Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/48/5987/ (дата обращения: 26.12.2024).

Education is an indispensable demand for every person in modern society. And motivation, it’s structure, main motives determine quality of education. Motivational research requires detailed theoretic work.


Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

В научной литературе, посвященной данному вопросу, внимание уделяется, прежде всего, изучению мотивов учения школьников и мотивов труда специалистов в конкретных областях. Технологии изучения учебной мотивации студентов почти не рассматриваются современными исследователями, несмотря на важность этой проблемы. От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями. Необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности студентов, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать позитивную мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса.

В самом общем виде мотивация к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий [1]. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между стимулами и реакциями человека зависит от его жизненного опыта, воспитания, эмоционального состояния, в результате чего различные люди могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.

Поэтому следует принять более точное определение мотивации. «Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [1,с.133]. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [2]. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет разные источники. М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации [4]:

  • внутренние — познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);

  • внешние — определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся требования, ожидания и возможности (требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности; ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности; возможности — это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности);

  • личные — интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы, а также другие источники, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к изменению системы учебных мотивов или их деформации.

Процедура мотивации состоит из следующих психических процессов: восприятие содержания мотива, эмоциональная оценка его личного значения, осмысление содержания и оценки мотива, убеждение в мотиве.

Содержание мотива зависит от вида мотива. Содержанием внутренних мотивов является знание обучаемого о значении изучаемого материала в мировоззрении, в познании данного объекта, в практической деятельности. Восприятие этого знания порождает соответствующие представления в сознании обучаемого. Таким образом, содержание мотива — это его объективная основа.

Субъективная основа мотива — значение учебного материала для данной личности с ее индивидуальными особенностями. Субъективное значение формируется на основе сопоставления объективного значения с субъективной системой ценностей и на основе эмоционального переживания реального, человеческого, личного значения темы. Последнее следует проиллюстрировать на конкретных примерах на уровне искусства, образа, вызывающего сопереживание. с представлением серьезных, но разрешимых проблем, ставящих под сомнение систему знаний и влияющих на общее понимание или перспективы дальнейшего познания объекта и использования знаний о нем. Примерами могут служить также исторические сведения, случаи из практики, судьбы литературных персонажей и т. п..

Эмоциональная оценка нужности знаний может быть связана как с их содержанием и объективными значением, так и с внешними сопутствующими факторами, прежде всего с личностью преподавателя. Основные составляющие, способствующие созданию положительной эмоциональной оценки преподавателя: его обаяние, глубокая внутренняя убежденность в значении своего предмета и искренняя заряженность на передачу знаний обучаемым. Фальшь и притворство быстро распознаются и убивают интерес обучаемых к предмету. Обаяние может рассеяться, если не будет подкреплено ходом и результатами обучения.

Осмысление содержания и оценки мотива — это внутренняя работа обучаемого по согласованию борющихся в нем тенденций, проявляющихся, например, при выборе между занятиями и другим делом, при соотнесении ожидаемой пользы от занятий и цены, которую надо платить за знания (время, силы).

Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.

На основе вышеперечисленных источников активности В. А. Гордашников и А. Я. Осин [2] выделили следующие группы мотивов:

  • коммуникативные мотивы (связаны с потребностями в общении);

  • мотивы избегания неудач (связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности);

  • мотивы престижа (связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус);

  • профессиональные мотивы (связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом);

  • мотивы творческой самореализации (связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач);

  • учебно-познавательные мотивы (связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний);

  • социальные мотивы (связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет).

Педагогический процесс должен опираться на актуальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе.

Для того, чтобы сформировать у студентов стойкую положительную мотивацию, необходимо следить за динамикой развития их мотивов учения. Для этого необходимо периодически проводить изучение студентов с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.


Литература:

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. [Текст] Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999. — 528с. ISBN 5–8297–0005–0 (в пер.)

  2. Гордашников В. А., Осин А.Я [Текст] Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009 год ISBN 978–5-91327–045–0

  3. Зимняя И. А. [Текст] Педагогическая психология. — М.: Издательство «Логос», 2004. — 384с. ISBN: 5–94010–018-X

  4. Айсмонтас Б. Б. [Текст] Педагогическая психология: учебное пособие /. — Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. — 368 с. — ISBN 5–9873300–2-5

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, мотив, учебная мотивация, личное значение, осмысление содержания, оценка мотива, содержание мотива.


Похожие статьи

Development of girls’ flexibility for pre-school age group

The authors in the article touch upon the problem of flexibility for young participants. This research aims to investigate the importance of flexibility in gymnastics.

Reading as an activity in the educational process

The article is dedicated to reading as an educational activity. The essence of reading is described by many linguists. The author of the article gives the overview of reading in the framework of educational system and shows the necessity of developin...

The use of innovative methods in education

The article presents the types and benefits of interactive methods, as a form of innovative learning. Also, an algorithm for conducting an interactive lesson is presented, and also features of carrying out its main part are stated. The features of ca...

Some issues of evaluation of teaching efficacy perception

Scientific article deals with the research of the main features of investigation of evaluation of teaching efficacy perception on the basis of historical-cultural point of view. The aim of the present study is to determine how teaching efficacy is pe...

Basic Principles of Organization in the Classroom

The organization of a classroom plays a pivotal role in the educational outcomes of students. Effective classroom organization fosters an environment conducive to learning, enhances student engagement, and supports the overall management of the class...

Ways to Increase the Motivation to Learn English in Primary Classes

The article is about ways to increase the motivation to learn English in primary classes. In this article it is spoken about types of motivation and Motivation in the study of foreign languages increases significantly if the prospects for the use of ...

Integration of health saving technologies in foreign educational cluster

The article is devoted to an actual problem of health saving technologies in foreign language lessons, the choice of such technologies of teaching that would be adequate to the age of pupils, remove the overload and would retain the health of schoolc...

The role of innovative technologies in education

This article is dedicated to some important issues in using the modern educational technologies in further education. Here also considered a modern reform related to the implementation of a student-centered approach which caused some major changes in...

Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса

The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the re-sources of an interactive information environment of high ...

Concepts of student ability and motivation

The central concern in this article is students' perceptions and evaluations of their ability and how it affects their motivation. Also, main types of classes of goals in an achievement and influence of classroom practices on learning and performance...

Похожие статьи

Development of girls’ flexibility for pre-school age group

The authors in the article touch upon the problem of flexibility for young participants. This research aims to investigate the importance of flexibility in gymnastics.

Reading as an activity in the educational process

The article is dedicated to reading as an educational activity. The essence of reading is described by many linguists. The author of the article gives the overview of reading in the framework of educational system and shows the necessity of developin...

The use of innovative methods in education

The article presents the types and benefits of interactive methods, as a form of innovative learning. Also, an algorithm for conducting an interactive lesson is presented, and also features of carrying out its main part are stated. The features of ca...

Some issues of evaluation of teaching efficacy perception

Scientific article deals with the research of the main features of investigation of evaluation of teaching efficacy perception on the basis of historical-cultural point of view. The aim of the present study is to determine how teaching efficacy is pe...

Basic Principles of Organization in the Classroom

The organization of a classroom plays a pivotal role in the educational outcomes of students. Effective classroom organization fosters an environment conducive to learning, enhances student engagement, and supports the overall management of the class...

Ways to Increase the Motivation to Learn English in Primary Classes

The article is about ways to increase the motivation to learn English in primary classes. In this article it is spoken about types of motivation and Motivation in the study of foreign languages increases significantly if the prospects for the use of ...

Integration of health saving technologies in foreign educational cluster

The article is devoted to an actual problem of health saving technologies in foreign language lessons, the choice of such technologies of teaching that would be adequate to the age of pupils, remove the overload and would retain the health of schoolc...

The role of innovative technologies in education

This article is dedicated to some important issues in using the modern educational technologies in further education. Here also considered a modern reform related to the implementation of a student-centered approach which caused some major changes in...

Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса

The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the re-sources of an interactive information environment of high ...

Concepts of student ability and motivation

The central concern in this article is students' perceptions and evaluations of their ability and how it affects their motivation. Also, main types of classes of goals in an achievement and influence of classroom practices on learning and performance...

Задать вопрос