Проанализирована специфика деятельностного подхода, его основные принципы и приёмы. Определена значимость его применения в обучении младших школьников.
Ключевые слова: деятельностный подход, младшие школьники, технология.
В современном российском обществе растёт потребность в нестандартно мыслящих, креативных специалистах, способных быстро ориентироваться в своей профессиональной деятельности. Информация и знания, которые хранятся в долгосрочной памяти человека и не находят своего применения, теряют свою значимость, так как в высокотехнологичном обществе любые сведения можно быстро найти в обновлённом виде. Эти факторы требуют качественной модернизации методов, подходов и техник обучения школьников XXI века. Помимо богатых теоретических познаний, современный школьник должен владеть навыком находить нестандартные решения, применяя их на практике, уметь работать в команде, осуществлять самостоятельную исследовательскую работу, искать и анализировать информацию. На современном этапе большую роль играет способность школы сформировать у детей соответствующие навыки, такие как: по предложенному описанию восстанавливать свойства результата деятельности; обозначать функции результата труда в различных сферах деятельности; сопоставлять и перечислять свойства и функции конкретного объекта; определять зависимости между функциями объекта наблюдения; характеризовать свойства наблюдаемого объекта и сопоставлять их с функциональным значением; характеризовать способности, которые необходимы для реализации конкретной функции.
С этой целью педагогам необходимо искать нестандартный подход к изложению материала.
Деятельностный подход — это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. [1]
Один из родоначальников этой технологии Эльконин Д. Б. признает, что развитие личности в системе обучения происходит за счёт формирования универсальных учебных действий. [3] Формируется навык овладения новыми знаниями как компетенция, которая будет использоваться в течение всей жизни. Традиционный подход к обучению, который предполагает подробное объяснение и контроль усвоения материала, позволяет достичь таких результатов лишь частично.
Деятельностный подход позволяет получать знания об определённых научных понятиях не изолированно, а в контексте реальных жизненных проблем. Благодаря групповому взаимодействию дети учатся сотрудничеству при решении творческих задач, разрешению конфликтных ситуаций, что также является одной из важнейших компетенций. Деятельностный подход рекомендуется использовать на всех этапах и применять его вместе с традиционными методами.
В младшем школьном возрасте дети эмоционально и открыто воспринимают окружающую действительность.
С помощью деятельностного подхода можно решить следующие педагогические задачи:
− Сформировать самоопределение учащегося в рамках определённой системы с принятыми в ней нормами и правилами, развить способность к целеполаганию и планированию своей деятельности, научить анализировать ее результаты.
− Сформировать систему культурных и нравственных ценностей.
− Сформировать целостную картину мира. [2]
Часто происходит так, что ребёнок идёт в первый класс недостаточно подготовленным к обучению в психологическом плане. Известно, что с самого рождения человек получает знания о предметах и явлениях через игру. В раннем возрасте он учится воздействовать на предметы, затем возникают сюжетно-ролевые игры, в которых важно уметь строить взаимодействие с другими участниками. В раннем школьном возрасте дети строят игру на основе образов. Для успешной учёбы в школе необходимо, чтобы ребёнок прошёл к 7 годам все этапы игрового познания мира. Но зачастую дети младшего школьного возраста недостаточно овладевают абстрактным мышлением, поэтому им сложно из символьного текстового описания представить и удержать образ объекта. Эта проблема решается с помощью деятельностного подхода. [3]
Основным отличием этого подхода от традиционного является то, что дети не получают знания в готовой форме. Им необходимо самим становиться исследователями и первооткрывателями. Педагог только ставит проблему и организует исследовательскую деятельность.
Можно выделить следующие принципы деятельностного подхода.
- Каждый из учащихся активно действует в процессе усвоения материала.
- Каждый последующий этап обучения логически связан с результатами предыдущего.
- Ученики имеют общие представления об окружающей их действительности и о самих себе.
- Школа не ограничивает учеников в получении знаний по предметным дисциплинам. Государственный стандарт знаний выступает тем необходимым минимумом, который способен освоить каждый учащийся.
- На уроке обеспечивается комфортная и доброжелательная обстановка, исключаются все факторы стресса.
- Возможность перебора различных вариантов в поисках правильного решения.
- Учащихся всячески поощряют к творческой деятельности. Признаются достоинства и особенности каждого участника процесса обучения, к рассмотрению принимаются любые новые идеи и решения. [1]
Новую технологию обучения можно органично совмещать с существующей.
Технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы:
- Ученикам предлагается проанализировать знакомые ситуации, связанные с темой урока. Формируется понимание необходимости получения знаний по теме, поддерживается интерес.
- Педагог ставит перед учащимися задачу по самостоятельному или коллективному поиску решения.
- Через построение гипотез, выбор вариантов школьники приходят к алгоритму выхода из затруднения, усваивают пути решения задачи.
- Ученики выполняют задание по самоконтролю с целью обнаружения затруднений и их устранения. Педагог в данном случае выступает не в роли оценивающего, а в роли помощника.
- Формулировка учениками своих успехов и проблем.
Для применения технологии в начальной школе можно использовать следующие приёмы.
- Тема урока подаётся в виде вопроса. Ученики самостоятельно приходят к правильному ответу, строя гипотезы и выбирая из разных вариантов.
- Работа над понятием. Ученикам предлагается самостоятельно найти в словаре определение понятия или объяснить таким образом тему урока.
- Домысливание. Задачи урока преподносятся не полностью сформулированными. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно догадаться, о чем пойдёт речь. Такой же приём можно использовать для формулировки выводов.
- Проблемная ситуация. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос. При этом, необходимо создать ситуацию поиска, когда учащиеся коллективно приходят к разрешению возникшего противоречия.
- Группировка. Дети самостоятельно классифицируют объекты по определённым признакам по теме урока.
- Побуждающий диалог. Педагог использует стимулирующие формулировки, которые подводят к правильному ответу.
- Подводящий диалог. Педагог приводит детей к открытию знания по теме. [2]
- Исключение. Педагог предлагает ряд объектов, один из которых отличается от остальных. В задачи учащихся входит найти этот объект и исключить.
- Мозговой штурм. Детям предлагается высказать как можно больше вариантов решения задачи. Из них выбираются наиболее удачные.
Организовать урок с применением деятельностного подхода можно тоже нестандартно. Например, тематически: эстафета, диспут, путешествие.
Таким образом, деятельностный подход в обучении младших школьников позволяет повлиять на мотивацию к учёбе, повысить ее эффективность, сформировать необходимые компетенции и способы мышления с помощью решения творческих задач.
Литература:
- Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. — М., 2005. — 32 с.
- Сергеева Б. В., Дзюба М. В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6. С. 413
- Д. Б. Эльконин. Психология игры. — М., 1999. — 360 с.