К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах
Автор: Шумилова Ксения Васильевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2021)
Дата публикации: 25.02.2021
Статья просмотрена: 282 раза
Библиографическое описание:
Шумилова, К. В. К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах / К. В. Шумилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/390/16409/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена проблеме отсутствия мотивациик изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесса, определить уровень и факторы мотивации к изучению иностранного языка у студентов ссуза неязыкового профиля.
Ключевые слова: мотивация, мотив, учебная мотивация, мотивация к изучению иностранного языка, внутренние и внешние мотивы, иностранный язык, ссуз, неязыковой профиль.
Специфика современного образовательного процесса, который выделяет в качестве первостепенной проблему подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов, все чаще имеет дело с крайне низким уровнем мотивации студентов ссузов к изучению иностранного языка. Однако владение иностранным языком является одним из важных составляющих высокого уровня конкурентоспособности на рынке труда на данный момент. Это умение выступает в качестве существенного компонента профессиональной деятельности современного специалиста любого профиля, что обуславливает необходимость качественной языковой подготовки студентов неязыковых учебных учреждений, а также необходимость поиска новых педагогических технологий обучения и создания таких педагогических условий, которые способствовали бы повышению результативности процесса обучения.
В последнем поколении ФГОС иностранный язык является обязательной дисциплиной для обучения как в высших учебных заведениях, так и при подготовке специалистов среднего звена. Особое внимание следует уделить средне-специальным учебным заведениям неязыкового профиля, потому, как показывает практика, студенты ссузов демонстрируют неоднозначное отношение к предмету «Иностранный язык». Преподаватели зачастую сталкиваются с низким уровнем мотивации к изучению иностранного языка, что значительно влияет на уровень подготовки будущих специалистов. В связи с этим проблема отсутствия мотивации к изучению иностранного языка у студентов ссузов является одной из наиболее актуальных тем в современном образовании.
Термин «мотивация» произошел от латинского слова moveo, что в переводе означает «двигаю». Е. П. Ильин в своей книге «Мотивация и мотивы» пишет, что впервые этот термин был употреблен А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910) [6, с. 65]. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В. К. Вилюнас определяет мотивацию как «совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность» [2, с. 191]. Ж. Годфруа считает, что «мотивация — это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение» [3, с. 142]. К. К. Платонов определяет ее как «совокупность мотивов» [10, с. 97], а, например, М. Ш. Магомед-Эминов рассматривает мотивацию «как процесс психической регуляции конкретной деятельности» [8, с. 173].
Большинство ученых связывают понятие мотивации с понятием мотива, который можно обозначить как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве мотива выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Более того, мотивация зачастую выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива [5]. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности [7, с. 311], что означает, что мотив дается человеку как бы готовым, то есть его не надо формировать, а лишь актуализировать, вызвать в сознании человека его образ.
На разработку проблемы мотивации большое влияние, хотя и в разной степени, оказали представления общепсихологического плана, сложившиеся в основных психологических школах, яркими представителями которых являлись Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм, К. Г. Юнг и др. Сегодня проблема мотивации интересует большое количество ученых, таких как Е. П. Ильин, Л. А. Ерофеева, И. А. Макеева; Т. А. Бирюкова, Е. В. Воробьева и др. В работах данных ученых рассматриваются вопросы формирования мотивации учебной деятельности студентов, использования творческих заданий в учебной деятельности, взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения и т. д.
Говоря о мотивации как о психологическом явлении, необходимо выделить ее виды. Существует несколько классификаций мотивации: подавляющее большинство ученых выделяет внутреннюю или интринсивную (связанную с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами) и внешнюю или экстринсивную мотивации (не связанную с содержанием какой-либо деятельности, а обусловленную внешними для человека обстоятельствами) [6, с. 67]. Дополнительно к этому некоторые ученые, например, В. Г. Асеев, выделяют положительную (основанную на положительных стимулах) и отрицательную (основанную соответственно на отрицательных стимулах) мотивации [1, с. 49]; третья группа исследователей, таких как Е. П. Ильин, рассматривает устойчивую (основанную на естественных потребностях человека) и неустойчивую (требующую постоянной внешней поддержки) мотивации [6, с. 73].
Особое внимание в психолого-педагогических исследованиях отводится проблеме учебной мотивации. Мотивация учащихся или учебная мотивация — это очень важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для ученика или студента. В ином случае успешное обучение станет невозможным.
Учебная мотивация характеризуется сложной структурой. В качестве основных ее компонентов Б. Вернер [10] выделяет следующие мотивы:
− гражданский (учение как подготовка к будущей жизни в обществе);
− познавательный (приобретение знаний и навыков, сюда же относится содержание учебной деятельности и учебного материала);
− социальной идентификации с преподавателем (соответствует требованиям преподавателя и высоких учебных достижений студентов);
− социальной идентификации с родителями (соотносится с ожиданиями родителей в области учебы и поведения);
− переживания (связан с привлекательностью учебного материала, его разнообразием и занимательностью);
− материальный (учение как предпосылка материальной обеспеченности в будущем);
− значения (приобретение и поддержание высокого социального престижа среди сверстников).
Также в отдельных источниках можно встретить другие виды мотивов, выделяемые учеными. Например, А. Маслоу, который отождествлял понятие мотива с понятием потребности, выделял физиологические, социальные и другие потребности [9]. Некоторые ученые подразделяют мотивы на осознаваемые и неосознаваемые, мотивы-стимулы и мотивы-смыслы и др.
Мы считаем, что с точки зрения мотивации учебной деятельности наиболее подходящей является классификация мотивов Б. Вернера, которая отражает все необходимые стороны процесса становления мотивации в обучении. Среди предложенных мотивов наиболее значимым, на наш взгляд, является познавательный мотив, включающий в себя такой важный аспект обучения как содержание учебной деятельности и учебного материала. На практике уже давно доказано, что чем интересней учебный материал и чем больше обучающийся вовлечён в активный процесс обучения, тем более повышается и его мотивация к этому процессу [6, с. 264].
Следует отметить, что учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Однако не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные. Ведущие мотивы связаны с внутренним обретением личностных смыслов учебной деятельности студентов, в то время как второстепенные мотивы обусловлены внешними факторами и не связаны непосредственно с содержанием процесса обучения.
Отдельное внимание уделяется формированию мотивации к изучению иностранного языка. Как показывают многочисленные исследования, проблема низкого уровня мотивации к изучению иностранного языка или вовсе ее отсутствие зачастую встречается не только на этапе среднего общего образования, но и на этапе средне-специального и высшего уровней образования. Особенно остро эта проблема стоит в ссузах неязыкового профиля, потому что, несмотря на требования учебной программы и современную обстановку в мире, будущие специалисты не придают иностранному языку особого значения. Речь идет об отсутствии как внутренней, так и внешней мотивации к изучению непрофильного предмета.
Для исследования уровня мотивации к изучению иностранного языка в ссузах, а также для выявления факторов, влияющих на уровень мотивации, на основе тест-опросника Т. Д. Дубовицкой [4, с. 75] мы разработали диагностическую анкету, вопросы которой соотносятся с классификацией мотивов Б. Вернера. Анкета была создана при помощи сервиса Google Формы и состоит из 30 вопросов. Анкетирование было проведено среди студентов одной группы ссуза неязыкового профиля г. Улан-Удэ и, к сожалению, выявило действительно низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также основные факторы, влияющие на это. При подсчете баллов, полученных за ответы, мы опирались на следующую градацию: 0–15 баллов — низкий уровень мотивации, 16–24 баллов — средний уровень мотивации, 25–30 баллов — высокий уровень мотивации. Полученные результаты мы можем увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты анкетирования
Подавляющее большинство студентов из группы, а именно 68 % (17 человек) имеют низкий уровень мотивации, 28 % (7 человек) — средний уровень и всего 4 % (1 человек) из 25 студентов имеет высокий уровень мотивации. Также данная диагностика позволила выделить ряд факторов, влияющих на это: полное отсутствие либо присутствие в небольшом объеме таких мотивов, как познавательный, гражданский, социальной идентификации как с преподавателем, так и с родителями, мотив значения. Это значит, что изучению иностранного языка не придают особой ценности, несмотря на его высокую значимость в современном обществе, а также учащимся не интересно или непонятно содержание учебной деятельности, отсутствует эффективное взаимодействие учащегося с преподавателем и родителями, имеющими возможность оказывать влияние на повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка.
Несмотря на высокую осведомленность современным положением дел в мире, широкую доступность использования новых информационных технологий в качестве дополнительного источника для снятия трудностей, возникающих в процессе обучения, а также высокий уровень подготовки педагогов, студенты ссуза все же имеют крайне низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка. Данное положение дел противоречит требованиям стандартов и современной ситуации в образовательном процессе, когда конкурентоспособный специалист должен владеть иностранным языком. Таким образом, проведенное исследование доказывает наличие серьезной проблемы с мотивацией к изучению иностранного языка студентами ссузов неязыковых профилей и необходимости принятия мер по ее решению. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать применение в учебном процессе современных веб-сервисов, которые уже доказали свою эффективность в повышении уровня мотивации к изучению иностранного языка.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: «Мысль», 1976. — 158 с.
- Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 191–200.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. — М.: Мир, 1992. — 376 с.
- Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. — 2005. — № 1. — С. 73–77.
- Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. — 1985. –Т. 6, № 3.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». — М.: Смысл, 2000. — 509 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности [Текст]: Учебное пособие по психологии личности для психоаналитических учебных заведений — М.: ПАРФ, 1998. — 494 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1999. — 430 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности [Текст] / отв. ред. А. Д. Глоточкин. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. — 1999. — 240 p.
Ключевые слова
мотивация, мотив, иностранный язык, учебная мотивация, мотивация к изучению иностранного языка, внутренние и внешние мотивы, ссуз, неязыковой профильПохожие статьи
Мотивация изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов
В данной статье исследуются мотивы изучения иностранных языков у студентов неязыковых вузов. Становится очевидным несоответствие желания студентов изучать иностранный язык и низкого уровня его владения. Познавательные и профессиональные мотивы не зан...
Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка
Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах
Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...
Изучение учебной мотивации студентов вуза
В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...
Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре
При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного я...
Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе
Статья посвящена анализу возможностей индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом (техническом) вузе. Отмечается необходимость выявления и учета индивидуальных потребностей и способностей обучающихся, поиска технологий их творческого ра...
Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения
Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...
Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...
Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка
Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...
Похожие статьи
Мотивация изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов
В данной статье исследуются мотивы изучения иностранных языков у студентов неязыковых вузов. Становится очевидным несоответствие желания студентов изучать иностранный язык и низкого уровня его владения. Познавательные и профессиональные мотивы не зан...
Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка
Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах
Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...
Изучение учебной мотивации студентов вуза
В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...
Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре
При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного я...
Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе
Статья посвящена анализу возможностей индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом (техническом) вузе. Отмечается необходимость выявления и учета индивидуальных потребностей и способностей обучающихся, поиска технологий их творческого ра...
Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения
Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...
Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...
Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка
Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...