государственной власти в сфере здравоохранения
В статье автор изучает и анализирует нормативно-правовые акты деятельности Министерства здравоохранения.
Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе
В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.
Похожие статьи
Судебное нормотворчество в Российской Федерации
В статье автор проводит обзорный анализ правовых позиций по вопросу судебного нормотворчества в Российской Федерации.
Историческое развитие предпринимательского права в России
В статье автор рассматривает периоды развития предпринимательского права в России, пытаясь оценить влияние государственных реформ на предпринимательское право.
Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки
В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.
Перспективы становления спортивного права как отрасли
Настоящее исследование представляет собой анализ теоретических аспектов спортивного права как отрасли, его роли и месту в современном законодательстве. Автор рассматривает различные подходы к выделению спортивного права в отдельную отрасль, влияние т...
Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации
В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период. На основе проведенного анализа сделаны в...
Проблемы и перспективы института государственного обвинения в РФ
В данной статье речь идет об основных проблемах института государственного обвинения в Российской Федерации, а также о возможных направлениях решения данных проблем. Автор анализирует основные проблемы государственного обвинения, которые напрямую вли...
Обобщенная характеристика российского права в переходном периоде
В данной статье автор пытается охарактеризовать российское право в переходном периоде, выделить актуальные компоненты публичного права в современной России. Рассматривает особенности административного, конституционного и судебного процесса.
Становление системы правового регулирования деятельности СМИ в истории России
В статье исследуется историческая основа системы правового регулирования деятельности российских средств массовой информации, прослеживается процесс формирования концепции и ее истоки с целью ретроспективного анализа.
Теоретические и правовые основы института государственной власти в сфере здравоохранения
В статье автор изучает и анализирует нормативно-правовые акты деятельности Министерства здравоохранения.
Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе
В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.