Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений поведения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами артпедагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Айрумян Г. С., Кочина Л. П., Баширова Р. Р., Максакова Л. В. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений поведения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами артпедагогики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13491/ (дата обращения: 20.06.2018).



Вопрос о поведении детей всегда актуален для педагогов и психологов. Теоретическое осмысление причин нарушений поведения глубоко изучалось в связи с проблемой неуспеваемости, правонарушений. Существовало множество терминов для обозначения этой категории воспитанников: «трудные», «дети с трудностями в обучении», «дети группы риска», «педагогически запущенные», «неуправляемые», «исключительные». В 90-х годах появился термин «девиантное», т. е. отклоняющееся от общепринятых норм поведение [8, с.2 1].

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам [17, с. 34].

Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушение, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора.

Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны [11, с. 65].

По мнению А. И. Захарова, термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка своего социального развития и становления просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Если же поведение ребенка младше 5 лет, существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития [25, с. 38].

Однако в литературе довольно часто говорят об отклоняющемся, дезадаптивном поведении дошкольников (Безруких М. М., Баркова Ю. А., Рычкова Н. А. и др.)

Особенно остро проблемы нарушений поведения стоят в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития. Эта категория воспитанников отличается тем, что практически все дети нарушают поведение и важно разработать меры своевременного предупреждения этих отклонений, в случае выявления таковых немедленно осуществлять их корректировку в основных видах деятельности. Это важно для профилактики противоправных поступков, которые могут совершить умственно отсталые дети как по незнанию, так и под влиянием внушения отдельных личностей.

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей рассматривалась в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих олигофренией, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения (Сеген Э., 1903; Ковалевский П. И., 1911; Фелинская Н. И., 1944; Балинский И. М., 1958; и др.), другие делали акцент на значимость психогенных факторов, чувствительности детей-олигофренов к психотравмирующим ситуациям (Фрейеров О. Е., 1958; Исаев Д. Н., 1971; и др.), третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при олигофрении с органической неполноценностью самой нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей (Певзнер М. С., 1959; Сухарева Г. Е., 1965; и др.).

Ряд авторов (Сухарева Г. Е., Власова Т.А, Певзнер М. С., Меликсетян А. С. и др.) выделяют в качестве причин нарушений поведения, неблагоприятные воздействиями основного недуга ребенка (разные виды дефективности). Исследуя недостатки поведения, проявления у детей можно условно объединить в две группы: эмоционально — обусловленные (повышенная возбудимость, пугливость, исступленный гнев, нечистоплотность, педантизм) и обусловленные преимущественно активно — волевыми моментами (болтливость, ложь, замкнутость, бродяжничество) [17, с.165]

Дети дошкольного возраста с нарушениями поведения — это та категория, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин, например, грубого, агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Очень часто негативные характеристики личности и способы поведения, укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения со сложными детьми. А ведь именно взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему возможность прочувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться [20].

Проблема нарушений поведения детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обусловлена, прежде всего, основным дефектом ребенка.

Следует отметить, что формы нарушений поведения у умственно отсталых дошкольников сходны с формами нарушений поведения школьников с сохранным интеллектом. Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость и др.), характер поражения мозга и его нейродинамика. В цепочке взаимодействующих внешних и внутренних факторов важнейшее значение имеет эмоционально-мотивационный аспект [26, с. 39]

Умственно отсталым детям присуще неадекватное восприятие действительности, нарушения в механизмах переработки и усвоения поступающей информации (Певзнер М. С., Лубовский В. И., 1963).

Эти явления затрудняют процесс интериоризации норм поведения, способствуют возникновению отклонений в поступках. Наличие интеллектуальной недостаточности у школьников, пишет Г. К. Поппе (1989), не позволяет им оценить последствия такого поведения. Дети не могут объяснить свои поступки, у них не образуются в достаточной мере морально-нравственные критерии, не развиты интересы, слабо развиты личностные качества, наблюдается некритичность к себе и своим действиям.

Большинство нарушений поведения характерны для астенической (неравномерной) формы олигофрении, по Д. Н. Исаеву (1982). Для этих олигофренов свойственны повышенная эмоциональность, общительность, любопытство, легкое возникновение срывов и декомпенсаций.

Некоторые нарушения, например, агрессия, чаще встречаются при возбудимом варианте стенической формы. Исследуя реакции дезадаптации и кризисных состояний детей Д. Н. Исаев говорит о необходимости их предупреждения уже в условиях дошкольного учреждения, но с учетом факторов семейного воспитания и состояния ребенка в дошкольном учреждении.

Так, например, при помещении ребенка в детский сад дети 4–5 лет могут дать изменения в поведении как реакцию протеста в виде плаксивости, непослушания или вегетативных расстройств. В случае неблагоприятного стечения факторов отсутствия внимания к ребенку в семье и в детском саду пятилетние дети проявляют такие нарушения поведения как уходы и бродяжничества уже с 3–4 летнего возраста) [27, с.360]

Учитывая специфику дошкольного возраста, важнейшим направлением в профилактике нарушений поведения выступает социализация агрессии, т. е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном сообществе.

Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезнет по мере взросления. Задача педагогов и психологов — в результате организованной работы научить детей регулировать свои агрессивные импульсы, адаптироваться к требованиям общества.

Необходимо подчеркнуть, что работа по преодолению детских поведенческих нарушений может иметь положительный результат лишь в том случае, если будут объединены усилия психологов, социальных педагогов, учителей и, естественно, родителей. Проведение коррекционной работы, строящейся только на непосредственном взаимодействии с ребенком, явно недостаточно, для преодоления сложной проблемы девиантного поведения.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т. к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком.

Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т. п. [9, с. 12].

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники с интеллектуальной недостаточностью являются группой риска с точки зрения нарушений поведения, что обусловлено как ведущими нарушениями, связанными с первичным дефектом, так и неблагоприятными условиями воспитания ребенка, окружающей социальной средой.

Следовательно, важен поиск приемов, которые будут способствовать решению столь значимой проблемы. В качестве таковых мы рассматриваем артпедагогику с ее широкими возможностями коррекционного воздействия.

Литература:

  1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Просвещение, 1993.
  2. Богданова А. А. Педагогическая коррекция нарушений поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью — Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб, 2004.
  3. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2011.
  4. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, 1999.
  5. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Змановская Е. В. — М.: «Академия», 2011. — 288 с.
  6. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков — М.,1998.
  7. Иванов Е. С. Изучение отклоняющегося поведения учащихся с нарушением развития — М.,2004.
  8. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.: Речь, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отклоняющееся поведение, дошкольный возраст, интеллектуальная недостаточность, нарушение, нарушение поведения, категория воспитанников, дошкольное учреждение, детский сад, девиантное поведение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос