Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 05.05.2019

Статья просмотрена: 2307 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Л. Ю. Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями / Л. Ю. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58717/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: дети с ментальными нарушениями, глинотерапия, навыки социального поведения, социализация.

Современные социокультурные и экономические условия в нашей стране обуславливают необходимость социализации и интеграции детей с ментальными нарушениями в общество, овладения ими навыков социального поведения, конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в окружающей социальной среде.

Анализируя статистические данные о воспитанниках нашего учреждения, можно сказать, выявлена тенденция к усложнению основного диагноза детей, и, кроме того, у подавляющего большинства имеются сочетанные нарушения. Проблемы наших воспитанников характеризуются выраженным недоразвитием всех психических функций; отклонениями в физическом развитии, проблемами в физическом развитии, что выражается в следующем:

– слабое развитие общей и мелкой моторики;

– нарушения зрительно-моторной координации;

– нарушения двигательной расторможенности;

– нарушения пространственного воображения;

– нарушения конструктивной деятельности.

Часто проблемы детей усугубляются симптоматикой неврологической и соматической.

Теоретический анализ показал, что в специальной педагогике исследованы лишь отдельные аспекты развития навыков социального поведения у детей с умственной отсталостью (Е. Е. Дмитриева, Э. А. Евлахова, Ж. И. Назамбаева и др.). [1]

Актуальной заявленная проблема является в отношении подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Это связано с тем, что у таких реабилитантов обнаруживаются большие трудности в установлении отношений между самими сверстниками, ближайшим окружением, в семье и социальной среде. Ограниченные возможности речевой коммуникации, часто характерные для детей данного контингента, сопровождаются снижением когнитивного, аффективного и волевого развития.

Восприятие этических понятий у них недостаточно четкое и полное, является конкретным и упрощенным, имеет направленность в первую очередь, преимущественно на себя, нравственные суждения нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны.

Круг таких проблем оставляет свой след на поведении ребенка-инвалида, его отношениях с окружающими и в других сферах жизни, создавая определенные «барьеры» на пути к адаптации и интеграции в общество.

Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей с ментальными нарушениями, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов, доступная для восприятия детей. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, включать также и социально-бытовую ориентацию, социально-педагогическую и социально-психологическую реабилитацию, с учетом использования разных технологий.

Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в детских учреждениях изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

По мнению В. М. Бехтерева, движение руки тесно связаны с речью и способствует ее развитию. Психолог Д.Сели придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Ученые– практики Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина считают, что глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском учреждении прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

В настоящее время проблемой является сохранение культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Изделие из глины органично вошло в современный быт, и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности.

Для многих детей с особенностями развития, особенно у тех, у кого нарушена речь, общая и мелкая моторика, поведенческие нарушения — декоративно-прикладное творчество является одним из основных видов коррекционной работы.

Формирование социального поведения рассматривается нами как закономерный процесс коммуникации, в процессе трудовой деятельности, при которой происходит взаимное влияние воспитанников друг на друга при основополагающем влиянии педагога на группы детей и на каждого ребёнка в отдельности.

Для организации работы по созданию условий формирования социального поведения в реабилитации детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, в условиях ЦССВ, в своей работе мы используем глинотерапию.

Воспитанники, на примере ГКУ ЦССВ «Юнона», свободно могут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагогов. Занятия в студии керамики позволят каждому ребенку с особенностями развития, освоив основы лепки, проявить свои творческие способности в изготовлении игрушек, сувениров; в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера и умения занять свое свободное время.

Важным результатом участия воспитанников в данных занятиях является получение знаний и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Мы надеемся, что проделанная работа поможет детям в их дальнейшей самостоятельной жизни.

Уникальность студии «Керамики» заключается в том, что не в каждом учреждении существует гончарная мастерская с печью для обжига керамических изделий и созданы условия для индивидуальных и групповых занятий глинотерапией, а также условий для занятий детей с ментальными нарушениями совместно с их родителями.

Содержание и направления работы по формированию социального поведения у детей с ментальными нарушениями с использованием глинотерапии, заключаются в следующем:

– Знакомство с устным народным творчеством (на примере русской народной сказки «Репка»);

– Знакомство с приёмами визуализации сказки (иллюстрации, просмотр мультфильмов и т. д.);

– Знакомство с рабочими материалами и их свойствами;

– Знакомство с рабочими инструментами; приёмами их использования;

– Знакомство с техникой безопасности при работе и хранении инструментов и материалов;

– Учить подготовке рабочего места и материалов;

– Находить главных героев в произведении; учить придавать материалу узнаваемые образы;

– Знакомство с народными промыслами и их характерными особенностями (величина, используемые цветовые оттенки, практическое назначение);

– Развивать творческое воображение, фантазию воспитанников через создание образов и подбор материалов, инструментов, красок для воплощения их в жизнь;

– Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

– Повышать интерес детей к окружающему миру;

– Способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей по средствам глинотерапии;

– Способствовать осознанию у воспитанников личностных переживаний, формировать желание быть успешными, тем самым повышать личностную самооценку и учить критично относится к результатам своего труда;

– Коррекция коммуникативных особенностей детей; обучение их общению в процессе работы в мини и макси группах;

– Способствовать взаимосвязи специалистов Центра, родителей детей, самих воспитанников в процессе выполнения заданий.

В процессе проведения занятий в студии у детей формируется художественный вкус. Умение пользоваться инструментами и приспособлениями используемых в глинотерапии. Как результат — повышение интереса к занятиям ручным трудом и такими видами прикладного искусства как роспись в различных техниках, раскрашивание готовых форм и придумывание своих вариантов росписи. Так как у детей с ментальными нарушениями чаще всего обнаруживается слабость мышц рук, то постоянные занятия с глиной способствует укреплению мышц и как правило коррекции мелкой моторики рук. Так как занятия происходят в группах, то занятия сначала в мини группах, и выполнение похожих заданий в макси группах, приводят к общению воспитанников между собой установление взаимопонимания на доступном уровне, а со временем вносится элемент соревновательности, что приводит к формированию критичного отношения к результатам своего труда.

Коммуникативные особенности детей с ментальными нарушениями не позволяют им вступать в социальные отношения с большим количеством окружающих; постепенное увеличении количества детей в группе позволяет формировать этот навык.

Через формирование подготовленных детей в макси группы мы проводим их доступную социализацию в общении со своими сверстниками и специалистами.

Считаем, что творческий процесс усвоения новых техник (лепка из глины) расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Терапия посредством глины позволяет снять мышечные зажимы, снизить тревожность, выплеснуть эмоции, побороть страх. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в дальнейшей жизни.

За время работы студии дети получили жизненно необходимые навыки общения в мини и макси группах, с обслуживающим персоналом, узкими специалистами. Была проведена коррекционная работа коммуникативных навыков детей и стиля общения с родителями, как с приёмными, так и с кровными.

Необходимо отметить также, что состояние развития мелкой моторики рук увеличилось на 20 %, свобода орудийных действий, выбор нужного инструмента повысилась на 25 %. По результатам проекта был проведён мониторинг развития предметно практической деятельности детей. В зависимости от сложности диагноза воспитанника уровень достигнутых результатов был различным, но никто из детей не остался на базовом уровне.

Метод соревнования и сравнения полученных изделий помог формированию элементов критичного отношения к результатам своей деятельности. Желание ребёнка продолжить работу, получить одобрение педагога, увидеть конечный результат, способствовало формированию правильного поведения детей на занятиях и в группах содержания. Особенно хочется отметить улучшение эмоционального состояния детей и их родителей во время проведения совместных занятий. Данные занятия помогли родителям детей с инвалидностью по-новому взглянуть на проблемы развития ребёнка и искать пути их решения. Таким образом, работу студии можно признать удавшейся, что даёт импульс к новым и интересным занятиям глинотерапией.

Литература:

  1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — Мозаика-Синтез, 2013.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — Мозаика-Синтез, 2013.
  4. 35.Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе — интернате, детском доме. — М., АРКТИ, 2011.
  5. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-534–01037–4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/774576FD-B8CB-49E9- B639-A5249687C614.
  6. Сайт ГКУ ЦССВ «Юнона» http://gku-cssv-unona.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное поведение, ребенок, занятие, нарушение, мелкая моторика, коррекционная работа, критичное отношение, пространственное воображение, умственная отсталость, физическое развитие.


Ключевые слова

социализация, дети с ментальными нарушениями, глинотерапия, навыки социального поведения

Похожие статьи

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с

ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и...

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Особенно остро проблемы нарушений поведения стоят в отношении детей с нарушениями

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении.

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

развитие пространственной ориентировке; – развитие мелкой моторики пальцев рук

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у...

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача...

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно...

Умственная отсталость — это состояние заторможения или неполного умственного

У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость

ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость, категория детей...

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость

Вследствие этого, определили основное направление работыразвитие мелкой моторики рук детей...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей...

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Кроме этого большая работа по развитию мелкой моторики проводилась в процессе обязательных

Развитие познавательной сферы являлось важнейшим направлением в работе по

Постепенно у ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные...

Похожие статьи

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с

ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и...

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Особенно остро проблемы нарушений поведения стоят в отношении детей с нарушениями

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении.

Применение развивающих пособий в коррекционной работе...

развитие пространственной ориентировке; – развитие мелкой моторики пальцев рук

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционная работа с использованием развивающих пособий на занятиях учителя-дефектолога позволяет сформировать у...

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача...

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно...

Умственная отсталость — это состояние заторможения или неполного умственного

У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость

ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость, категория детей...

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость

Вследствие этого, определили основное направление работыразвитие мелкой моторики рук детей...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей...

Основные направления работы по психомоторному развитию...

Кроме этого большая работа по развитию мелкой моторики проводилась в процессе обязательных

Развитие познавательной сферы являлось важнейшим направлением в работе по

Постепенно у ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные...

Задать вопрос