В сущность обновления содержания образования положен пересмотр содержания, структуры, подходов и методов обучения и воспитания модели среднего образования. Одной из основ обновленной модели среднего образования является деятельностный подход.
Деятельностный подход — это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности ученика. Деятельностные способности формируются у учащегося лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность [2].
Школьный учебный предмет «Информатика» выполняет общеобразовательные функции, отражает в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружает учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливает молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе. Таким образом, школьный предметный курс «Информатика» можно рассматривать как условие для реализации деятельностного подхода в учебной деятельности обучающихся, так как его педагогические функции направлены на решение таких задач общего образования, как формирование основ современного научного мировоззрения, развитие мышления, подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования.
Только с помощью действия можно включить ученика в образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Меняется роль учителя. Учитель выступает не передатчиком информации и контролером, а в качестве организатора, координатора, помощника, консультанта, который обеспечивает сопровождение самостоятельной деятельности школьников.
Внедрение технологии деятельностного подхода в практику работы целесообразно начать с практических шагов по проектированию конкретной учебной темы.
Тема «Программирование решений» дает возможность учащимся ознакомиться с процессом создания программ для решения какой-либо задачи с помощью ЭВМ. Данная тема изучается в 7 классе базового курса «Информатика» и рассчитана на 10 учебных часов. Теоретическая часть темы строится на основе раскрытия понятие языки программирования, системы программирования, типы данных, программирование алгоритмов. Практическая часть направлена на освоение учащимися записи алгоритмов на языке программирования в интегрированной среде разработки программ.
Технология деятельностного подходавключает в себя систему деятельностных шагов. Рассмотрим последовательность данных шагов на примере структуры урока введения нового знания. Данная структура в рамках деятельностного подхода согласно Л. Г. Петерсону(3) состоит из:
- Этап мотивации к учебной деятельности.
- Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
- Этап постановки учебной задачи.
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Рассмотрим каждый этап на примере урока на тему «Типы данных» из раздела «Программирование решений».
Тема урока: Типы данных
Класс: 7
Цель урока: классифицировать типы данных.
Критерии успеха: знать, что такое переменная; знать, что такое тип данных; уметь правильно выбирать тип данных для переменных, используемых в программах.
- Этап мотивации к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
Игра «Слова в программировании».
Учащиеся становятся в круг и передают друг другу мяч при этом называют одно слово, связанное с программированием или с прошлой темой урока. Выбывает с игры тот, кто не смог назвать вовремя слово. Повторять слова нельзя.
Цель: вспомнить темы прошлого урока, повторить новые слова, эмоциональный настрой на урок.
- Этап актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
На интерактивной доске представлены рисунки:
Рис.1. Ситуация 1
Перед вами представлены фото различных продуктов. Как вы считаете, как лучше хранить данные продукты?
Учащиеся предлагают свои варианты. Возможные варианты ответов: каждый продукт имеет свой определенный контейнер для хранения продукта (солонка, бутылка, корзина).
Рис. 2. Ситуация 2
Вывод. Совместное обсуждение:Каждый продукт в зависимости от своего свойства или вида имеет определенный тип контейнера.
Цель этапа актуализации является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
- Этап постановки учебной задачи.
Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы.
Спросить у учеников — что такое переменная? Какие существуют типы данных?
В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
Дать определение понятияпеременной, объяснить на конкретных примерах.
Рис. 4.
Объяснить правила именования переменных на языке программирования.
Задание. Назовите имена переменных, соответствующих правилам наименования переменных: А, d4, рат, 8а, т_5, otv, reshenie, var, d+b. Приведите свои примеры имен переменных.
Сказать ученикам, что и для переменных нужно использовать подходящие типы данных, например, если мы хотим хранить число, то нужно сказать об этом компьютеру. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в соответствии форме: <тип данных><имя переменной>. Раздать учащимся таблицу-памятку «Типы данных».
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Задание. Объявите переменные, которые будут использоваться в программе нахождения площади прямоугольника со сторонами а, b? Проговариваем с учащимися алгоритм объявления переменной.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
Реализуя деятельностный подход на уроках информатики, предполагается активация познавательной деятельности учащихся на творческой основе, овладение учащимися компьютерной грамотности, присвоение новых знаний в процессе обучения, актуализация мыслительной деятельности школьников.
Литература:
- Белокрылова Е. В. Реализация системно-деятельностного подхода при решении математических задач. — Казань: Бук, 2016. — С. 48–50.
- Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.– СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, — 2004.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006.