Автор рассматривает противоречия федерального законодательства и Конституции РФ в применении права на обращения, анализирует проблемы правоприменения законодательства об обращениях граждан, определяет основные направления совершенствования российского законодательства в сфере права на обращения граждан.
Нормативно-правовая база, регулирующая порядок и процедуру обращений граждан в органы государственной власти в Российской Федерации, содержит множество коллизий и пробелов. Встречаются и противоречия в нормативно-правовых актах. Связано это в первую очередь с несовершенством базового Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ [2] (далее — Закон № 59-ФЗ).
Закон № 59-ФЗ устанавливает права гражданина на обращения, определяет требования, предъявляемые к обращениям и порядок их рассмотрения. Важным моментом является то, что закон предусматривает гарантию безопасности гражданина в связи с его обращениями, что выражается в запрете преследования, а также запрет на разглашения сведений, содержавшихся в обращении. Закон № 59-ФЗ наиболее полно отражает тенденцию перехода к демократическому обществу, правового государства, которое закреплено в Конституции РФ 1993 года.
Однако в законе не в полном объеме освещены некоторые стороны обращений граждан в органы власти. Так законом предусмотрен личный прием граждан, при котором устное обращение заносится в личную карточку приема. Непонятно: если человек не может прийти на личный прием, например, в результате болезни, и оглашает свое обращение по телефонному звонку, будет ли данное обращение вносится в карточку приема? Такой вариант не предусмотрен законом, как и если вместо обращающегося лица на личном прием явится его представитель.
Правоотношение, возникающее в процессе реализации права на обращение, требует установления его субъектов. Поэтому статья 33 Конституции Российской Федерации гарантирует право на обращение только гражданам Российской Федерации [1]. Закон № 59-ФЗ значительно расширяет круг субъектов и включая в него иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц и общественные объединения. Возникает правомерный вопрос не противоречит ли это положениям закона Конституции Российской Федерации? Право на обращения традиционно основывается на политических правах, которые в большинстве случаев принадлежат только российским гражданам: право на публичные мероприятия, право голосовать и быть избранным в органы власти, право служить на государственной службе и т. д. Если следовать этой логике, то Закон № 59-ФЗ противоречит статье 33 Конституции РФ.
Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же личными правами и свободами, что и граждане Российской Федерации, в том числе правом на защиту своих прав. Данные права включает в себя и право на защиту нарушенных прав в специализированных органах. Поэтому, если рассматривать право на обращение с данной точки зрения, то оно является элементом конституционного права, которым обладают иностранные граждане и лица без гражданства на территории России.
Так Н. И. Гритчина отмечает, что «иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого является, к примеру, предложение о реформировании государственной власти или принятии того или иного закона» [4, с. 135]. Поэтому иностранные граждане и лица без гражданства не могут вносить предложения в российские государственные органы и органы местного самоуправления. С этим трудно не согласится, так как это касается национальной безопасности нашего государства. Они не могут выступать с законодательной инициативой в законодательные органы РФ входящих в состав субъектов Российской Федерации, или вносить предложения по реформированию государственного органа. Так как это нарушает конституционный принцип суверенитета русского народа.
Так как изменение главы 2 Конституции РФ невозможно, предлагается внести поправки по данному вопросу в Закон № 59-ФЗ. Так в Законе № 59-ФЗ необходимо предусмотреть, что иностранные граждане и лица без гражданства могут обращаться за защитой в государственные органы Российской Федерации, за восстановлением или признанием своих прав и свобод, то есть там, где право на обращение может считаться личным и правомочным конституционному праву подсудности на защиту прав и свобод человека. Однако, когда право на обращение является политическим правом, например, право на участие в управлении государственными делами, оно не может быть предоставлено иностранным гражданам и лицам без гражданства. К примеру, право на объединение, предусмотренное статьей 30 Конституции РФ, предоставляется всем, независимо от национальности. Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства могут создавать и вступать в общественные объединения с целью реализации своих законных интересов и защиты прав и свобод. Однако они не могут создавать политические партии и вступать в них, как это предусмотрено частью 2 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» [3].
В Конституции Российской Федерации предусмотрены и другие субъекты прав на обращения, такие как индивидуальные и коллективные обращения. В правоотношения с другой стороны вступают государственные органы и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение указанной в обращении проблемы. Исходя из анализа статьи 33 Конституции РФ и российского законодательства, можно сказать, что право на обращение является субъективным правом, так как оно принадлежит каждому человеку и зависит от его личного желания и усмотрения. Это также предусмотрено Законом № 59-ФЗ, п. 2 ст. 2 где указанно, что граждане осуществляют право на обращение свободно и добровольно.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Содержание данного права составляют определенные правомочия. Так, И. Е. Попов выделяет следующие моменты: право критически анализировать деятельность государственных органов и органов местного самоуправления; право давать рекомендации по совершенствованию деятельности последних; право граждан инициировать изменения в нормативно-правовой базе; право обращаться к органам власти за содействием в реализации особых прав и свобод; право добиваться защиты прав; право сообщать о нарушениях закона органами власти и их должностными лицами, ставших им известными [6 с. 91].
Такое понимание содержания данного закона вытекает из анализируемого Закона № 59-ФЗ. Однако традиционно субъективное право считается: «право-поведение, право-требование, право-пользование и право-притязание» [5, с. 100]. Поэтому право на обращение можно представить, как: право использовать такие правовые элементы, как предложения, заявления и жалобы неправленые в органы власти, получать ответы и тем самым участвовать в управлении государственными делами, право требовать от соответствующих органов и должностных лиц рассмотрения этих обращений и решения проблем содержащимися в обращениях, право на защиту нарушенных прав путем повторного обращения в компетентные органы. Следует отметить, что в Закона № 59-ФЗ не указано, куда гражданин может обратиться в случае нарушения, например, срока рассмотрения жалобы. В ст. 16 Закона № 59-ФЗ указанно только возможность возмещения убытков и убытков в судебном порядке. Статья 14 Закона № 59-ФЗ предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность за обеспечение соблюдения процедуры обращений [5]. Следовательно, они обязаны сами себя контролировать. При такой ситуации смогут ли они быть объективными при анализе обращений?
Таким образом, в законодательстве права на обращения на данный момент еще остаются не решенные вопросы, на которые необходимо обратить внимание законодателю, для дальнейшего развития демократического общества.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2020.
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2006. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/12146661/ (дата обращения 20.01.2020).
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях» //СЗ РФ. 2001. [Электронный ресурс] URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-11.07.2001-n-95-fz/ (дата обращения 20.01.2020).
- Гритчина, Н. И. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. Т. 9. — № 1. — С.135.
- Матузов, Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. -Саратов, 1972. — С. 100.
- Попов, И. Е. Институт права граждан на обращения в органы власти: проблемы понятия и принципиальные особенности // Вестник ЮУрГУ. 2009. — № 6. — С. 91.
- https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly93d3cuZGlzc2VyY2F0LmNvbS9jb250ZW50L3ByYXZvLWdyYXpoZGFuLXJvc3NpaXNrb2ktZmVkZXJhdHNpaS1uYS1vYnJhc2hjaGVuaWUtdi1vcmdhbnktZ29zdWRhcnN0dmVubm9pLXZsYXN0aS1rb25zdGl0