Статья посвящена анализу результатов исследования мотивации обучения в КГБ ПОУ ВЛХТ им. Н. В. Усенко. Даны основные определения понятия «мотивация», выделы виды мотивов студентов групп 1–4 курсов «Лесное и лесопарковое хозяйство» техникума, формированию профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, формирование профессиональной мотивации, среднее профессиональное образование, педагогическая помощь.
Сегодня особое внимание требуется уделять проблеме мотивации познавательной и учебной деятельности студента. Так как, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умения мыслить, решать нестандартные задачи и находить альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Всему этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности.
Большинство исследователей под профессиональной мотивацией понимают действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии, влияют на успешность учебной деятельности, направленной на овладение профессией, на удовлетворенность этой деятельностью и в будущем на успешный карьерный рост молодого специалиста.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в самом процессе формирования будущего профессионала; мотивы же являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха.
Ориентация на продолжение обучения у выпускника школы во многом обусловлена еще и инерцией опыта. Дело в том, что учение для школьника является привычным видом деятельности. Современный сначала абитуриент потом выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека. [1, с. 65]
Понятие — «мотивация» побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т. е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П. М. Якобсон). [3,185].
Е. А. Климов соотносит профессиональное самоопределение с ситуациями выбора молодыми людьми жизненного пути, профессии, определения ими своих жизненных целей и планов [2].
В работах А. А. Реана [4] и В. А. Якунина [5] отмечается, что профессиональная мотивация обладает динамичным характером, в ходе обучения у студентов удовлетворенность приобретаемой профессией может как возрастать, так и снижаться.
Для определения уровня мотивации студентов к обучению использовала методику Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе» применительно к среднему специальному учебному заведению. [1, с. 433] Данная методика содержит 3 шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). На динамику профессиональной мотивации влияют два основных фактора: условия образовательной среды и социально-психологические особенности студентов.
Как показали результаты групп 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство теоретико-эмпирического исследования, среди компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов можно выделить два класса мотивов: центральные, или направленные на процесс и результаты образования (к ним относятся мотивы профессиональные, самореализации и учебно-познавательные), и сопутствующие профессионализации студентов, или внешние по отношению к процессу и результатам образования (мотивы коммуникативные, избегания, престижа, социальные). В зависимости от стадии социально-психологического развития личности и группы в процессе образования, а также положения обучающихся в структуре межличностных отношений профиль учебно-профессиональной мотивации студентов приобретает различные характеристики.
У 22 % (18 чел.) студентов преобладающим мотивом является стремление к приобретению знаний, любознательность; у 38 % (30 чел.) студентов — стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества; у 40 % (35 чел.) студентов — стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
На основании данного исследования можно предположить, что у большинства студентов выявлена неудовлетворенность профессией, проявляется тенденция к снижению мотивации на овладение профессией и повышение мотивации на формальное получение диплома к 4 курсу. Скорее всего, это обусловлено некоторым временным разочарованием студентов при столкновении с реальностью работы в лесничествах.
Рис. 1. Результаты исследования мотивации на овладение профессией
«Средний» студент руководствуется мотивами профессиональными (интерес к профессии, желание стать высококвалифицированным специалистом), творческой самореализации и учебно-познавательными. Большое значение имеют для студентов коммуникативные и социальные мотивы (обеспечить себе достойное служебное положение, приносить пользу обществу, исполнить долг перед родителями и образовательным учреждением).
На практике же студенты, не имеющие мотивации к овладению профессией, испытывают трудности в процессе обучения и рано или поздно отказываются от него. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы.
Литература:
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
- Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учебн. пособ. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 184 с.
- Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
- Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 639 с.