Значимость трубопроводного транспорта в экономике страны обуславливается его крупной разветвленной системой и наименьшей затратностью на его эксплуатацию. В годовом отчёте ОАО «Российские железные дороги» за 2017 г. было отмечено, что доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте составляет 47,8 %. Значительная часть предмета транспортировки посредством трубопровода составляет сырая нефть, природный и попутный газа, другие виды жидких и газообразных химикатов.
Деятельность по транспортировке продуктов нефтегазового комплекса по трубопроводам сопряжена с повышенной опасностью причинения вреда здоровья населению и окружающей среде, в связи с чем устанавливается особый правовой режим использования таких земельных участков.
Порядок использования данных земель определяется в зависимости от наличия установленных охранных зон в отношении объектов трубопроводного транспорта. Охранные зоны по использованию участка предусматривают введение ограничений по использованию правообладателями объектов недвижимости, правовое регулирование которых осуществляется нормами Земельного кодекса РФ [3], Правилах охраны магистральных трубопроводов [4], Правилах охраны магистральных газопроводов [5].
Возникновение вопросов при применении норм, регулирующих отношений по использованию земель, на которых размещены объекты трубопроводного транспорта, свидетельствует о наличии проблем в законодательстве данной сфере.
Например, нахождение трубопровода в пределах земельного участка зачастую играет ключевую роль при принятии решения судом о признании права собственности на объект недвижимости, сносе самовольного строения.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены в виде установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий и особого режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Согласно с п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В соответствии с п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения, выполнять различного рода строительных работ, высаживать кустарники и другие.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Анализ судебных решений показал, что на сегодняшний день отсутствует единая практика применения указанной нормы.
Согласно первой позиции, «охранные зоны и зоны минимальных расстояний трубопроводов относятся к зонам с особыми условиями использования территории, сведения о таких зонах должны быть внесены в единый государственный реестр недвижимости». Следовательно, при отсутствии в выписке из единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированной охранной зоны правообладатели земельного участка вправе пользоваться земельным участком в полном объеме без всяких ограничений (Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 9-КГ17–11).
В определенной степени является наиболее верной вторая позиция судов, согласно которой «отсутствие в действующем законодательстве специальных норм, устанавливающих обязанность государственной регистрации ограничений прав на землю в связи с установлением охранных и зон минимальных расстояний до объектов магистрального трубопроводного транспорта, указанные ограничения считаются установленными в соответствии с п. 3 ст. 56 и пп. 6, 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ, Правилами охраны магистральных трубопроводов, то есть с момента ввода объекта магистрального трубопроводного транспорта в эксплуатацию, и государственной регистрации не подлежат. Указанная регистрация носит заявительный характер и отсутствие данных сведений не освобождает правообладателей от выполнения соответствующих обязанностей» (Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10.04.2017 по делу № 2–485/2017).
Для разрешения указанной проблемы и привидения к единому правоприменению необходимо разработать и принять норму, которая точно и детально регламентирует отношения по осуществлению государственной регистрации охранных зон, в том числе по вопросам о том, носят ли она обязательный характер, на какое лицо возлагается обязанность по обращению в орган регистрации, о сроках выполнения данной обязанности, о распределении расходов. Также необходимо законодательство закрепить норму, устанавливающую ограничение по использованию земельного участка, в пределах которого располагаются объекты трубопроводного транспорта вне зависимости от наличия государственной регистрации охранной зоны, поскольку нахождение объектов недвижимости или растительности создают угрозу безопасной эксплуатации, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и угрозу безопасности здоровья и жизни граждан.
Литература:
1. Портнова А. О. Экологические аспекты трубопроводного транспорта // Молодой ученый. — 2019. — № 3. — С. 124–126.
2. Постоев А. В. Земли трубопроводного транспорта: управление рациональным использованием и охраной // ЭКО. 2006. № 11 (389).
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ// СЗ Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
4. Постановление Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 (с изм. от 23.11.1994) «Об утверждении Правил охраны магистральных трубопроводов» // Документ опубликован не был. Текст документа использован по данным справочной правовой системы «Консультант Плюс».
5. Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов // 2017. № 38. ст. 5621.