Анализ эффективности реализуемых государственных программ поддержки предпринимательства на примере г. Нур-Султан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 30.04.2019

Статья просмотрена: 787 раз

Библиографическое описание:

Сейфуллин, Д. Д. Анализ эффективности реализуемых государственных программ поддержки предпринимательства на примере г. Нур-Султан / Д. Д. Сейфуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58484/ (дата обращения: 16.12.2024).



В экономике любой страны малый и средний бизнес составляют её основу, так как бизнес выполняет множество функций: стимулирует экономическое развитие страны по приоритетным направлениям, обеспечивает занятость значительной части населения, а также способствует созданию благоприятных социальных и экономических условий. Именно по этим причинам малый и средний бизнес был определён в Казахстане как важнейший сектор экономики. С момента обретения Республикой Казахстан своей независимости всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса стала приоритетом государственной политики.

Однако, несмотря на пристальное внимание, уделяемое в нашей стране развитию малого и среднего бизнеса, его влияние на социально-экономическое развитие всё еще недостаточно ощутимо. Вместе с тем сегодня в нашем государстве постепенно начинают оправдывать себя все те усилия, которые были направлены на планомерное и повсеместное развитие предпринимательства.

В настоящее время в Казахстане успешно реализуются госпрограммы «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы» и «Дорожная карта бизнеса-2020».

Одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Данная программа поддержки и развития бизнеса разработана для реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новое десятилетие — Новый экономический подъём — новые возможности Казахстана» и Общенационального плана развития Казахстана до 2020 года. Программа направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2030» и «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». А также в целях объединения некоторых ранее существующих отраслевых программ поддержки и развития предпринимательства в Казахстане.

Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Реализация Программы осуществляется по четырём направлениям:

1) поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населённых пунктов;

2) отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности;

3) снижение валютных рисков предпринимателей;

4) предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.

В качестве основных направлений государством оказываются следующие меры поддержки:

1) субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;

2) частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития;

3) предоставление государственных грантов;

4) микрокредитование субъектов малого предпринимательства;

5) субсидирование части ставки вознаграждения по микрокредитам частных микрофинансовых организаций;

6) частичное гарантирование кредитов микрофинансовых организаций перед банками;

7) создание индустриальных зон.

Не маловажную роль играют и нефинансовые меры поддержки предпринимательства, которые предусматривают оказание государственной нефинансовой поддержки субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой по следующим функциональным направлениям:

1) информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства;

2) развитие компетенций предпринимателей;

3) повышение производительности предпринимателей;

4) расширение деловых связей.

Далее проведём краткий анализ, доказывающий эффективность предпринимаемых правительством действий, на примере города Нур-Султан.

Изменилась структура отраслей экономики до и после реализации Программы.

Это можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Структура отраслей экономики г. Нур-Султан в ВРП, в %

После реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса доля промышленного производства увеличилась с 3,7 % в 2013 году до 5 % в 2018 году. Значительно расширились прочие отрасли с 48,2 %в 2013 году до 58,2 % в 2018 году. К сожалению, стоит отметить, что доля сельскохозяйственных отраслей практически не изменилась, оставшись на уровне 0,1 %. На наш взгляд одна из наиболее веских причин объясняется тем, что из-за резко континентального климата, превалирующего на большей части Центрального Казахстана, именно сельское хозяйство попадает в зону рискового предпринимательства. И государству предстоит не мало усилий для активизации сельскохозяйственного сектора в дальнейшем.

Далее в динамике рассмотрим выпущенный объем производства в зависимости от размеров предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Объём производства промышленной продукции (товаров, услуг) по размерности предприятий, млн. тенге

2014

2015

2016

2017

2018

объем

доля, в %

объем

доля, в %

объем

доля, в %

объем

доля, в %

объем

доля, в %

Всего

253 634,3

100,0

310 343,9

100,0

338 130,7

100,0

402 123,1

100,0

499 543,1

100,0

в том числе:

крупные

126 808,7

50,0

109 716,6

35,4

119 359,3

35,3

85 989,4

21,4

119 914,5

24,0

средние

77 201,0

30,4

80 515,0

25,9

44 864,1

13,3

69 704,2

17,3

69 069,3

13,8

малые

49 624,6

19,6

120 112,3

38,7

173 907,3

51,4

246 429,5

61,3

310 559,3

62,2

П р и м е ч а н и е: Составлена автором на основе источника [1]

*Данные приведены по нефинансовому сектору (без сектора домашних хозяйств)

Как видно из приведённых данных ежегодно снижается доля крупных предприятий в общем объёме промышленной продукции с 50 % в 2014 году до 24 % в 2018году. При этом значительно возрастает роль малого бизнеса в общем объёме производства с 19,6 % в 2014 году до 62,2 % в 2018 году.

По данным Статистического бизнес регистра на 1 февраля 2019 года в г. Нур-Султан зарегистрировано 64556 предприятий малого предпринимательства, что на 11,9 % выше, чем на 1 февраля 2018 года, число действующих предприятий малого предпринимательства увеличелось на 13,8 % и составило 41237 единиц. По видам экономической деятельности предприятия малого бизнеса представим в таблице 2.(по данным на 01.02.2019 года)

Таблица 2

Количество предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности

Зарегистрированные

Действующие

единиц

к итогу,%

всего

из них активные

единиц

к итогу,%

единиц

к итогу,%

Всего

64 556

100,0

41 237

100,0

23 233

100,0

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

431

0,7

287

0,7

97

0,4

Промышленность

3 447

5,4

2 288

5,5

1 049

4,5

горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

438

0,7

297

0,7

72

0,3

обрабатывающая промышленность

2 622

4,1

1 738

4,2

877

3,8

электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

191

0,3

140

0,3

50

0,2

водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

196

0,3

113

0,3

50

0,2

Строительство

14 113

21,9

8 143

19,7

4 367

18,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

20 682

32,0

12 545

30,4

6 566

28,3

Транспорт и складирование

2 374

3,7

1 502

3,7

965

4,2

Услуги по проживанию и питанию

1 557

2,4

1 168

2,8

657

2,8

Информация и связь

2 534

3,9

1 758

4,3

1 076

4,6

Финансовая и страховая деятельность

1 307

2,0

819

2,0

561

2,4

Операции с недвижимым имуществом

1 944

3,0

1 455

3,5

1 118

4,8

Профессиональная, научная и техническая деятельность

4 934

7,6

3 328

8,1

2 227

9,6

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

3 232

5,0

2 227

5,4

1 575

6,8

Государственное управление и оборона; Обязательное социальное обеспечение

16

0,0

14

0,0

10

0,0

Образование

1 660

2,6

1 283

3,1

760

3,3

Здравоохранение и социальные услуги

769

1,2

620

1,5

395

1,7

Искусство, развлечение и отдых

785

1,2

557

1,4

311

1,3

Предоставление прочих видов услуг

4 771

7,4

3 243

7,9

1 499

6,5

П р и м е ч а н и е: Составлена автором по данным http://astana.gov.kz

Число активных предприятий малого предпринимательства на 1 февраля 2019 года составило 23233 единицы и увеличилось по сравнению с аналогичной датой 2018 года на 47,2 %. Наибольшее количество активных предприятий малого предпринимательства сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов (28,3 %).

Объем промышленного производства в январе 2019 года составил в действующих ценах 38202,4 млн. тенге, 107,2 % к уровню января 2018 года. В обрабатывающей промышленности производство по сравнению с январем 2018 года увеличилось на 8,4 %, в электроснабжении, подаче газа, пара и воздушного кондиционирования — на 2,5 %, в водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов — сократилось на 4,1 %.

Индекс физического объема по отрасли «Транспорт» в январе 2019 года составил 100,5 %. Объем грузооборота в январе 2019 года составил 795,4 млн. ткм (с учетом оценки объема грузооборота индивидуальных предпринимателей, занимающимися коммерческими перевозками), 106,4 % в сравнении с январем 2018 года. Объем пассажирооборота составил 1532,6 млн. пкм и увеличился на 1,9 %.

Активизация малого и среднего бизнеса значительно сокращает безработицу. Численность граждан, состоящих на учете в качестве безработных, на конец января 2019 года составила 3010 человек. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в январе 2019 года составила 0,6 % (в январе 2018 года — 0,5 %). Так, по данным Управления занятости и социальной защиты города Нур-Султан в уполномоченный орган по вопросу трудоустройства в течение января 2019 года обратилось 1594 человека, что на 4,8 % больше, чем в 2018 году.

В рамках реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» рассмотрим численность трудоустроенных жителей города Нур-Султан.

Таблица 3

Численность граждан, трудоустроенных уполномоченными органами занятости за январь 2018–2019гг., человек

Численность трудоустроенных граждан

Из числа безработных на конец отчетного периода участвуют вобщественных работах

всего

к числу обратившихся,%

2018

2019

2018

2019

2018

2019

Январь

659

822

43,3

51,6

349

453

П р и м е ч а н и е: Составлена автором по данным http://astana.gov.kz

В январе 2019 года трудоустроено 822 человека (51,6 % из числа обратившихся), по сравнению с январем 2018 года этот показатель увеличился на 24,7 %.

Благодаря активизации программ поддержки изменяется и заработная плата жителей города. Среднемесячная номинальная заработная плата работников на предприятиях столицы за январь-декабрь 2018 года составила 237538 тенге, что больше, чем в соответствующем периоде 2017 года на 5,6 %, в реальном выражении уменьшилась на 1,1 %.

Индекс реальной заработной платы, характеризующий покупательскую способность номинальной заработной платы с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги, в IV квартале 2018 года по отношению к IV кварталу 2017 года составил 96,1 %.

В IV квартале 2018 года среднемесячная номинальная заработная плата по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась на 11,3 %, реальная — на 9,4 %.

В IV квартале 2018 года максимальная заработная плата отмечена у работников профессиональной, научной и технической деятельности (614937 тенге), минимальная — в области сельского, лесного и рыбного хозяйства (146742 тенге), соотношение между ними составило 4,2 раза.

Для обеспечения стабильной занятости реализуется «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства до 2021 года», которая направлена на микрокредитование для населения, прошедшего обучение и для начинающих предпринимателей. Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства города Нур-Султан реализуется второе направление — развитие массового предпринимательства, которое направлено на микрокредитование для населения, прошедшего обучение и для начинающих предпринимателей, где максимальный лимит финансирования на одного участника программы составляет 8 тысяч месячных расчетных показателей.

Однако, сегодня существует проблема, связанная с влиянием финансово-промышленных групп на законодательство. Закон играет в пользу крупных лобби, а представителей малого и среднего бизнеса — руководителей общественных объединений, которые более десяти лет профессионально этим занимаются, в Парламенте Республики Казахстан нет. Мнение малого бизнеса в рабочих группах практически не учитывается. Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами.

Также проблемой малого предпринимательства является неправильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика. Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие четкого планирования финансовых показателей.

Поэтому с каждым днём возникают всяческие нововведения в областях, связанных с управлением предпринимательской деятельностью. Цель таких организаций — участвовать в решении проблем, возникших в работе клиента. За счёт чего это происходит? Сначала проведение анализа, предоставление полной информации и технологий и затем помощь в документальном сопровождении бизнес-процесса.

В целом, проводимая государственная политика в области поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется по всем направлениям. Уже сегодня наблюдается прогресс в развитие бизнес-среды, последовательно улучшается бизнес-климат, повышаются позиции страны в рейтингах Всемирного банка. Таким образом, проводимая политика государства по поддержке МСП стала приоритетной сферой проводимых государством реформ и определенным фактором подъема производства и уровня жизни в стране. Таким образом, можно сказать, что на современном этапе система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан включает в себя ряд институтов, которые оказывают всестороннюю поддержку данного сектора экономики.

Подводя итоги проведённого исследования, можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких-либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12–14 лет. Нетрудно представить, что, если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.

Литература:

  1. Промышленность Нур-Султан / Статистический сборник / Нур-Султан 2018//www.stat.gov.kz

2. Официальный Интернет-ресурс акимата города Нур-Султан http://astana.gov.kz

  1. Жунисова,Л. Р. Развитие и поддержка малого бизнеса в Республике Казахстан //Вестник КазНУ, Алматы, 2012.

4. Ширшова Л. В. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в РК // Вестник. Серия экономическая. — 2011.- № 2.- С. 116–123.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, малый бизнес, январь, бизнес, доля, малое предпринимательство, массовое предпринимательство, обрабатывающая промышленность, объем, воздушное кондиционирование.


Похожие статьи

Проблемы эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий городского электрического транспорта на примере г. Саратова

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Правовые механизмы реализации государственных программ субъектов РФ на примере государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области»

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Задачи и характеристика организации деятельности многофункционального центра (на примере г. Тюмень)

Исследование уровня сформированности суицидальных намерений студенческой молодежи г. Оренбурга

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов Волгоградской области

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ

Похожие статьи

Проблемы эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий городского электрического транспорта на примере г. Саратова

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Правовые механизмы реализации государственных программ субъектов РФ на примере государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области»

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Задачи и характеристика организации деятельности многофункционального центра (на примере г. Тюмень)

Исследование уровня сформированности суицидальных намерений студенческой молодежи г. Оренбурга

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов Волгоградской области

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ

Задать вопрос