В данной статье рассмотрены причины и последствия несанкционированных врезок в магистральный трубопроводный транспорт на территории Российской Федерации. В завершении статьи сделаны выводы и предложены пути решения проблем.
На сегодняшний день рынок углеводородного сырья является одним из ведущих — он не только играет важную экономическую роль, но и определяет основные принципы в мировой политике [8].
Россия является страной, обладающей колоссальными запасами нефти и других углеводородов. Данное полезное ископаемое, как уже было сказано ранее — играет важнейшую роль в экономике России — это социально значимый и естественный стратегический ресурс, поскольку на ее основе, добыче, переработке, перераспределении и продаже в значительной мере формируется национальный бюджет. По своему химическому строению она является сложной природной смесью углеводородов различного строения с примесями не углеродных соединений. Пройдя многоэтапный процесс технологической обработки нефти возможно получение более 500 различных продуктов [3]:
– во-первых, топливо: реактивное, дизельное, котельное, бензин, керосин и т. п.;
– во-вторых, масла: моторное, трансмиссионное, компрессорное, турбинное и др.;
– в-третьих, твердые соединения: парафин, воск, мазут, битум и т. д.
Для перегонки и транспортировки углеводородного сырья используется магистральный трубопроводный транспорт. Это вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам [10]. Глубина заложения трубопровода (от верха трубы) зависит от диаметра, характеристик грунтов местности и должна быть не менее (в м):
– при условном диаметре менее 1000мм — 0,8
– при условном диаметре 1000мм и более — 1
– на болотах и торфяных грунтах, подлежащих осушению — 1,1
– в песчаных барханах (считая от межбарханных впадин) — 1
– в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин — 0,6
– на пахотных и орошаемых землях — 1
– при пересечении искусственных каналов (от дна каналов) — 1,1
Согласно приведённой выше информации, можно сделать вывод, что при желании и советующем оборудовании, у лица, имеющего мотив совершить несанкционированную врезку с дальнейшим хищением нефтепродуктов есть возможность совершения такого противоправного действия.
На сегодняшний день проблема несанкционированных врезок стоит все также остро. Подобные действия приводят к тому, что, стратегические и особо опасные объекты, к которым относится магистральный трубопровод, вызывают разливы нефти и дизельного топлива, миллионные финансовые потери, угрожают экономической безопасности страны, ставят под угрозу ее обороноспособность, общественную безопасность, а также наносят критический ущерб экологии. Одна из самых крупных аварий последних лет вследствие незаконной врезки произошла в июле 2016-го года в Подольском районе Подмосковья из-за криминальной врезки на землю вылилось 12 тонн солярки. Нефтепродукты попали в реку Раковка, где и удалось остановить разлив с помощью боновых заграждений. Последствия аварии устраняли 217 человек и 95 единиц техники, в том числе от МЧС России.
К сожалению, подобные случаи не редкость и только за 9 месяцев 2018 года зафиксировано 140 незаконных врезок в нефте- и нефтепродуктопроводы на территории страны. Каждые два дня из трех сотрудники «Транснефти» обнаруживают новые дыры в своих трубах. Ситуация накаляется, в ряде регионов она достигла критического уровня безопасности эксплуатации трубопроводов и экономических потерь [9].
На практике, контроль за незаконными врезками в магистральный трубопровод осуществляется двумя основными способами [4]: «вручную», т. е. с помощью патрулирования и посредством технических систем. Технические методы идентификация самого факта врезки основаны на физических законах и явлениях [7]. Но, к сожалению, с их помощью сложно обнаружить несанкционированные врезки из-за их кратковременности и малых объёмов утечек, из-за чего не обеспечиваются должные требования оперативности.
С стороны закона тоже имеются определенные проблемы, например, — состав статьи 215.3 УК РФ — приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, определяется как материальный [5]. Ответственность по данной статье будет наступать только тогда, когда врезка в трубопровод могла повлечь нарушение его нормальной работы. А это значит, что за «небольшие» врезки, при которых трубопровод сохраняет свою нормальную работу — уже сложно привлечь нарушителя к ответственности по данной статье. Также, отсутствует конкретика по вопросам исчисления суммы ущерба. Зачастую, она определяется только на основании показаний самих обвиняемых или предоставленной потерпевшей стороной справкой о примерном количестве изъятого. Имеющийся метод учета на предприятиях, обслуживающих нефтепродуктопроводы, не позволяет определить точный размер [6] вреда, несмотря на имеющиеся разработанные формулы зависимости изменения давления в трубопроводе (нефть-сырец в процентном соотношении состоит из водной эмульсии, поэтому стоимость нефти сложно установить) [2]. Необходимо также добавить, что ст. 158 УК не учитывает затраты на аварийные работы, устранение ущерба. Данные расходы могут быть только предметом гражданского иска.
Возможными решениями указанных проблем может быть установление уголовной ответственности за незаконное изъятие нефти из трубопровода в разделе «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» по аналогии со статьями 221 и 226, устанавливающими ответственность за хищение ядерных материалов и оружия соответственно. Также, было целесообразно включать в размер причиненного ущерба не одну только стоимость похищенного, а добавить так же затраты на устранение разлива нефти, ремонт нефтепровода, финансовые потери от наступивших экологических последствий и затрат на их устранение.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954,
- Гумаров И. А. К вопросу учета органами внутренних дел Российской Федерации краж нефти и горюче-смазочных материалов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 4(22). С.112–117
- Китаев С. В., Смородова О. В., Усеев Н. Ф. Об энергетике России//Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 4 (106). С.241–249.;
- Кораблева Ю. Д. Способы борьбы с несанкционированным отбором нефти // Международный научный журнал «Символ науки» 2017. № 01–2 С.62–64 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sposoby-borby-s-nesanktsionirovannym-otborom-nefti;
- Плешаков А. М., Осипов В.А Уголовная ответственность за хищение нефти или нефтепродуктов и за их незаконное приобретение: Вопросы квалификации // Вестник экономической безопасности 2018. № 3 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ugolovnaya-otvetstvennost-za-hischenie-nefti-ili-nefteproduktov-i-za-ih-nezakonnoe-priobretenie-voprosy-kvalifikatsii;
- Приходько А. И. Общественно-опасные последствия посягательств на объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) // Социально-политические науки 2’2017 (146–149) URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obschestvenno-opasnye-posledstviya-posyagatelstv-na-obekty-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-tek
- Цвяк А. В. Экологические последствия несанкционированных врезок в нефтепроводы и методы борьбы с ними // Вестник Оренбургского государственного университета 2015 № 10 (185) URL:https://cyberleninka.ru/article/v/ekologicheskie-posledstviyanesanktsionirovannyh-vrezok-v-nefteprovody-i-metody-borby-s-nimi
- Чумляков К. С., Чумлякова Д. В. Развитие системы магистральных трубопроводов в пространстве инфраструктурного освоения Западной Сибири // «Транспорт Российской Федерации» 2015. № 5 (60) URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-sistemy-magistralnyh-truboprovodov-v-prostranstve-infrastrukturnogo-osvoeniya-zapadnoy-sibiri;
- Врезки в трубопроводы // Центр изучения региональных проблем ЦИРП. URL: http://cirpr.ru/articles/3883.htm (дата обращения: 22.03.2019).
- Проект Федерального закона N 99045329-2 "О магистральном трубопроводном транспорте" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.04.1999) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://sozd.parlament.gov.ru/ по состоянию на 30.07.2006