Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 26565 раз

Библиографическое описание:

Федосеева, О. А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6372/ (дата обращения: 18.04.2024).

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1, 42].

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Н. Л. Коломинский отмечает, что «Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнкаолигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.


Литература:

      1. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во, 1957 г.

      2. Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 1981.

      3. Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 1973г.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, отсталый ребенок, чувство, изучение эмоций, нормальный школьник, основной психический дефект, развитие личности, ребенок, умственная отсталость, школьный возраст.


Похожие статьи

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, мать, ребенок, эмоциональный интеллект, психоэмоциональная сфера, семья, тип личности, рождение ребенка, корреляционный анализ, коренной образ.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, нарушение интеллекта, Российская Федерация, социально-эмоциональное развитие, целенаправленная работа воспитателя, умственная отсталость, социальная среда, ранний возраст...

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей рассматривалась в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Изучение состояния общения у младших школьников...

Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте.

Целью тест-анкеты является изучение особенности общения умственно отсталых детей начальных классах на основе ответов учителей-дефектологов.

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых...

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка.

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков...

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в

Самооценка у умственно отсталых детей характеризуется контрастными изменениями, неадекватностью, а именно

основной базис, для развития рефлексии представляют, психические процессы: эмоции, воля, уровень...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тяжелое нарушение интеллекта, психическое развитие, тяжелое нарушение развития, месяц, исследовательский дизайн, навык опрятности, место жительства, конец первого, эмоциональная сфера ребенка.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

10) стимуляция переживания положительных эмоций ребенком

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, специальное образование, нарушение, тяжелая умственная отсталость, тяжелая интеллектуальная недостаточность...

Направления личностного развития человека... | Молодой ученый

Наибольшие трудности в этом случае вызывает изучение личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Под ядерными симптомами умственной отсталости понимается дефектное развитие ощущений и восприятий...

Похожие статьи

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, мать, ребенок, эмоциональный интеллект, психоэмоциональная сфера, семья, тип личности, рождение ребенка, корреляционный анализ, коренной образ.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, нарушение интеллекта, Российская Федерация, социально-эмоциональное развитие, целенаправленная работа воспитателя, умственная отсталость, социальная среда, ранний возраст...

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей рассматривалась в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Изучение состояния общения у младших школьников...

Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте.

Целью тест-анкеты является изучение особенности общения умственно отсталых детей начальных классах на основе ответов учителей-дефектологов.

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых...

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка.

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков...

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в

Самооценка у умственно отсталых детей характеризуется контрастными изменениями, неадекватностью, а именно

основной базис, для развития рефлексии представляют, психические процессы: эмоции, воля, уровень...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тяжелое нарушение интеллекта, психическое развитие, тяжелое нарушение развития, месяц, исследовательский дизайн, навык опрятности, место жительства, конец первого, эмоциональная сфера ребенка.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

10) стимуляция переживания положительных эмоций ребенком

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, специальное образование, нарушение, тяжелая умственная отсталость, тяжелая интеллектуальная недостаточность...

Направления личностного развития человека... | Молодой ученый

Наибольшие трудности в этом случае вызывает изучение личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Под ядерными симптомами умственной отсталости понимается дефектное развитие ощущений и восприятий...

Задать вопрос