Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Тасен, А. К. Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода / А. К. Тасен, В. В. Серебреникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 511-512. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59134/ (дата обращения: 19.10.2024).



Нынешняя степень становления науки и техники, всеобщая компьютеризация, инновационные технологии требуют от учащихся наличие умений и навыков. Для того, чтобы учащийся имел возможность самостоятельно находить нужные ему знания, решать задачи различного рода, действовать согласно своему разуму, сталкиваясь с возникающими ситуациями, ему необходимо научиться мыслить.

Одной из ключевых задач образовательного учреждения является способствовать формированию мышления школьника, развитию его интеллектуальных способностей. Значимой частью умственного развития человека считается алгоритмическое мышление. Большими возможностями с целью развития алгоритмического мышления имеет предмет информатика [3].

Эффективным способом формирования алгоритмического мышления школьников в курсе информатики является обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела «Программирование решений» [1].

Любую человеческую деятельность всегда можно представить в виде процесса решения человеком тех или иных задач (учебных, познавательных, трудовых и др.). При организации деятельности ведущую роль имеет мышление. Оно всегда является процессом, который направлен на достижение определенной цели, на познание и преобразование определенного объекта. И во многом процесс мышления определяется именно характером объектов и способами их преобразования.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач разного происхождения [2].

Для формирования алгоритмического мышления нужно научить детей: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное задание; планировать последовательность выделенных действий; правильно записывать алгоритм.

Важным моментом является усвоение учащимся классификации типов данных. Данная тема входит в основу программирования.

Узловыми понятиями в программировании являются понятия переменной и присваивания. Процесс решения вычислительной задачи — это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге в определенных переменных получается искомый результат. Переменная получает определенное значение в результате присваивания. Ученикам необходимо дать понять, что на уровне машинных команд присваивание — это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды. Из числа команд, входящих в представленную выше систему команд, присваивание выполняют команда ввода и команда присваивания.

В большинстве случаев непонимание некоторыми учениками программирования происходит от непонимания смысла присваивания. Поэтому учителям рекомендуется обратить особое внимание на этот вопрос.

Объявление переменных. Если мы хотим хранить число, то нужно сообщить об этом компьютеру:

<имя переменной>: <тип данных>;

Пример: X1: integer;

Так записываются переменные в паскале, делфи, лазарусе или им подобным языкам.

Для С++ и ему подобным языкам применяется другая форма записи:

<тип данных> <имя переменной>;

Пример: int a;

Обратите внимание учеников на то, что нельзя путать команду присваивания с математическим равенством. Особенно часто путаница возникает в тех случаях, когда в качестве знака присваивания используется знак «=» и учитель читает его как «равно». В некоторых языках программирования знак «=» используется как присваивание, например, в Бейсике и Си. В любом случае надо говорить «присвоить».

Ученикам, отождествляющим присваивание с равенством, совершенно непонятна такая команда: Н:= Н + 1. Такого математического равенства не может быть. Смысл этой команды следует объяснять так: к значению переменной Н прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Н. Иначе говоря, данная команда увеличивает значение переменной Н на единицу.

Примеры решения задач.

Задача1. На языке программирования С++ объявить три переменные a,b и c типа int и присвоить первой числовое значение, второй — первую переменную, увеличенную на 3, третьей переменной — сумму первых двух.

Решение:

Вспоминаем форму записи объявления переменных на языке С++: сначала указывается тип данных для переменной, затем название этой переменной.

int a;

int b;

int c;

Далее присваиваем значения переменным. Знак присваивания на языке программирования С++ обозначается как «=».

Первой переменной присваиваем числовое значение:

int a = 4;

Второй переменной присваиваем первую переменную, увеличенную на 3:

int b = а + 3;

Третье переменной присваиваем сумму двух первых переменных:

int c = а + b;

Решение задач осуществляется с использованием блок-схем без использования компьютера. Затем происходит обучение учащихся основам программирования на языке С++. Эти же задачи переводятся на язык программирования, производится отладка программы и ее тестирование.

Для закрепления алгоритмических конструкций учащиеся составляют программы по заданиям учителя.

Литература:

  1. Газейкина А. И. Стили мышления и обучение программированию // Информационные технологии в общеобразовательной школе. — 2003. — № 6. — С.12–19.
  2. Коляда Е. П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 2 класса //Информатика и образование. — 1996. — № 1. — С.86–88.
  3. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления // Информационные технологии в общеобразовательной школе. — 2003. — № 6. — С.6–11.
Основные термины (генерируются автоматически): переменная, алгоритмическое мышление, значение переменной Н, команда присваивания, математическое равенство, основа программирования, решение задач, числовое значение, язык программирования, язык программирования С.


Похожие статьи

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Методика анализа селективности тестовых заданий, используемых при рейтинговом контроле знаний студентов

Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений»

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений

Похожие статьи

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Методика анализа селективности тестовых заданий, используемых при рейтинговом контроле знаний студентов

Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений»

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений

Задать вопрос