Основные направления работы по психомоторному развитию детей в Домах ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Величко Е. В., Постнова В. В., Чернова Т. В. Основные направления работы по психомоторному развитию детей в Домах ребенка // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 253-258. — URL https://moluch.ru/archive/13/1145/ (дата обращения: 23.10.2018).

            Психомоторика – это сложное образование,  объединяющее взаимосвязанные друг с другом  двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты. (Е.А.Аркин, А.В.Запорожец, М.М.Кольцова, А.Н.Леонтьев, Н.М. Щелованов и др.).  В настоящее время хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности  детей дошкольного возраста. Однако, проблема психомоторного развития детей, воспитывающихся в стационарных учреждениях и имеющих интеллектуальную недостаточность, отражена в современной литературе  неполно, что связано с относительно непродолжительным периодом ее изучения.

            Основной контингент Домов ребенка – это дети, имеющие последствия перинатальной энцефалопатии, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях. Помимо последствий органического поражения мозга у многих отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы и пр.

У оторванного от родителей и помещенного в условия стационарного учреждения ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние. У него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

            У большинства детей в домах ребенка обнаруживается дисфункция двигательной сферы. Это выражается в плохой координации движений, низком уровне сформированности пространственных представлений, ослабленности речевого сопровождения деятельности. Вместе с тем, эти дети способны принимать помощь,  усваивать принцип действия, переносить его на аналогичные задания, что дает основание оптимистически относиться к проведению коррекционной работы с ними.  

Основным из социальных факторов успешного развития детей с психомоторными нарушениями является  организованная в специализированных детских стационарных учреждениях коррекционно-воспитательная работа, поскольку лишь в специально созданных условиях они могут достигать оптимального для их уровня развития.

В специализированном Доме ребенка  №1 г. Астрахани в 2008-2009гг.   проводился   эксперимент, целью которого было  доказательство  преемственности  применения изобразительной деятельности в качестве средства активизации психомоторики детей с интеллектуальной недостаточностью. В результате эксперимента была разработана, обладающая высокой эффективностью, система занятий, обеспечивающая психомоторное развитие детей, прибывающих  в стационарных учреждениях.

Основным элементом этой системы  стало определение  основных  направлений работы по психомоторному  развитию  воспитанников  Дома ребенка в возрасте 2-4 лет.

В системе работы условно были выделены четыре направления: 1) развитие двигательной сферы, 2) развитие познавательной сферы, 3) развитие эмоционально-волевой сферы, 4) развитие навыков взаимодействия со взрослыми, 5) укрепление здоровья детей в Домах ребенка.

Они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг дру­га, обеспечивая формирование психомоторики детей как целостного образо­вания, поэтому часто содержание одного направления частично входит в со­держание другого.

Развитие двигательной сферы  воспитанников дома ребенка с интеллектуальной недос­таточностью предполагало формирование основных движений, развитие об­щей и мелкой моторики, совершенствование деятельности опорно-двигательного аппарата и повышение уровня общего физического развития каждого ребенка. В ходе проведения работы по данному направлению осуще­ствлялось также  развитие умений, выходящих  за сферу двигательного развития  детей, но самым тесным  образом с ней связанных (умения ориентироваться в схеме собственного тела, называть отдельные его части и выполнять ими различные действия; умения ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении и называть направление движения; умения действовать по образцу и словесной инструкции; слушать педагога и сверстников; действовать целенаправленно и доводить начатое дело до конца и пр.).

Формирование двигательных умений и навыков занимает особое место в системе работы по психомоторному развитию детей  с интеллекту­альной недостаточностью, поскольку двигательное развитие оказывает боль­шое влияние на ход психического развития ребенка. При организации работы по данному направлению учитывались поставленные  задачи, типологические и индивидуальные особенности детей, выявленные в процессе обследования, проведенного в первые недели их пребывания в Доме  ребенка. Работа по развитию двигательной сферы в  данном учреждении осуществлялась в разнообразных формах. Основной формой ее организации являлись занятия по  изобразительной  деятельности с включенными в них  элементами физической культуры и других лечебно-профилактических мероприятий, которые проводились в форме увле­кательных: игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной актив­ности, Занятия проводились воспитателем, преимущественно, по подгруппам в утреннее и вечернее время (часто с музыкальным сопровож­дением) и фронтально. Длительность занятия и физические нагрузки были строго индивидуализированы и менялись в зависимости от особенностей пси­хофизического состояния детей.

Большое внимание уделялось проведению занятий по изобразительной деятельности  с элементами подвижных игр и физкуль­турных упражнений на прогулках, во время динамических пауз и время, отведенное для свободной и совместной деятельности. Двигательному развитию детей способствовали также и широко применяемые отобразительные и театрализованные игры, музыкальные  музыкально-игровые занятия. Особое место занимали в этом направлении ра­боты спортивные досуги и физкультурные праздники. Кроме этого большая работа по развитию мелкой моторики проводилась в процессе обязательных и свободных занятий, связанных с формированием всех видов деятельности и режимных моментов,

Развитие познавательной сферы являлось важнейшим направлением в рабо­те по психомоторному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Это  обусловлено, прежде всего, тем, что ее нарушение — основной показатель проблем в интеллектуальном развитии детей, что  было обнаруже­но у детей с первых дней их пребывания в Доме ребенка.

Работа по развитию познавательной сферы пронизывала все содержание воспитания детей в нашем учреждении, но осуществлялась, главным образом, в процессе занятий по изобразительной деятельности  на которых присутствовали элементы физической культуры, иг­ры, труда, ознакомления с окружающим, развития речи, конструирования, фор­мирования элементарных  математических представлений, музыкального воспитания, специальных игр и упражнений, сво­бодной  и  совместной деятельности, повседневной жизни, подготовки к празд­ничным утренникам, проведению досугов и др.

Особое место в этом направлении работы отводилось сенсорному развитию детей. Это было связано  с тем, что именно оно составляет основу развития других познавательных процессов и функций ребенка: мышления, речи, внимания, памяти, воображения. Работа по сенсорному развитию осуществля­лась  также комплексно. Отбор ее содержания осуществлялся дифференцированно с учетом особенностей сенсорно-перцептивной деятельности каждого ребенка.

Среди познавательных процессов особое место занимает мышление, со­провождающее выполнение любого нестереотипного действия, которое у де­тей с интеллектуальной недостаточностью нарушено в наибольшей мере. В связи с этим пристальное внимание уделялось работе по развитию у них на­глядно-действенного и наглядно-образного мышлении, с непременным сопро­вождением речью выполняемых действий.

Для развития мышления ребенка большое значение имеет его предметно-практическая деятельность, составляющая его основу и являющаяся ис­точником и фактором развития наглядных видов мышления. На  первых этапах психического развития понимание и освоение мира детей достигает­ся путем решении практических задач. Анализ, синтез, сравнение - основные мыслительные операции неотделимы от практических действий ребенка с предметом, с реальным расчленением его на части соединением элементов в одно целое, сопоставлением их друг с другом путем прикладывания и накла­дывания друг на друга, примеривания. В связи с этим возникает, с одной сто­роны, необходимость и, с другой стороны, возможность применять в работе по развитию мышления разнообразные предметно-практические действия, осуществляемые ребенком самостоятельно или совместно со взрослым. В со­вместной деятельности со взрослым, а затем в самостоятельной ориентировочно-исследовательской ребенок усваивает способы действия с разнообраз­ными предметами, учится решать проблемно-практические задачи, кроме того происходит формирование основных функций речи и др.

Постепенно у ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без опоры на непосредственные практические действия. Переход от восприятия к представлению и наглядно-образному мышлению — процесс длительный, требующий в отношении детей дошкольников с интел­лектуальной недостаточностью непрерывной, целенаправленной, системати­ческой работы. В основу построения работы по развитию мышления у дошкольников легли, прежде всего, рекомендации, содержащиеся в исследованиях Е.А. Стребелевой, а также в пособиях С.Д. Забрамной.

Особую роль в  процессе познания играет речь, поскольку с ее помощью ребенку сообщаются определенные знании, передаются умения и навыки. Речь не  только служит познанию, но и является  необходимым средством че­ловеческого  мышления. Основной задачей работы в этом плане являлось про­буждение у детей потребности в эмоциональном и речевом общении и в рече­вой активности, а также обогащение активного и пассивного словаря, уточне­ние и расширение  имеющихся знаний о себе, предметах и явлениях окру­жающей действительности, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.

На первых порах много внимания уделялось  развитию понимания речи. Особую роль здесь играет чувственный опыт, возникающий при непосредст­венном контакте с предметами обихода, игрушками и совместных действиях. со взрослыми. В становлении активной речи большую роль играет формиро­вание способности подражать и осваивать способы взаимодействия с помо­щью всех доступных средств (взгляд, жест, звукоподражания и т.п.). Таким образом, одновременно с задачей развития понимания речи решались задачи формирования у детей активной речи.

Обогащение и уточнение как пассивного, так и активного словаря детей осуществлялось в процессе их ознакомления с окружающим миром, расшире­ния круга их знаний о предметах и явлениях окружающей действительности на основе разнообразной предметно-практической деятельности. В связи с этим вначале имело место целенаправленное ознакомление с узким, а затем и более широким кругом людей. Проводилась работа, помогающая ребенку «открыть себя», привлечь его внимание к самому себе, к своему телу, к собст­венной деятельности. Особое внимание обращалось на незнание лица челове­ка, и предпринимались попытки подвести к первым элементарным обобщениям: у всех людей есть лицо, глаза, рот. Дети постепенно начинали понимать, что части тела важны, и каждая часть имеет свое назначение (уши - чтобы слушать, глаза - видеть, руки - делать  т.д.).

Особое значение в познании окружающего мира имеют предметы и дей­ствия с ними. Непосредственные контакты с предметами ближайшего окру­жения способствовали обогащению чувственного опыта детей, представлений об их свойствах и способах действий, с ними. Главную роль в процессе озна­комления с окружающим миром, развития речи и мышления приобретают сведения, не только о людях и их деятельности, но также и о природе. Для  это­го использовались наблюдения за реальными объектами, демонстрации  игрушек, предметов, иллюстративный материал, В работу  по ознакомлению с жи­вотным миром были включены фольклорные тексты, в которых ярко, эмоционально отражены характерные особенности представителей животного мира.

Главным звеном содержания работы по данному направлению являются сведения о человеке и гуманистической направленности его действий. Предметная среда, животный и  растительный мир раскрывались детям в связи с человеком, его жизнью, деятельностью и отношениями с другими людьми.

Работа по развитию речи осуществлялась как учителем-дефектологом на специальных занятиях, так и являлась обязательным элементом занятий, проводимых другими специалистами (воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем) и была связана со всеми видами деятельности детей  и  повседневной жизнью.

В работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим широко применялось чтение и драматизация сказок, рассказов, стихов, доступных по­ниманию детей, наблюдения, практическое знакомство с предметным и при­родным миром на основе игр с природным (песком, водой, шишками, листья­ми, плодами разных растений и др.) и другими видами материалов (сыпучими материалами, бумагой и др.). В результате проведения игр-экспериментов («Насыпь песок- и чашки», «Следы на полу», «Плавает и тонет» и др.) дети знакомились со свойствами материалов, у них формировались умения действовать с ними в разнообразных реальных и игровых ситуациях, воспитыва­лось умение действовать адекватно и бережно и т.д.

Внимание является одним из основных условий успешного усвоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью доступного для него объема знаний к умений, способов взаимодействия со взрослым, а также любой дея­тельности. Недоразвитие внимания не дает ему возможности научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Это определяет необходимость особой организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной не­достаточностью, я также проведения специальных игр и упражнений, направ­ленных на развитие внимания.

На первых порах внимание ребенка вызывается лишь внешне привлека­тельными, яркими предметами, событиями, людьми и сохраняется недолго. В связи с этим, при организации коррекционно-развивающей работы были ис­пользованы доступные восприятию и пониманию ребенка наглядные средства на (яркие игрушки и предметы), привлекательная для них деятельность, эмоцио­нальная речь педагога, сюрпризные моменты и т.п. Все это было обращено к непроизвольному вниманию, свойственному  детям этого возраста. но одновременно создавало основу проведения работы по формированию произвольного внимания у детей с учетом их возраста, типологических и индивидуаль­ных особенностей развития. Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия, и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания. Однако даже при наличии начальных форм произвольного внимания, оно чаще под­держивается интересом к самой деятельности, ее процессу и результату. По­этому для занятий с детьми наглядный материал, методы и приемы взаимодействия с ними подбирались таким образом, чтобы вызвать и поддержать ин­терес к предлагаемому содержанию.

Сказанное показывает, что в данном направлении работы мы обратили внимание на основные компоненты познавательной сферы, обуславливающие  успешность умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью в целом.

Развитие _эмоционально-волевой сферы являлось третьим направлением в работе по психомоторному развитию детей. У детей в Домах ребенка с интеллекту­альной недостаточностью, как показали результаты нашего исследования, не наблюдается грубых нарушений эмоционально-волевой сферы, хотя она отли­чается определенным своеобразием, оказывающим влияние на процесс адап­тации ребенка в социальном окружении, налаживание им контактов со взрос­лыми и сверстниками. В связи с этим развитию эмоционально-волевой сферы детей необходимо уделять очень большое внимание на протяжении всего времени их пребывания  в стационарном учреждении. Работа в этом направлении осуществлялось непрерывно: на всех организованных заня­тиях, в ходе проведения режимных моментов, в процессе свободного общения всех специалистов дошкольного учреждения с детьми.

В ее процессе происходило обогащение  эмоционального опыта детей, они учились сопереживать сверстникам, взрослым, литературным персонажам, адекватно реагировать  на те или  иные события, происходящие в их жизни, обозначать словом свои переживания и чувства, действовать целе­направленно, преодолевать посильные трудности. У них формировалось адекватное отношение к оценке собственных действий, поведения, результа­тов деятельности, умение адекватно реагировать на успех  или неуспех, элемен­тарно оценивать себя и других. Дети учились распознавать и оцени­вать свое  эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, выражать  с помощью мимики разные эмоциональные состояния (радость, гнев, испуг, огорчение и др.), приобретали навыки эмоционального общения друг с другом и взрослыми, что составляет основу нравственного поведения.

Постепенное усложнение содержания занятий и детской деятельности, естественным образом способствовало  формированию умения преодолевать посильные трудности, доводить начатое до конца, и в целом, формированию у них волевых усилий. Это составляло необходимую предпосылку появления у них це­ленаправленности  во всех видах деятельности.

В структуре данного направления проводилась работа по социально-эмоциональному развитию. Педагоги помогали ребенку осознать свои особенности и пред­почтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим, поверить в  свои силы  («Рисуем настроение»). Они учили детей осознанно воспринимать свои собственные эмо­ции, а также понимать эмоциональное состояние других людей, знакомили детей с языком эмо­ций, выразительными средствами которого являлись позы, мимика, жесты. Развитие эмоционально-волевой сферы осуществлялось в процессе спе­циальных игр и упражнений, использованных на занятиях по изобразительной деятельности, связанных с развитием представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, системе социальных отношений и на­правленных на овладение средствами взаимодействия. Большую роль в ра­боте по данному направлению выполняло включение в занятия театрализованных и сюжетно-ролевых игр, а также коррекционных музыкально-игровых элементов занятий. Кроме того, работа по развитию эмоционально-волевой сферы осуществлялась путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания помощи, участия в коллективных работах, совместном выражении радости от результата и т.п.

Четвертым направлением в работе являлось развитие навыков взаимодействия со взрослыми и со сверстниками. Общение со взрослыми является важнейшим фактором развития ребенка. В его основе лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием овладения ребенком содержанием общественного опыта и включения его в доступные виды деятельности.

Характерные для детей с интеллектуальной недостаточностью снижение интереса к окружающему миру и низкий уровень познавательной активности обусловливают более позднее возникновение интереса к взрослому как особому социальному объекту, эмоционального контакта с ним и потребности в общении. Поэтому, к числу важнейших задач работы с детьми с интеллекту­альной недостаточностью относится формирование у них эмоционального контакта со взрослыми, потребности во взаимодействии и сотрудничестве как со взрослыми, так  и со сверстниками, а также способов установления и поддерживания этого взаимодействия.

Эмоциональное общение взрослого и ребёнка возникает на основе со­вместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, физическим контактом. С этой целью взрослый ласково прикасался к ребёнку, брал за руку, гладил его и т.д. На протяжении всего пребывания ребенка в Доме  ребенка были созданы благоприятные условия для общения ребенка со взрослыми к сверстниками, имела место стимуляция его к налаживанию разнообразных контактов, поддерживались даже незначительные попытки и стремления ребенка вступить в такой контакт со взрослым или сверстником.

Данное направление работы предполагало обучение детей этически ценным способам и формам поведения в отношениях с другими людьми. Дети учились устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми, уважительно и деликат­но вести себя со сверстниками и взрослыми на занятиях  использовалась коллективная деятельность, создавались проблемные ситуа­ции или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания  («Помощь героям сказки», «Принимаем гостей» и т.п.). Участие детей в процессе их разрешения способствовало овладению ими определенными коммуникативными навыками.

Работа по данному направлению осуществлялась всеми специалистами дошкольного учреждения непрерывно и являлась необходимым элементом, как свободной деятельности, так и специально организованных занятий.

Пятое направление в работе по психомоторному развитию детей в Домах ребенка ─ это укрепление здоровья воспитанников. Постоянное пребывание ребенка в детском коллективе способствует тому, что он наиболее подвержен инфекциям верхних дыхательных путей, чем ребенок, воспитывающийся в семье. Вирусные заболевания снижают сопротивляемость организма, открывают путь другим,  более опасным микробам: стрептококкам, пневмококкам и гемоглобинофильным  бактериям гриппа Haemophilus influenzae.  При ослабленном иммунитете эти микробы получают шанс размножаться и вызывать пневмонию, заболевания уха и синусит.   Лучшая профилактика этих заболеваний ─ избегать контактов с заболевшим, что проблематично для детских  стационарных учреждений. Выход один ─ закаливание.

            Общеизвестно, что закаливание­­ - это приспособительные возможности организма к условиям внешней среды. Мы совместили закаливание с изобразительной деятельностью и вышли на создание своеобразной модели воздействия на развитие  детей в   условиях  Дома ребенка.

Физиологические изменения, происходящее в организме в период приспособления, положительно влияют на деятельность большинства органов (сердца, легких и др.). Средствами закаливания, являются, прежде всего, естественные факторы природы: воздух, вода, солнечная радиация. Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при соблюдении следующих основных правил:

1. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Резкое использование раздражителей без предварительной подготовки может нанести вред. В нашем случае это касается  постепенного перехода от кратковременных занятий по изобразительной деятельности в тени к более длительным на солнце. В том случае, если дети рисуют водой, то необходим переход от воды теплой к более холодной.

 2. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: состояние здоровья, физического развития и отношения его к закаливающим процедурам. Все занятия, включающие в себя пребывание на солнце  или гидропроцедуры,  проходили  только по  показанию врачей, в их присутствии и с последующей оценкой.

Врачами отмечается, что дети уже со второго месяца систематичного рисования водой перестают отвечать катаральными заболеваниям верхних дыхательных путей на резкие изменения температуры внешней среды. При заболевании ребенка рисование в сочетании с гидропроцедурами временно отменяется.

Необходимо отметить, что наши занятия­­­­ – это только часть того комплекса закаливающих процедур, которые начинаются летом и длятся круглый год. Они не нарушают один из основных принципов закаливания – систематичность.

Проведенный эксперимент,  доказавший наличие тесной взаимосвязи между всеми компонентами психомоторики  в условиях Дома ребенка позволил сделать вывод о том, что работа по психомоторному развитию детей 2-4 лет с интеллектуальной недостаточностью в вышеуказанных направлениях  несет в себе  высокую эффективность. Основным критерием этой эффективности выступила  положительная динамика  в психомоторном развитии детей, развитие у них умений и навыков в разных видах деятельности.

Результаты диагностики показали, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и оздоровительно-коррекционная работа положительно влияет на  нормализацию социально-адаптивной сферы воспитанников Домов ребенка. В свете сегодняшнего дня это наиболее актуально, поскольку  назрела необходимость усовершенствования технологии  работы  с детьми дошкольного возраста, позволяющую подобрать каждому ребенку, воспитывающемуся в Доме ребенка и имеющему отклонения в развитии, доступную и полезную для его развития модель интеграции.

Правильно организованная работа в данном направлении не только содействует интеллектуальному  развитию ребенка, но и способствует его общему физическому и нервно-психическому развитию, а главное развитию творческой деятельности, в которой принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к прекрасному).

Таким образом, действуя  во всех заданных направлениях и обобщая результаты по развитию психомоторики  детей с интеллектуальной недостаточностью  в  условиях  Дома ребенка, после работы с ними в рамках  специально разработанной коррекционной  программы, можно констатировать изменения, которые характеризу­ются: выраженностью мотивации к творчеству после обучения, увле­ченностью, устойчивостью твор­ческой деятельности; активизацией волевых усилий, быстротой реак­ций, что способствовало  развитию координации движений и пространственной ориентировки, а также  развитию общей и мелкой моторики. 

У детей стала проявляться находчивость в художе­ственно-творческом действии; по­явление способности «вхождения» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации (в театрализо­ванной роли, в рисунке, лепке,  в танце­вально-двигательной деятельности и т.д.); овладение способами твор­ческого действия, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, применение известно­го в новых ситуациях, внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый мате­риал; самостоятельность в поиске проб наилучшего решения задания; нахождение новых оригинальных решений, осуществление фанта­зий, умение от детали развернуть сюжет, создать целостную компози­цию; адекватность использования знаков и символов, выразительных средств художественного языка при создании художественного продук­та.  У отдельных детей были выявлены  художественные способности  (об­разного видение, поэтический и музыкальный слух, пластичность и ритмичность движений, чувство цвета), позволяющие успешно ре­шать поставленные  задачи.

            Отмеченные качественные изме­нения в развитии психомоторики  детей с интеллектуальной  недостаточностью  про­явились не только в художественно-творческой деятельности, но и в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми. Это, в свою очередь, способствует приспособлению ребенка к изменениям жизненных ситуаций, переходу от одного способа решений к другому, а значит, и адаптации личности ре­бенка к условиям социума и актив­ному функционированию в нем как личности.

 

Литература

1.    Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева  Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.─СПб.: Изд-во Союз,2001.─310с.

2.    Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: «Просвещение»,1967.­–196с.

3.    Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — 1983.

4.    Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Современное состояние вопросов о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Детский доктор. –1999,декабрь. – С.21-23.

5.    Брязгунов И.П., Гончарова О.В., Касатикова Е.В.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения//  Российский педиатрический журнал.–2001.–№5.–с.34-36.

6.    Величко Е.В. «Обучаясь – лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с.

7.    Григорьева Г.Г. Кочетова Н.П. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет.- М.;Просвещение,2000.–256с.

8.    Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е. А. Стребелевой, М., « Полиграфсервис», 1998.

9.    Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1980.–160с.

10.    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.– М.;–Педагогика,1973.-143с.

11.    Мухина В.С. Изобразительная деятель­ность ребенка как форма усвоения социаль­ного опыта.— М.. 1981.

12.    Состояние здоровья детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, прогнозирование, диагностика, профилактика и коррекция его нарушений./Под редакцией Посиевой Л.В. – Иваново; ОАО «Издательство   «Иваново»,20

13.    Щелованов Н.М., Аскарина Н.М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. – М.,–Медгиз,1965-346с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Возможные пути устранения нарушений в психомоторном...

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Похожие статьи. Обучение изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по аппликации.

Обучение изобразительной деятельности детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Козачек О. В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5–7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А. В. Черняева.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможные пути устранения нарушений в психомоторном...

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Похожие статьи. Обучение изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по аппликации.

Обучение изобразительной деятельности детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Козачек О. В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5–7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А. В. Черняева.

Задать вопрос