Исследование уровня сформированности суицидальных намерений студенческой молодежи г. Оренбурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильев, А. А. Исследование уровня сформированности суицидальных намерений студенческой молодежи г. Оренбурга / А. А. Васильев, А. Н. Исламгулова, М. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 230-231. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58333/ (дата обращения: 16.12.2024).



Самоубийство — это важное медико-социальное явление. На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств, а среди причин смерти, по данным ВОЗ, суицид занимает 4 место в мире. По официальным данным количество самоубийств с 2019 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки.

В структуре смертности населения в Российской Федерации значимое место занимают случаи суицида, которые составляют 1 % от всех смертей на территории страны. По критериям ВОЗ, частота самоубийств свыше 20,0 на 100000 населения в год считается критической. Частота суицида в России в 2018 году снизилась до оптимистических цифр — 12,2. Однако отдельные регионы страны, например Челябинская область, Республика Башкортостан и Оренбургская область находятся за критической отметкой по показателям смертности по причине суицида. В Оренбургской области в 2018 году частота самоубийств составила 25,9 на 100000 населения, при этом большинство случаев приходится нетрудоспособное население молодого возраста 16–30 лет [4].

Цели и задачи исследования: выявление уровня сформированности суицидальных намерений среди учащихся Оренбургского Государственного Медицинского Университета, а также определить общее мнение студенческой молодежи о причинах суицида.

Для решения объявленных задач был взят опросник суицидального риска Шмелева в модификации Т. Н. Разуваевой. Оценка проводилась по следующим шкалам: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор — со средним максимальным значением = 6,5. [1]

В исследовании принимали участие 185 студентов ОрГМУ (100 — мужского пола и 85- женского пола), в период с 08.04.19 по 16.04.19. Из них в возрасте 17–19 лет– 34чел., 20–22 лет- 74чел., 23–25 лет –49чел., 26–28 лет — 28чел.

Таблица 1

Результаты применения опросника суицидального риска среди студентов ОрГМУ

Шкалы

Возрастные группы

17–19 лет

20–22 лет

23–25лет

26–28 лет

Демонстративность

М 1,40±1,1

Ж 2,33±1,2

М 1,64 ± 1,6

Ж 2,03 ± 1,8

М 1,37±1,4

Ж 1,43±1,4

М0,9 ± 1,0

Ж0,8 ± 0,6

Аффективность

М 2,02±1,3

Ж 4,47±1,7

М 2,89 ± 1,9

Ж 3,42 ± 1,9

М 2,32±1,7

Ж 2,78±1,8

М1,37 ± 0,9

Ж 2,2 ± 0,9

Уникальность

М 0,80±1,3

Ж 2,78±1,0

М 1,89 ± 1,7

Ж 1,9 ± 1,9

М 1,29±1,1

Ж 1,26±1,4

М 0,6 ± 0,6

Ж 1,2 ± 1

Несостоятельность

М 2,75±2,0

Ж 2,72±1,7

М 1,89 ± 2,2

Ж 2,58 ± 2,4

М 1,98±2,0

Ж 1,26±1,7

М 0,75 ± 0,7

Ж 1,5 ± 2,1

Социальный пессимизм

М 2,83±1,1

Ж 3,50±1,3

М 3,21 ± 1,5

Ж 3,27 ± 1,3

М 2,61±1,6

Ж 2,86±1,2

М 1,5 ± 1,1

Ж 2,33 ± 0,5

Слом культурных барьеров

М 1,53±1,1

Ж 2,30±2,0

М2,42 ± 1,7

Ж2,04 ± 1,3

М 1,97±1,3

Ж1,86±1,2

М 1,72 ± 1,0

Ж 1,53 ± 1,1

Максимализм

М 3,20±2,6

Ж 2,60±2,3

М 1,85 ±2,4

Ж 1,95 ± 2,2

М 1,83±1,8

Ж 2,29±2,0

М 1,6 ± 1,3

Ж1,06 ± 1,5

Временная перспектива

М 1,47±1,0

Ж 2,00±1,1

М 1,39 ± 1,7

Ж 1,99 ± 1,5

М 1,69±1,8

Ж 0,84±0,8

М 0,55 ± 0,7

Ж 0,36 ± 0,5

Антисуицидальный фактор

М 4,80±1,6

Ж 5,00±1,6

М 5,22 ± 2,1

Ж 5,15 ± 1,6

М 4,34±2,3

Ж 5,18±1,6

М 6,4 ± 0

Ж 3,2 ± 2,9

Сравнительный анализ показателей суицидального риска среди молодежи в возрасте 17- 28 лет показал следующие особенности: среди исследуемых возраста 17–19 лет наиболее выражены показатели аффективности (доминирование эмоций над интеллектуальным контролем), несостоятельности (представление о своей некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира), максимализма (инфантилизм ценностных установок и аффективная фиксация на неудачах) и антисуицидального фактора. В возрастной группе 20–25 лет наиболее выраженными являются аффективность, социальный пессимизм (восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими) и антисуицидальный фактор. Контингент студентов 26–28 лет отличается более низкими и стабильными коэффициентами с сохранением высоких значений антисуицидального фактора.

В целом, входе исследования было выявлено, наибольшая выраженность среди молодежи антисуицидального фактора, это свидетельствует о том, что у студентов сформировано чувство долга и ответственности за близких, а также представление о греховности самоубийства и его антиэстетичности.

Одновременно был проведен опрос о наиболее вероятных причинах суицида, по мнению студентов, и выявлены следующие результаты. Лидируют чувство изоляции и дефицит социальной поддержки (34,4 %), психические расстройства (28,2 %). Межличностные конфликты, утрата близкого человека, а также нездоровый характер отношений, которые являются поводом для психологического стресса, и могут стать причиной суицида по мнению 22,3 % опрошенных. Из опрошенных 9,1 % предполагают, что финансовая неопределенность повышает риск самоубийства. Наименее вероятными причинами самоубийств анкетированные считают жестокое обращение (3 %) и дискриминацию личности (3 %).

На основе всех имеющихся данных можно сделать следующие выводы:

наиболее уязвимым контингентом являются студенты в возрасте 20–22 лет, которые, в виду своей психологической незрелости, становятся более подверженными стрессу в процессе адаптации к взрослой жизни. Причем среди девушек общий уровень суицидального настроения выше почти в 2 раза, вследствие врожденной ранимости и высокой чувствительности девушек к внешним раздражителям.

Основными причинами, приводящими к суициду, считаются чувство изоляции и дефицит социальной поддержки, а также психические расстройства.

Для предотвращения суицида могут использоваться как глобальные стратегии защиты здоровья населения, так и адресное вмешательство по отношению к наиболее уязвимым группам населения.

Литература:

  1. Банников Г. С., Вихристюк О. В., Миллер Л. В., Синицына Т. Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. /М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — 40 с.
  2. Предотвращение самоубийств. Глобальный императив./ Доклад ВОЗ. 2014, — 102 с.
  3. Руженков В. А., Руженкова В. В., Концепции суицидального поведения / Белгород, Россия, 2012, — 7 с.
  4. Статистический ежегодник Оренбургской области / Оренбургстат, 2018, — 532 с.
  5. Интернет источник: База данных ФСГС РФ/ доступ: http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): причина суицида, социальный пессимизм, суицидальный риск, временная перспектива, Оренбургская область, Россия, социальная поддержка, студент ОрГМУ, частота самоубийств, чувство изоляции.


Похожие статьи

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике маргинального поведения виктимных детей

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Анализ эффективности реализуемых государственных программ поддержки предпринимательства на примере г. Нур-Султан

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Похожие статьи

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и креативности у подростков 11–14 лет

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике маргинального поведения виктимных детей

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Анализ эффективности реализуемых государственных программ поддержки предпринимательства на примере г. Нур-Султан

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Задать вопрос