Реализация системно-деятельностного подхода при решении математических задач
Автор: Белокрылова Елена Вячеславовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 25.09.2016
Статья просмотрена: 633 раза
Библиографическое описание:
Белокрылова, Е. В. Реализация системно-деятельностного подхода при решении математических задач / Е. В. Белокрылова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11066/ (дата обращения: 17.12.2024).
В 1985 году появилось понятие системно — деятельностный подход. Он стал объединением системного подхода, который разрабатывали классики советской педагогики, такие как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и деятельностного подхода, авторами которого стали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Ф. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Н. Ананьев. С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования изменился подход к образованию. Основой ФГОС ООО является системно — деятельностный подход к построению содержания, способов и форм образовательного процесса.
Деятельностный подход позволяет ученику овладевать универсальными учебными действиями, позволяющими решать практические задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность — личность», т. е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, при реализации основной образовательной программы должны соблюдать требования ФГОС ООО.
Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Основной идеей такого подхода является то, что главным результатом образования становятся не знания, умения и навыки, а способность человека к эффективному применению полученных знаний в различных практических ситуациях.
Классно-урочную систему пока никто не отменял, поэтому основная форма организации учебной деятельности — урок. Для правильной организации урока в рамках системно — деятельностного подхода, надо соблюдать принципы построения урока, типологию уроков и критерии, по которым можно оценить урок.
Дидактические принципы системно — деятельностного подхода:
- Принцип деятельности: ученик добывает знания самостоятельно, при этом он должен принимать активное участие в совершенствовании своих знаний и умений. Это способствует развитию общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.
- Принцип непрерывности: между ступенями обучения должна прослеживаться преемственность способов, методик и содержания обучения. При этом учитываются возрастные психологические особенности детей.
- Принцип целостности: в процессе обучения у детей формируется целостное представление о мире.
- Принцип минимакса: в школе ученик должен иметь возможность получать образование на максимальном для него уровне, при этом обязанность школы — обеспечить усвоение государственного стандарта знаний.
- Принцип психологической комфортности: во время обучения в школе должна быть доброжелательная атмосфера.
- Принцип вариативности: учащиеся должны научиться самостоятельно принимать решения, рассматривая при этом различные варианты в зависимости от сложившейся ситуации.
- Принцип творчества: в процессе обучения особое внимание уделяется творчеству, учащиеся имеют возможность проявить творческий подход в процессе решения учебных задач.
Системно-деятельностный подход может быть использован на различных этапах урока: при открытии нового знания, во время рефлексии, на этапе повторения изученного материала, на этапе контроля знаний.
Этапы технологии системно — деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке:
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
- Актуализация знаний и затруднение в деятельности.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности (итог).
Алгоритм конструирования урока в рамках системно — деятельностного подхода:
- Разбить урок на отдельные модули, для каждого модуля определить цели и результаты.
- В зависимости от цели урока выбрать педагогический прием из списка приемов.
- Использовать конструктор ситуационных задач Илюшина для изменения упражнений, предложенных в учебнике.
- Проверить соответствует ли полученный сценарий принципам системно — деятельностного подхода.
- Оценить КПД урока. Деятельность учителя должна быть сведена к минимуму при максимальной деятельности учеников.
Приведу для примера несколько приемов и техник, используемых на различных этапах урока математики.
Самоопределение к деятельности в начале урока используется для привлечения внимания учеников, наведения дисциплины. Чтобы этот этап прошел более организованно можно использовать несколько педагогических приемов: нестандартный вход в урок, отсроченная отгадка, «удивляй!» и т. д.
Рассмотрим один из приемов: «Удивляй!». Этот прием направлен на активизацию мыслительной деятельности в начале урока, используется для формирования умения анализировать, выделять и формулировать противоречие. В начале урока геометрии по теме «Сумма углов треугольника» учитель дает задание построить произвольный треугольник, измерить углы треугольника и найти их сумму. После того, как все ученики выполнят задание, учитель объявляет, что может с легкостью угадать ответ, который они получили (ответ написан на слайде, приготовленном заранее). Далее можно перейти к следующему этапу урока.
Следующий этап урока — актуализация знаний чаще всего проводится в виде устного опроса, математического диктанта, проверочной самостоятельной работы. Я думаю, что более эффективными способами могут стать приемы и техники: цепочка признаков, шаг за шагом, толстый и тонкий вопрос и т. д.
Рассмотрим прием «Шаг за шагом», который используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, называют термин, понятие из изученного ранее материала. Приведу пример использования приема «Шаг за шагом» на уроке обобщения по теме «Треугольники» в 7 классе. Ученики шагают к доске и перечисляют свойства одного из видов треугольников: равнобедренного, равностороннего, прямоугольного. На доске надо сделать соответствующий рисунок и записи.
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Даже в самых неинтересных для детей случаях можно подобрать прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала. К таким приемам можно отнести следующие: пинг-понг, «имя — значение», лови ошибку, хорошо — плохо, связи и т. д.
Прием «лови ошибку» формирует у учеников умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся в данной задаче, теореме, содержащей неизвестное количество ошибок найти все ошибки и аргументировать свое решение. Придя к решению, группа выбирает выступающего, который передает учителю результаты или приводит свое решение перед всем классом. Перед началом работы определяется отведенное на нее время.
Поиск решения проблемы чаще всего происходит во время изучения нового материала. Но иногда это не эффективно, особенно когда не хватает знаний, поэтому можно отвести время на уроке для формирования умения решать проблему и разрабатывать план действий. Для этого можно использовать определенные техники и приемы: стратегия «ИДЕАЛ», «стратегия Фишбоун», хорошо — плохо, генераторы-критики и т. д.
Рассмотрим применение приема «генераторы-критики». Прием заключается в том, что учитель ставит проблему (дает задачу), не требующую длительного обсуждения. Дается задача, имеющая несколько вариантов решения. Класс делится на две команды. Первая команда должна дать как можно больше вариантов решения проблемы. Задача критиков выбрать из этих вариантов наиболее подходящие. Учитель помогает учащимся вывести правило, решить проблему.
Для организации самостоятельной работы детей во время урока чаще всего отводится достаточно времени. На этом этапе особый эффект дает решение не только задач из учебника, но специальные приемы для организации самостоятельной работы. Учитель может составить исследовательские задачи, используя конструктор Илюшина для наполнения содержания урока заданиями, которые соответствуют требованиям системно — деятельностного подхода. К приемам, позволяющим организовать работу детей можно отнести следующие: морфологический ящик, создай паспорт, ситуационные задачи и т. д.
Прием «Морфологический ящик» можно использовать для создания копилки и построения определений при изучении математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по определенным признакам, определение существенных и несущественных признаков математического объекта. Можно собирать элементы задачи (условия, вопросы) для конструирования новых задач, составление копилки математических формул, величин, геометрических фигур с последующей классификацией.
С целью конструирования учебных задач из задач и вопросов школьных учебников может быть использован метод разработки ситуационных задач Илюшина, а также метод разработки исследовательской или изобретательской задачи на основе общей теории сильного мышления.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
В современной школе приоритетной целью становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной школы на уроках математики, в рамках внедрения ФГОС, является системно — деятельностный подход. В результате такой работы учащийся должен почувствовать, что стал успешным.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / Министерство образования и науки РФ. [Текст] / М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
- Цыганова Е. Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А. М. Кондаковым [Текст] / Справочник руководителя образовательного учреждения, № 1, 2009.
- Асмолов А. Г. С Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18–22.
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: Вита-Пресс,2005.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.