Право граждан на обращения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 30.06.2015

Статья просмотрена: 2177 раз

Библиографическое описание:

Хафизова, А. И. Право граждан на обращения / А. И. Хафизова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8352/ (дата обращения: 16.12.2024).

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет определенные права и обязанности. Основные права перечислены в основном законе РФ — Конституции 1993 года. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Таковыми являются право на жизнь, право на имя, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство и т. д. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право является одной из форм взаимодействия граждан с публичными структурами.

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином. Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее положительное решение — это не просто защита его нарушенного права и законного интереса, но одновременно и элемент политики, позволяющей власти исправлять недостатки, пресекать злоупотребления, а значит, это реальный факт учета мнения конкретного гражданина, его участия в политическом управлении делами государства.

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по любому волнующему их вопросу. Государственные служащие должны в пределах своей компетенции и в установленные сроки рассмотреть обращения граждан, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Итак, рассмотрим какие виды обращений существуют в нашем государстве.

Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» выделяется три вида обращений граждан. Это предложение, заявление, жалоба.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Предложения является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении. Оно не связано с нарушением права граждан, а направлено на улучшение или изменение существующего порядка.

Следующая форма обращений это — заявление, т. е. просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод. Таким способом гражданин реализует свои законные права и интересы, а также право на участие в управлении делами государства путем информирования о различных недостатках и недочетах.

Далее следует жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. С жалобой обращаются, если нарушены права и свободы гражданина, закрепленные законодательством.

Существуют формы обращений, которые не упоминаются в данном ФЗ, но они также рассматриваются наряду с указанными видами. Это ходатайство, петиция и письма-сигналы.

Каждый гражданин может обратиться в органы власти с любым из видов обращений.

Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме, который проводится согласно графику приема граждан. Также через почтовую связь, в электронном виде.

Обращения, направленные в государственные органы и органы местного самоуправления, рассматриваются в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», законами субъектов РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для того, чтобы обращение гражданина поступило в надлежащий орган и было рассмотрено, существует ряд требований.

В письменном обращении должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личная подпись и дата.

Текст обращения может быть написан в свободной форме, но корректным читаемым почерком. Если текст сообщения невозможно прочитать, такие обращения возвращаются адресату.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения. В случае, если в обращении содержится информации о готовящемся преступлении или теракте, то оно направляется в соответствующие органы и ответ по ним не дается.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы, либо их копии.

При этом регистрации и учету подлежат все обращения, поступившие в орган государственной власти и орган местного самоуправления.

Сегодня мы наблюдаем, что все больше граждан обращаются в органы государственной власти за защитой своих прав. Такой вывод можно сделать на основе анализа количества обращений, поступивших на имя Президента Республики Башкортостан. Так, в 2008–2009 гг. в Управление по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РБ поступило 8000 обращений, в 2010–13208, в 2013–14911, в 2014–15302 обращения. Это связано, в первую очередь с тем, что органы государственной власти в условиях демократии становятся все более доступными для граждан.

Тематика обращений разнообразна. Население прежде всего волнуют вопросы жилья и жилищно-коммунальной сферы. В 2010 году 40 % обращений относятся к этой категории. Сегодня данные вопросы по-прежнему больше всего интересуют жителей республики — в 2014 году 32 % (в 2013, 2012 и 2011 годах — по 30 %). На втором месте идут вопросы экономического блока — 25 % от общего количества обращений (в 2013 г. — 26 %, 2012 г. — 22 %, 2011 г. — 20 %, 2010 г. — 14 %). На третьем месте — вопросы социального блока: соцобеспечение, здравоохранение, образование — 20 % (в 2013 г. — 20 %, 2012 г. — 25 %, 2011 г. — 23 %, 2010 г. — 26 %).

Вопросы общественно-политического развития стабильно держат четвертую позицию с 15 % (в 2013 г. — 15 %, 2012 г. — 14 %, 2011 г. — 16 %, 2010 г. — 8 %).

В предыдущие годы вопросы, связанные с обеспечением безопасности, законности и правопорядка, занимали более высокие позиции в общем числе обращений, в последние три года группа «Оборона. Безопасность. Законность» занимает пятую позицию — 8 % (в 2013 г. — 9 %, 2012 г. — 9 %, 2011 г. — 11 %, 2010 г. –12 %).

Таким образом, каждый гражданин обладает правом на обращение. В целях реализации своих прав и интересов граждане могут обратиться в любую организацию. За исключением случаев, установленных законов, все обращения, поступившие в организацию, подлежат рассмотрению. Должностные лица должны в установленные сроки рассмотреть обращение и дать на него ответ.

 

Литература:

 

1.                  Конституция РФ 1993 года.

2.                  ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений».

3.                  Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учеб. пособие/С. Ю. Кабашов — М.: Флинта: Наука. — 2009. — 352 с.

4.                  Кабашов С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: учеб.пособие/ С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова. — М.: Флинта: Наука. — 2009. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений.