Гарантии и принципы института обращений граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 782 раза

Библиографическое описание:

Ооржак, С. С. Гарантии и принципы института обращений граждан / С. С. Ооржак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57133/ (дата обращения: 18.11.2024).



Переходя к рассмотрению системы гарантий и принципов института права граждан на обращение, сделаем акцент на том, что рассматриваемый феномен носит абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер. Все дееспособные граждане вправе обращаться в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления, к должностным лицам. Этому праву корреспондируют обязанности упомянутых органов принять соответствующее обращение, зарегистрировать его, рассмотреть и дать исчерпывающий и своевременный ответ. Право граждан на обращение входит в блок прав и свобод, для осуществления которых требуется элемент правовой активности, инициативы и желания самих граждан защищать свои права, с одной стороны, и как минимум — содействие органов государственной власти и местного самоуправления, с другой стороны.

Основной Закон в ст. 33 закрепляет право на обращение исключительно за гражданами Российской Федерации, однако уже в Законе № 59-ФЗ дается разъяснение, что установленный законом порядок распространяется на правоотношения, связанные также с рассмотрением обращений иностранных граждан и апатридов, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом. В научной литературе между тем можно встретить и мнения о сомнительности таких расширительных подходов со стороны законодателей, без учета четких положений конституционных норм 1, с. 1130–1134.

В силу ст. 2 Закона № 59-ФЗ, право граждан на обращение реализуется свободно и добровольно. При этом запрещено нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно 2, с. 7–9.

В ч. 3 ст. 11 Закона № 59-ФЗ закреплена норма, позволяющая субъектам публичного управления — адресатам обращения, которое содержит нецензурное либо оскорбительное выражение, оставить последнее без ответа по существу поставленных в нем вопросов. Как разъяснено Конституционным Судом, данная норма основывается на недопустимости нарушений прав и свобод других лиц при реализации права на обращение. Это законоположение направлено на защиту чести и достоинства личности, охрану общественных отношений в сфере рассмотрения обращений граждан, так как заявитель, используя нецензурное либо оскорбительное выражение, преследует цель не защитить свои права и законные интересы, но унизить честь и достоинство лица, рассматривающего обращение, либо иных лиц 3.

К основным принципам, лежащим в основе права на обращение, относятся следующие:

1) принцип всеобщности;

2) запрет злоупотребления правом на обращение;

3) принцип равноправия (равного обращения);

4) принцип транспарентности, в силу которого рассмотрению подлежат любые обращения граждан, и устанавливаются гарантии безопасности инициаторов обращений;

5) принцип равной ответственности граждан и органов государственной власти и органов местного самоуправления;

6) принцип подведомственности, означающий, что рассматривать обращения должны именно те органы, в круг полномочий (компетенция) которых входит разрешение вопросов, поставленных в обращениях;

7) принцип верховенства права, объективности, законных ожиданий, поддержания доверия к деятельности субъектов публичной власти, всесторонности, своевременности рассмотрения обращений и т. п.

Еще один важный принцип, а именно — принцип свободного и добровольного направления обращений закреплен в п. 2 ст. 2 Закона № 59-ФЗ где определено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно и никто не должен обязывать граждан обращаться их в соответствующие органы, либо требовать от них отказаться от решения о таком обращении 4, с. 12–16. Субъекты права на обращение вправе направлять в компетентные органы любые обращения, однако это не должно нарушать права и свободы других лиц.

Полагаю, требуется непосредственное закрепление (т. е. нормативная легализация) этих принципов в Законе № 59-ФЗ, что сделало бы более основательной и стабильной правовую регламентацию в рамках данного института 5, с. 139–143.

В силу п. 1 ст. 6 Закона № 59-ФЗ запрещается преследовать граждан в связи с их обращениями — с критикой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Полагаю, данная норма должна трактоваться расширительно, а именно: недопустимо преследовать не только самого заявителя, но и членов его семьи в связи с поданным обращением. Иначе это законоположение становится фикцией: преследуя не самого гражданина, заявившего жалобу, а его родных и близких можно с легкостью достичь идентичных результатов.

Полагаю, нужно сделать особый акцент, что праву на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления корреспондирует право на конфиденциальность (прайвеси). При рассмотрении обращений нельзя разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а равно сведения, касающиеся частной жизни граждан, без их на то согласия. При этом не является разглашением сведений, содержащихся в обращениях, перенаправление письменных обращений в те органы, к компетенции которых относится разрешение вопроса, поставленного в обращении (п. 2 ст. 6 Закона № 59-ФЗ). Допустимы исключения, когда иное (кроме адресата обращения) лицо вправе получать доступ к указанным сведениям, а именно: заявитель согласен на подобное предоставление сведений, последнее детерминировано переадресацией обращения компетентному органу власти 6, с. 36–38.

Несмотря на целый ряд установленных законом гарантий и принципов реализации права граждан на обращение, действия (бездействие)органов государственной власти и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан зачастую признаются судами не соответствующими требованиям федеральных законов 7.

Литература:

  1. Кузнецова Е. В., Сосновских А. В. Нормативно-правовые основы регулирования права граждан на обращение в органы местного самоуправления // Экономика и социум. 2016. № 2. С. 1130–1134.
  2. Кравченко В. Б. Правовая регламентация и практические вопросы реализации права граждан на обращение // Донецкий юридический вестник. 2018. № 4. С. 7–9
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1342-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр-на Бугаенко А. А. на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 62 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  4. Белякова П. А. Вопросы защиты конституционных прав граждан и организаций на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления // Вопросы законности. 2015. № 5. С. 12–16
  5. Соловьев С. Г., Попов И. Е. Совершенствование правового регулирования института обращений граждан // Юридический факт. 2017. № 12. С. 139–143
  6. Соловьев С. Г., Давыдова И. П. Обратная связь с потребителями муниципальных услуг: правовые вопросы теории и практики // Правовые инновации в XXI веке. 2018. № 3. С. 36–38.
  7. «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): обращение, государственная власть, местное самоуправление, гражданин, орган, рассмотрение обращений, адресат обращения, лицо, оскорбительное выражение, свобода.


Задать вопрос