Библиографическое описание:

Мельнова В. И., Кравцова О. Н. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11427/ (дата обращения: 15.12.2017).



Тяжёлые нарушения согласно данным отечественных и зарубежных исследований являются специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения центрально нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Такое поражение при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

С развитием инклюзивного и специального образования, ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями актуализируется интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Вопросы развития потенциальных возможностей, реабилитации и абилитации их в обществе, адаптации к самостоятельной жизни приобретают большую социальную значимость.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения). Люди с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям.

Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида. Опыт специального образования и обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет свои многолетние традиции, различные организационные формы, и зависит от культурного, экономического уровня страны. Проблема изучения, воспитания и обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями приобретает все большее значение в современном мире.

По словам Л. М. Шипицыной, подразделение по степени выраженности интеллектуального дефекта имеет определенное клиническое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также в зависимости от степени выраженности дефекта решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка для обучения.

В странах Западной Европы и США термины «олигофрения», «имбецильность», «идиотия» практически не используются. Оксфордский словарь 1982г. определяет олигофрению как «слабоумие» (термин, альтернативный термину «умственная отсталость») и раскрывает понятие как «пониженное общее интеллектуальное функционирование, проявляющееся в период развития до 18 лет и сопряженное с затруднением в процессах обучения, социальной адаптации и созревания». Практический опыт работы специалистов с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью показал, что их потенциальные возможности развития довольно значительны. В теории и практике специального образования приводится множество сведений о развитии детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Итак, поведениедетей нарушено, это психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в той или иной социальной группе несет патологический характер так как влияет степень поражения ЦНС на развитие в целом. Нарушения поведения у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями — это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации. В данном контексте выделяют следующие часто встречающиеся варианты нарушений поведения:

‒ побеги из дома, школы (дромомании);

‒ агрессивность;

‒ отказ от учебы;

‒ нарушение дисциплины и поведения в общественных местах и образовательном учреждении;

‒ воровство;

‒ алкоголизм;

‒ наркомания;

‒ суицидальное поведение;

‒ нарушения влечений.

Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые.

Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генез же этих проявлений у пациентов с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются не только внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками), но и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, более высокая внушаемость, аффективная неустойчивость, влечения, инстинкты, и т. д.), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики, особенностями эмоционально-волевой сферы таких детей.

Необходимо выделить принципы коррекции нарушений поведения при умственной отсталости могут осуществляться психологическими и медицинскими методами. Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны:

1) стимуляция гуманных чувств у ребенка;

2) ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;

3) осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;

4) переключение ребенка на иное состояние;

5) стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;

6) моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь»;

7) отреагирование ребенком нежелательного состояния;

8) предупреждение нежелательного поведения;

9) положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка;

10) стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;

11) отрицательное подкрепление нежелательного поведения;

12) стимуляция чувства юмора у ребенка;

13) стимуляция телесного контакта с ребенком;

14) стимуляция мотивации соревновательности;

15) стимуляция чувства прекрасного у ребенка.

Медицинская коррекция нарушений поведения может осуществляться психотерапевтическим и медикаментозным способами.

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка. Наиболее корректной является индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов детей с данной патологией.

Медикаментозная терапия, в основном, проводится с использованием следующих групп препаратов:

‒ нормотимические средства (корректоры поведения);

‒ легкие нейролептические средства;

‒ легкие транквилизаторы с противотревожным эффектом;

‒ ноотропные средства с седативным действием;

‒ антидепрессанты.

Итак, для коррекции нарушений поведения у детей с умственной отсталостью наибольшим эффектом обладает сочетание психологической, психотерапевтической и медикаментозной терапии в комбинации с педагогической работой дефектологов и психологов коррекционных образовательных учреждений.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3,4,5,6. –М., 2010г.
  2. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
  3. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М, 1992г.
  4. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида //Дефектология. — 1995. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, коррекции нарушений поведения, тяжелой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми интеллектуальными, тяжелыми интеллектуальными нарушениями, тяжелой умственной отсталостью, специального образования, Нарушения поведения, множественными нарушениями, нарушениями развития, нарушения регуляции поведения, тяжелыми интеллектуальными недостатками, варианты нарушений поведения, умственной отсталостью наибольшим, множественными нарушениями развития, поведения ребенка «здесь, обучение детей, степени выраженности, эмоционально-волевой сферы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос