Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Право граждан на обращения

3. Конституционное (государственное) право
30.06.2015
2188
Поделиться
Библиографическое описание
Хафизова, А. И. Право граждан на обращения / А. И. Хафизова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8352/.

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет определенные права и обязанности. Основные права перечислены в основном законе РФ — Конституции 1993 года. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Таковыми являются право на жизнь, право на имя, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство и т. д. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право является одной из форм взаимодействия граждан с публичными структурами.

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином. Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее положительное решение — это не просто защита его нарушенного права и законного интереса, но одновременно и элемент политики, позволяющей власти исправлять недостатки, пресекать злоупотребления, а значит, это реальный факт учета мнения конкретного гражданина, его участия в политическом управлении делами государства.

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по любому волнующему их вопросу. Государственные служащие должны в пределах своей компетенции и в установленные сроки рассмотреть обращения граждан, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Итак, рассмотрим какие виды обращений существуют в нашем государстве.

Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» выделяется три вида обращений граждан. Это предложение, заявление, жалоба.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Предложения является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении. Оно не связано с нарушением права граждан, а направлено на улучшение или изменение существующего порядка.

Следующая форма обращений это — заявление, т. е. просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод. Таким способом гражданин реализует свои законные права и интересы, а также право на участие в управлении делами государства путем информирования о различных недостатках и недочетах.

Далее следует жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. С жалобой обращаются, если нарушены права и свободы гражданина, закрепленные законодательством.

Существуют формы обращений, которые не упоминаются в данном ФЗ, но они также рассматриваются наряду с указанными видами. Это ходатайство, петиция и письма-сигналы.

Каждый гражданин может обратиться в органы власти с любым из видов обращений.

Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме, который проводится согласно графику приема граждан. Также через почтовую связь, в электронном виде.

Обращения, направленные в государственные органы и органы местного самоуправления, рассматриваются в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», законами субъектов РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для того, чтобы обращение гражданина поступило в надлежащий орган и было рассмотрено, существует ряд требований.

В письменном обращении должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личная подпись и дата.

Текст обращения может быть написан в свободной форме, но корректным читаемым почерком. Если текст сообщения невозможно прочитать, такие обращения возвращаются адресату.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения. В случае, если в обращении содержится информации о готовящемся преступлении или теракте, то оно направляется в соответствующие органы и ответ по ним не дается.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы, либо их копии.

При этом регистрации и учету подлежат все обращения, поступившие в орган государственной власти и орган местного самоуправления.

Сегодня мы наблюдаем, что все больше граждан обращаются в органы государственной власти за защитой своих прав. Такой вывод можно сделать на основе анализа количества обращений, поступивших на имя Президента Республики Башкортостан. Так, в 2008–2009 гг. в Управление по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РБ поступило 8000 обращений, в 2010–13208, в 2013–14911, в 2014–15302 обращения. Это связано, в первую очередь с тем, что органы государственной власти в условиях демократии становятся все более доступными для граждан.

Тематика обращений разнообразна. Население прежде всего волнуют вопросы жилья и жилищно-коммунальной сферы. В 2010 году 40 % обращений относятся к этой категории. Сегодня данные вопросы по-прежнему больше всего интересуют жителей республики — в 2014 году 32 % (в 2013, 2012 и 2011 годах — по 30 %). На втором месте идут вопросы экономического блока — 25 % от общего количества обращений (в 2013 г. — 26 %, 2012 г. — 22 %, 2011 г. — 20 %, 2010 г. — 14 %). На третьем месте — вопросы социального блока: соцобеспечение, здравоохранение, образование — 20 % (в 2013 г. — 20 %, 2012 г. — 25 %, 2011 г. — 23 %, 2010 г. — 26 %).

Вопросы общественно-политического развития стабильно держат четвертую позицию с 15 % (в 2013 г. — 15 %, 2012 г. — 14 %, 2011 г. — 16 %, 2010 г. — 8 %).

В предыдущие годы вопросы, связанные с обеспечением безопасности, законности и правопорядка, занимали более высокие позиции в общем числе обращений, в последние три года группа «Оборона. Безопасность. Законность» занимает пятую позицию — 8 % (в 2013 г. — 9 %, 2012 г. — 9 %, 2011 г. — 11 %, 2010 г. –12 %).

Таким образом, каждый гражданин обладает правом на обращение. В целях реализации своих прав и интересов граждане могут обратиться в любую организацию. За исключением случаев, установленных законов, все обращения, поступившие в организацию, подлежат рассмотрению. Должностные лица должны в установленные сроки рассмотреть обращение и дать на него ответ.

 

Литература:

 

1.                  Конституция РФ 1993 года.

2.                  ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений».

3.                  Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учеб. пособие/С. Ю. Кабашов — М.: Флинта: Наука. — 2009. — 352 с.

4.                  Кабашов С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: учеб.пособие/ С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова. — М.: Флинта: Наука. — 2009. — 296 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный